Главная » 2013 » Январь » 15 » Влияние семейной среды на социализацию личности
12:26
Влияние семейной среды на социализацию личности

Цель социализации - помочь личности выжить в общественном потоке кризисов и революций: политической, экологической, энергетической, информационной, овладеть опытом старших, понять свое призвание, самостоятельно найти пути эффективного самоопределения в обществе. При этом человек стремится к самопознанию, само осмысление, самосовершенствования.

Для современного этапа развития общества характерно сочетание негативных изменений в отрасли жизнеобеспечения молодежи с преодолением негативных изменений, сложных противоречий в сферах нравственного и духовного развития. Общественное мнение находится в поисках общественно - мировоззренческих альтернатив в связи с идеологической и политическим кризисом в обществе, духовным вакуумом, нарушением моральных ценностей.

Процесс демократизации общества и перехода к рыночным отношениям отразился на жизнедеятельности современной семьи, ее материально - экономическом положении, жилищно-бытовых условиях, морально - бытовых условиях, морально - психологическом климате, особенностях организации свободного времени и на воспитании детей.

Семья функционирует на основе совместного быта, экономического, морально - психологического уклада, воспитания детей, взаимной ответственности. Она обеспечивает социализацию человека, самореализацию личности, защиту от проблем, способствует формированию личности с установленным поведением.

Роль сим "и в обществе очень важна, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для адаптации ребенка в обществе.

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с ним человек чувствует всю свою жизнь. В семье закладываются основы морали, раскрывается внутренний мир человека и индивидуальные качества личности, формируются нормы поведения.
Жизнедеятельность семьи реализуется через основные функции:

- Морально - экономическую - бюджет семьи, участие в общественном производстве, приобретения профессии.

- Жилищно-бытовую - обеспеченность жильем, ведение домашнего хозяйства, организация быта.

- Репродуктивную - продолжение человеческого рода.

- Коммуникативную - создание благоприятного семейного микроклимата, внутрисемейное общения.

- Воспитательную - формирование личности ребенка, передача ей социального опыта.

- Реактивную - организация свободного времени.

Современные семьи разнообразны, и от того, в какой именно живет ребенок, зависит, каким содержанием наполняется процесс формирования его личности. В основном, семьи делятся на благополучные и неблагополучные.

Благополучная семья определяется не материальной обеспеченностью семьи и бытовыми удобствами, хотя, конечно, они имеют большое значение для нормальной жизнедеятельности членов семьи. Они характеризуются благоприятным микроклиматом. В таких семьях существуют общность жизненной цели и интересов во многих сферах духовной жизни, понимание душевных переживаний другого, стремление помочь друг другу в решении тех или иных семейных и личных проблем; доброта и чуткость, понимание.

Важную роль в общении родителей с детьми играет заинтересованность в делах друг друга, совместное обсуждение различных жизненных проблем, взаимное доверительное отношение.

Неблагополучная семья - семья, в силу объективных или субъективных причин потеряла свои воспитательные возможности, вследствие чего в ней возникают неблагоприятные условия для воспитания ребенка.

К неблагополучным относятся:

- Семьи, где родители-алкоголики, тунеядцы, ведут аморальный образ жизни;

- Семьи с низким морально-культурным уровнем родителей;

- Семьи с устойчивыми конфликтными ситуациями в отношениях между родителями, родителями и детьми;

- Неполные семьи;

- Семьи внешне благополучные, в которых допускают серьезные ошибки в системе воспитания результате педагогической необразованности;

- Нерациональная и нецелесообразна организация свободного времени ребенка;

- Безнадзорность, бесконтрольность или односторонний контроль за ребенком;

- Занятость родителей своими делами;

- Незнание индивидуальных особенностей своего ребенка;

- Семья с активной но неправильной педагогической позицией;

- Семья с нарушенной системой общения между членами семьи.

В таких семьях происходят постоянные конфликты, которые проявляются в ссорах, спорах, взаимных обидах, грубости. У детей формируются повышенная возбудимость, страх, неуверенность в своих силах.

Мы привели известный классический разделение семей. Но в современном обществе, когда материальное положение значительно влияет на уклад и микроклимат семьи, целесообразно

   вывести следуя типологию семей где критериями являются психологический климат и материальное положение:

1) благополучно-стабильна - (благоприятный психологический климат + стабильный финансовый доход);

2) благополучно-нестабильна - (благоприятный психологический климат + материальная нестабильность);

3) неблагополучно-стабильная - (неблагоприятный психологический климат (как правило семьи со скрытой формой неблагополучия) + стабильный финансовый доход);

      4) неблагополучно-нестабильная - (неблагоприятный психологический климат + нестабильный прибыли).

