Главная » 2013 » Январь » 15 » Структура личности
12:44
Структура личности

Проблема изучения личности в социологии является одной из главных, так характеризуя социальные явления, взаимосвязи людей в обществе, необходимо понимать, что влияет на поступки каждого конкретного человека. Это означает, что индивидуальное поведение представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества. Понятие «человеческая природа» уже давно 
сформулировано социологами и философами. Американский социолог Дж. Дьюи считает, что:

• человеческая природа - это то, что определяет постоянный влечение человека;

• человеческая природа не имеет врожденных мотиваций и поездов, это просто средство схватывать, принимать;

• человеческая природа не является врожденной, а наоборот проявляется в том, что человек способен самостоятельно создавать культурные ценности, нравственные идеалы.

      Такое сводной различных определений человеческой природы демонстрирует наличие противоречий. Более общее толкование: человеческая природа - это комплекс общих способностей, которые обеспечивают индивиду удовлетворение биологических потребностей и приспособления к среде. В ходе приспособления она может проходить разные стадии (модификации).
     Американский философ В.Джемса выделял органический, социальный и духовный уровни в структуре личности. Органический уровень обусловливает стремление телесной субстанции человека, социальный - действия общественно зависимого индивида, а духовный - развитие интеллектуальных, религиозных и моральных устремлений.

   Р.Кеттел, Г.Айзенк считали, что в основе поведения человека лежат определенные гипотетические качества, с помощью которых можно описать структуру личности. Юнг разделял людей на две категории: экстраверты и интроверты, которые по разному воспринимают и влияют на окружение. Привлекает внимание иерархическая теория потребностей человека, разработанная Маслоу. Он считал, что человек становится личностью только тогда, когда она не ограничивается удовольствием примитивных физиологических потребностей, а пытается быть социально активной, развернуть свой внутренний потенциал, что приведет к самореализации и самоопределении в обществе.
      У психологов, социологов вызывает много вопросов: можно воспитать человека? что важнее - наследственность или среда? Надлежащее развитие, при поиске ответов на вопросы, получила теория инстинктов с последующим выводом: индивид рождается человеком не по поведению, а только по физиологической строении и становится ею в ходе социализации, т.е. в процессе усвоения культуры в широком смысле. А природа человека проявляется в том, что она способна усвоить культуру, войти в общество, социализироваться, стать социальным существом.

      Человек есть биологический организм, который несет в себе определенную наследственность и это нельзя забывать. От природы он получает определенный набор качеств, которые безусловно влияют на то, как будет проходить процесс социализации.
      Человек, рождаясь как организм, вступая в контакт с окружающим миром, становится личностью, которая характеризуется определенными чертами. «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальности приобретают».

     Человек как индивидуальность воспроизводит себя в продуктивных действиях, и его поступки вызывают интерес лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно говорить противоположное: она вызывает интерес именно поступками. Личность - это инициатор последовательного ряда жизненных событий, «субъект поступления» (М.М. Бахтин).

      Личность - всегда общественно развитый человек. Личность есть совокупность трех основных составляющих:

• социальные факторы (среда, условия, нормы, регулирующие)

• биогенные задатки;

• психологическое ядро ​​- «Я».

       Природа немало дает человеку от рождения. Врожденными являются не только биологические характеристики, но и психологические элементы личности, такие как воля, характер, воображение, склонности, способности, темперамент. Но сделать человеческой организм личностью может только социализация (см. схему). В процессе ее воспитывая группы (семья, школа, друзья) передают человеку целый ряд ценностей, точнее их систему. В центре ее находится культурный идеал личности. В нем «собираются» требования социальной группы. Тяга к идеалу вводит личность в определенное (этническое, молодежное и др.) среду. Оценка средой зависит от степени усвоения личностью идеала. Опыт, который усвоила личность постепенно становится частью его самого. Это субъективный опыт.

