Аспекты исследования профессиональной психологической пригодности кандидатов в военнослужащие, поступающих на военную службу по контракту - Психология и педагогика - Каталог статей - Психология | Социальная педагогика | Психоанализ
Главная » Статьи » Психология и педагогика

Аспекты исследования профессиональной психологической пригодности кандидатов в военнослужащие, поступающих на военную службу по контракту

 
В настоящее время, во время перехода Вооруженных Сил РФ на новый принцип 
комплектования  военнослужащими  по  контракту,  становятся  актуальными  исследова-
ния,  направленные  на  изучение  профессиональной  психологической  пригодности  кан-
дидатов в военнослужащие, поступающих на военную службу по контракту. Мероприя-
тия по профессиональному психологическому отбору граждан, поступающих на воен-
ную службу по контракту, проводятся в целях определения их профессиональной при-
годности к военной службе на конкретных воинских должностях, установленных психо-
логической классификацией, замещаемых сержантами, старшинами, солдатами и матро-
сами. Данная классификация приведена в Руководстве по профессиональному психоло-
гическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации, введенном в действие 
приказом Министра обороны РФ от 2000 г. №50. 

Цель нашей работы – оценить уровень профессиональной психологической пригод-
ности кандидатов в военнослужащие, поступающих на военную службу по контракту. 
Исследование  проводилось  на  базе  временного  учебного  центра 42 гвардейской 
мотострелковой дивизии, дислоцирующейся в Чеченской Республике. Нами анализиро-
вались результаты, характеризующие нервно-психическую устойчивость (НПУ) канди-
датов в военнослужащие. Установлено, что для изучения НПУ психологами центра ис-
пользовался многоуровневый личностный опросник «Адаптивность». Данная методика 
включает  в  себя 165 вопросов  и  оценивает  способность  тестируемого  к  социально-
психологической адаптации. 

Эффективность адаптации в значительной степени зависит от того, насколько аде-
кватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи, точно соизмеряет свои по-
требности  с  имеющимися  возможностями  и  осознает  мотивы.  Например,  искаженное 
или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что мо-
жет привести к повышенной конфликтности, снижению работоспособности, антисоци-
альным поступкам, срыву профессиональной деятельности. Поэтому определение уров-
ня НПУ кандидатов в военнослужащие является важной составляющей определения их 
профессиональной психологической пригодности к военной службе. 

При  оценке  возрастного  состава  кандидатов  в  военнослужащие  была  выявлена 
следующая картина. Более половины опрошенных составляла группа лиц в возрасте от 
20 до 25 лет, около четверти – от 25 до 30 лет. Одинаковое количество, по 9,3% от числа 
всех кандидатов, было в возрасте от 18 до 20 и от 30 до 35 лет. Более 4% были лица 
старше тридцатипятилетнего возраста. 

Используемая в исследовании методика позволяет разделить анкетируемых воен-
нослужащих на следующие группы по уровню НПУ: 

Первая категория – военнослужащие, рекомендуемые в первую очередь. НПУ со-
ставляет 8–10 баллов. 

Вторая категория – военнослужащие, рекомендуемые во вторую очередь. НПУ у 
этой категории – 5–7 баллов. 

Третья категория – военнослужащие, рекомендуемые условно, с НПУ – 3–5 баллов. 

Четвертая категория – военнослужащие, не рекомендуемые для военной службы. 
НПУ у этой категории ниже 3-х баллов. 

К признакам нервно-психической неустойчивости относятся: преобладание подав-
ленного или беспричинно приподнятого настроения, частые резкие колебания настрое-
ния, многочисленные жалобы на состояние здоровья, расстройства сна, частые головные 
боли, обмороки, повышенная раздражительность, вспыльчивость, навязчивые неприят-
ные мысли, сомнения, тревоги. 

По результатам опроса кандидатов в военнослужащие к первой категории профес-
сиональной психологической пригодности относилось 73,1% респондентов, ко второй – 
25,3%  и  к  третьей – 1,6%, что  свидетельствует  о  высокой  степени  профессиональной 
психологической пригодности кандидатов. 

Представляет интерес изучение зависимости уровня НПУ от возраста кандидатов в 
военнослужащие, поступающих на военную службу по контракту. 

При анализе зависимости уровня НПУ от возраста опрошенных военнослужащих 
были получены следующие результаты. Так, доля лиц, относящихся к первой категории, 
достоверно выше среди 18–20-летних и 35–40-летних (82,1% и 83% соответственно). То-
гда как доля этой категории в других возрастных группах существенно не изменяется и в 
среднем составляет 73,4%. Отмечается достоверно большее количество кандидатов, от-
носящихся  ко  второй  категории  НПУ  в  группе 25–30 лет.  В  группах 18–20 и 35–40-
летних количество лиц данной категории составило в среднем по 17%. Наибольшая доля 
лиц третьей категории была выявлена в группе от 20 до 30 лет, тогда как в группе от 18 
до 20 и от 30 до 40 лет кандидатов, относящихся к данной категории, не выявлено. 
Полученные  данные  свидетельствуют  о  наличии  зависимости  НПУ  от  возраста 
кандидатов в военнослужащие, поступающих на военную службу по контракту. Это мо-
жет быть объяснено целым рядом факторов, таких как образовательный уровень, нали-
чие жизненного опыта, профессиональных навыков и т.д. Следует отметить, что у самых 
молодых кандидатов жизненный опыт не велик, и они во многом способны легче вос-
принимать жизнь и адаптироваться к переменам, а для самых старших возрастных групп 
более характерно накопление опыта и навыков, что позволяет им с пониманием отно-
ситься к жизни, что и объясняет их высокий уровень НПУ. 

Проведенный анализ НПУ кандидатов в военнослужащие, поступающих на воен-
ную службу по контракту позволил выявить некоторые особенности распределения их 
по уровням НПУ, что является актуальным при определении профессиональной пригод-
ности  кандидатов  к  военной  службе  на  конкретных  воинских  должностях,  разработке 
комплекса  мероприятий  по  обеспечению  благоприятного  психологического  микрокли-
мата для военнослужащих, формирования высокопрофессиональной армии. Выявление 
индивидуальных  личностных  характеристик  кандидатов  делает  возможным  создание 
более гибкой и доступной системы обучения военнослужащих, что, по-нашему мнению, 
значительно повысит его качество и эффективность и положительно отразится на разви-
тии Вооруженных Сил Российской Федерации.
Категория: Психология и педагогика | (22.01.2013)
Просмотров: 354 | Рейтинг: 0.0/0