    В каждой, из приведенных типов семей, на ребенка вливают по разному. При этом не следует как недооценивать, так и переоценивать роль родительского влияния, поскольку существуют факторы, ограничивающие эффективность этого воздействия. По мнению И.Кона, такими факторами являются:

1) возраст ребенка (в раннем детстве ключевой фигурой является мать, позже влияние отца приравнивается материнском, позже на смену им приходят ровесники и общественные институты социализации);

2) пол ребенка (степень родительского влияния и успех в воспитании детей зависят от пола ребенка. Внесемейных окружение является более важным для парня, чем для девушки);

3) существование других агентов социализации (в пределах семьи и вне ее);

4) степень различия в условиях жизни, ценностных ориентациях между поколением отцов и поколением детей;

5) амбивалентность родительских чувств и их социально-психологических последствий (усиление родительской заботы и, вместе с тем, ограничение внутренней свободы детей способствует формированию социальной безответственности)

6) компенсационные механизмы социализации, уравновешивающих или сводят на нет воспитательные усилия родителей.

         Кроме того, отсутствие одного из родителей создает предпосылки к нарушению гармоничного развития личности и, соответственно, к усложнению механизмов социализации личности. Наибольшую пользу родительская и материнская любовь приносит в единстве.

По нашему мнению, для успешной социализации личности значительно важнее не столько структурный состав семьи, сколько ее морально-психологический климат. Морально-психологический климат это условия, способствующие или мешающие успешной взаимодействия членов семьи и их личностному развитию, возникают вследствие совокупности настроений и отношений членов семьи. В основу благоприятного климата положено супружескую совместимость. Благоприятный климат имеет следующие признаки: единство взглядов, мнений, ценностных ориентаций, сплоченность членов семьи, возможность всестороннего развития личности; доброжелательная требовательность между членами семьи; чувство защищенности; взаимодоверие и взаимоуважение; тяга к совместного проведения досуга и выполнение домашних обязанностей; открытость семьи, полноценные внешние контакты.

       Нарушение эмоциональных отношений в семье негативно влияет на формирование личности. Отношения между матерью и отцом оказывают решающее влияние на социализацию детей, поскольку холодность матери в отношении мужа и перенос всех чувств на детей приводит к гиперопеки, что тормозит становление социальной компетентности последних. В случае непрерывной критики со стороны отца по отношению к жене формируется неуважение к двух родителей. Если у отца с матерью проблемы между собой, дети рано или поздно начинают объединяться в коалиции с одним из родителей против другого. Как считает А.Адлер, если мать демонстрирует уважение и чувства только к мужу, а между детьми и матерью существует эмоциональная вакуум, то такая ситуация приводит к формированию у детей чувства ненужности, неуверенности в себе, потенциальные возможности которых останутся нереализованными.

Дисгармоничные отношения в семье, особенно между родителями, коррелируют с возникновением психических нарушений и формированием делинквентности у детей (Туманова Е.Н.). Отсутствие эмоционального контакта между родителями и детьми побуждает последних на поиск авторитетов и эмоционально значимых людей вне семьи. Семья с нездоровой морально-духовной атмосферой прививает аморальный образ жизни (Ремезова В.В.). Неблагоприятный психологический климат семьи способствует большей вероятностью заболеванием детей, чем инфекции; отрицательное эмоциональное состояние мешает гармоничному, полноценному и свободному развитию личности (Ушакова Т.А.). Семейное неблагополучие (конфликты и бедность) влияет на формирование детской депрессивности, асоциальных проявлений (Венар Ч., Кериг П.). В таких случаях семья является источником травматизации личности. Открытые конфликты между родителями в присутствии ребенка увеличивают риск возникновения проблем у ребенка, конфликты являются своеобразным медиатором развития детской психопатологии. Стратегии воспитания конфликтующих родителей отличаются непоследовательностью и иррациональностью, чем большую вербальную и физическую агрессию родители проявляют между собой, тем больше вероятность проявления агрессии в отношении ребенка. Родительские конфликты имеют ребят разное влияние. Девушки, болезненно реагируют на родительские проблемы, интернализують конфликт и чувствуют свою вину и ответственность. Ребята под влиянием родительских ссор становятся более агрессивными (Берг-Кросс Л.).
Следовательно, следующим фактором, влияющим на процессы социализации личности является психологический климат семьи, который мы определили главным критерием определения благополучия семьи. Неполная благополучная семья создает лучшие условия для социализации личности, чем полная неблагополучная семья.

Структурная деформация семьи обусловливает риск неудачной социализации через высокие протекционистские тенденции материнской заботы,  высокий риск эмоционального отчуждения, также не лучше влияет на развитие личности и порождает неуверенность и низкую самооценку. Поэтому целесообразно предоставление компенсационного влияния в материнских семьях в виде увеличения требований, предоставлении большей свободы и самостоятельности, а в родительских - дополнительного эмоционального тепла и заботы.