Социализация - это процесс и результат усвоения с последующим активным воспроизведением индивидом социального опыта.
       Таким образом, процесс социализации связан с общения и совместной деятельностью людей. Однако, с точки зрения психологии, социализация не может рассматриваться как механическое отражение социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же ситуаций может быть различным в зависимости от характера, уровня общения, культуры и т.д.. То есть, разные личности с объективно одинаковых ситуаций выносят разный опыт. На этом положении базируется единство двух противоположных процессов - социализация и индивидуализация. Иными словами, социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.

       Следует отметить, что согласно теории А.В. Брушлинского, индивид социальный по своей сути, способен развиваться в самых различных направлениях а не только от общественного к индивидуальному. То есть он - активный субъект саморазвития. В этом случае процесс социальной адаптации будем определять как активно-развивающий, а не только пассивно - приспособлен.

В процессе выполнения социальных ролей, человек отделяет себя от окружающего мира сознавая свое субъективное «Я». Все социальные роли будут колебаться относительно субъективного «Я» личности, никогда не отклоняясь далеко.

      Существует еще один элемент личности, также возникает в ходе социализации - отражается Вальне «Я». Это комплекс представлений, которые каждый из нас должен о себе на основе того, что он знает, что о нем думают люди. Отображаемое «Я» это своеобразный контроллер личности, который определяет реакцию окружающих на поведение индивида.

      Структура личности сложная. Недаром существует более 90 определений в психологии. Возникает интерес концепция украинского психолога С. Костюка, за которой индивид становится общественным существом, то есть личностью, по мере того как у него формируется сознание и самосознание, образуется система психических свойств, способность участвовать в жизни общества, выполнять социальные функции.

      Различая понятия «индивид» и «личность» Г.С. Костюк считает, что структура личности представляет собой устойчивую и динамичную систему психических свойств, непосредственно обусловлена ​​характером ее деятельности и, при этом, включает в себя сознание, самосознание, направленность, психические процессы.

     Наиболее обоснованная структура, разработанная К.К. Платонов. Она включает:

• Направленность личности (убеждения, мировоззрение, интересы, потребности и пр.);

• Опыт личности (умение, навыки, знания, привычки);

• Особенности психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, чувства, воля);

• Биопсихични свойства (темперамент, возрастные, половые, патологические свойства).

     Личность - это социально-психологическая категория и вместе с тем неповторимая динамическая интеграция унаследованных и приобретенных механизмов, процессов психической деятельности, которые находятся в непрерывном взаимодействии.

     Исходя из исследования Е.У. Комаровой можно сделать вывод, что:

1. Всякая личность имеет особые биологические и психологические характеристики, которые не определяют его поведение, но придают ей индивидуальный характер.

2. В процессе социализации человеческий организм становится личностью:

• приобретает культурный идеал и пытается ему подражать;

• выполняет различные социальные роли, что позволяет включиться в общественную жизнь;

• формирует субъективное «Я» как основу своего поведения;

• создает исходных «Я» контролирует его с помощью своего поведения.

3. Все эти элементы личности должны взаимодополнять друг другу.

     Если есть эта гармония в личности, это здоровая личность, которая способна вступать в социальные отношения с другими людьми.
     Обратим внимание на то, что в человеке на протяжении всей жизни параллельно идут два взаимосвязанных процесса: процесс ее личного становления и процесс социализации. Личностное, внутреннее становление происходит в борьбе культурного начала с инстинктами. Социализация есть процесс вхождения человека в сообщество, Ее знакомство постепенно расширяется кругом различных сообществ, выработкой человеком взаимоотношений в новых сообществ, принятие тех или иных установок, характерных для определенного сообщества, усвоения человеком своей роли в сообществах и в обществе в целом.

        Процесс социализации имеет активный и двусторонний характер: вступая в сообщество, человек не только подчиняется ее законам, но и вносит в нее свой смысл, активно влияет на ее характер, в особенности когда постепенно входит в элиту сообщества.

       Опасность, которая ожидает человека в процессе социализации, заключается в том, что, оказавшись в определенной общности, личность останавливается на этом, не пытается больше расширять круг сообществ, воспринимает как руководство к действию только те установки, которые уже действуют в удобной для нее сообществу . Чем к большему количеству сообществ относится человек, тем более терпимой и толерантной она становится.
Просмотров: 1192 | | Рейтинг: 0.0/0