Таким образом, можем констатировать, что следующим фактором, который влияет на психосоциальную становления подростка является стиль материнской / отцовской любви, указывающий на уровень педагогической компетентности родителей и влияет на качество родительско-детских отношений.
Еще одним фактором, который существенно влияет на стиль родительской заботы является личность ребенка. Как родители влияют на детей, так и дети влияют на родителей. Исследовательница Л.Берг-Кросс описывает поведенческие реакции детей, которые провоцируют родительский гнев, влияющие на выбор родительской воспитательной стратегии и, соответственно, на психологический климат семьи: непослушание подростка, мать видит, что подросток делает идентичны ней ошибки; соперничество сиблинги; вторжения старшего подростка в личную жизнь родителей; родительская усталость от подростка, который постоянно предъявляет определенные требования; подросток избегает матери / отца или избегает общения с ними социально некомпетентные действия подростка; ревность, старший подросток делает что-либо лучше, чем мать / отец ; подросток проявляет характер (или в действиях, или эмоционально) своим поведением в общественном месте старший подросток ставит мать / отца в неудобное положение.

Настройка положительных родительско-детских отношений и авторитетный влияние матери / отца будут способствовать формированию качеств, необходимых для успешной социализации личности.

       Учеными обнаружено большое количество деформированных стилей родительской заботы, наличие которых является результатом бессознательного копирования моделей родительской любви от своих родителей, Е.Ейдемилер, В.Юстицкис и Л.Берг Кросс [отмечают, что такие деформации в семье наблюдаются из поколения в поколение. Вероятность деформации родительско-детских отношений высока как в полных семьях, так и в неполных.

   Полностью избежать противоречий в семье невозможно. Потому что в браке сходятся разные люди, с разным видением мира, со своими психологическими и биоритмичнимы характеристиками, различными опытом воспитания. Все это приводит к недоразумениям, волнений, раздражительности, конфликтов. К этому можно добавить и то, что для каждого человека характерны кратковременные перепады настроения, депрессии и стрессовые состояния.

   Конфликт "родители-дети" закономерный, как чисто человеческое явление. Если исходить из исторических реальностей сосуществования поколений, то возникает утверждение о том, что конфликт между ними - неотъемлемая естественная составляющая человеческого бытия.
Существенную роль в конфликте играет личная культура членов семьи. В случае ее отсутствия конфликт приобретает форму унижения, разрушения отношений: резкие слова, долговременные распри, ссоры.

Если говорить о педагогических способностях родителей, то наиболее важных из них следует отнести умение должным организовывать коммуникативную деятельность, налаживать внутрисемейные взаимоотношения и устанавливать правильные отношения с детьми.
Будем считать, что:

1) существенными чертами, вызывающими конфликт со стороны родителей в воспитании детей, назван не понимание, незнание возрастных особенностей, неумение анализировать и решать ситуацию т.п.;

2) ряд негативных личностных черт несдержанность, раздражительность, равнодушие;

3) излишняя принципиальность, опека, диктаторство, авторитарность решений.

Подавляющее большинство психологов, социологов сходятся на том, что на данном этапе развития общества, семья явно не обладает той важной ролью, на которую она претендовала в грядущую эпоху. К этому привели уменьшение стабильности семьи, малодетность, ослабление традиционной роли отца, сверх занятость женщин и другие проблемы.

        Автор концепции конфликта поколений Дж. Колеман считает: если в прошлом семья готовила молодого человека к вступлению в общество, то в современных условиях она уже не может осуществлять эту функцию, потому что родители не способны понять те большие изменения, которые произошли в обществе со времен их молодости и не могут поставить себя на место своих детей. А, исходя из того, что молодые люди имеют, как правило, более высокое образование, то в них действительно мало общего с их родителями.

       С концепцией Дж. Колемана, о взаимоотношении поколений похожа концепция М.Мида, которая раскрывается в книге "Культура и мир детства". Характеризуя взаимоотношения между представителями старшего и младшего поколений он приводит пример: "совсем недавно старшие могли говорить: Послушай, когда я был молод, а ты никогда не был старым то .... Но сегодня молодые могут им ответить: "Ты никогда не был молодым в мире, где молод я, и никогда там не будешь". Таким образом, распадается цепочку взаимосвязей между поколениями. На смену власти родителей над детьми (как основы воздействия), что было характерно для предыдущих обществ (пост фигуративных и конфигуративно, по терминологии М.Мида), должен прийти влияние авторитета - группа сверстников. Поэтому семья должна, без определенного сопротивления, пытаться найти с ребенком общий язык и помочь ей своими взаимоотношениями: между собой, с окружающими, примерами отношение к труду, согласованными действиями т.д..

Когда родителей спрашивают каким они видят своего ребенка в будущем, то большинство, не задумываясь, рисует картину только с положительным результатом. Другие, настроенные более пессимистично, считая, что невозможно определить результат. Педагоги, психологи считают, что результат воспитания можно прогнозировать, ознакомившись с семейными установками по отношению к ребенку .. Рассмотрим лишь четыре из них, а промежуточный вариант, каждая семья, воспитатель, могут определить самостоятельно.


Просмотров: 7498 | | Рейтинг: 0.0/0