Главная » Статьи » Психология и педагогика

Автоматические процессы пространственной ориентировки: анализ слуховой асимметрии


Одним из ведущих направлений когнитивных исследований внимания конца 20 – 
начала 21 века стало изучение его пространственных характеристик, что диктуется осо-
бенностями одной из доминирующих метафор внимания – метафорой прожектора [5]. 
Процессы  перемещения «луча  прожектора» (внимания)  в  пространстве  принято  назы-
вать ориентировкой [10]. Одной из основных методик для исследования пространствен-
ной ориентировки является методика подсказки, предложенная М. Познером и его кол-
легами [11]. В  ней  испытуемому  предлагается  давать  скоростные  ответы  на  простые 
зрительные или слуховые стимулы (цели), предваряемые информацией (подсказкой) о 
будущей локализации цели, которая может быть как верной, так и неверной. Сравнивая 
времена реакции (ВР) на цели в пробах с верными и неверными подсказками, исследова-
тели делают вывод о наличии или отсутствии ориентировочного эффекта, который мо-
жет быть как положительным, так и отрицательным. 

Одним из важнейших вопросов в исследованиях ориентировки является соотноше-
ние  т.н.  экзогенного (восходящего  и  автоматического)  и  эндогенного (нисходящего  и 
контролируемого) компонентов внимания в этих процессах. Методически эти два ком-
понента четко разделены, и, как показывают результаты исследований, они имеют весь-
ма различные динамические характеристики [4]. Большинство исследователей при этом 
склонны считать, что эти компоненты не пересекаются, хотя ряд авторов признает суще-
ствование эндогенной модуляции экзогенного внимания [9, 12], но эта точка зрения не-
достаточно представлена в науке. 

Основная гипотеза нашего исследования состояла в том, что система автоматиче-
ской экзогенной ориентировки испытывает на себе влияние сложного эндогенного ком-
понента, который также проявляется автоматически. 

В  качестве  исследовательской  модели  мы  выбрали  слуховую  межполушарную 
асимметрию, поскольку известно, что она, с одной стороны, чувствительна к процессам 
ориентировки [8], а с другой – к процессам распределения внимания, понимаемому как 
энергетические ресурсы [3, 6]. Испытуемые (N=90) решали задачу обнаружения порого-
вого звукового сигнала (парадигма «да-нет»), предъявляемого унилатерально. За 1000 мс 
до основного стимула в один из каналов подавался щелчок-подсказка (верная или не-
верная – фактор «Тип подсказки»). Количество верных и неверных подсказок в опыте 
варьировалось  между  испытуемыми (80%, 50% или 20% верных  подсказок – фактор 
«Информативность»), о чем испытуемым заранее сообщалось в инструкции. Кроме того, 
опросниковым методом [2] измерялась энергетическая активация (ЭА) испытуемых (вы-
сокая или низкая – фактор ЭА, связываемый с объемом доступных ресурсов внимания 
[2, 7]). В  качестве  зависимых  переменных  использовались  индексы  абсолютной  выра-
женности межполушарной асимметрии – латеральные эффекты (ЛЭ) по показателям 
ВР, дисперсии ВР (СКО ВР), сенсорной чувствительности A` и строгости критерия при-
нятия  решения YesRate. По  окончании  опыта  испытуемые  давали  самоотчет  по  стан-
дартной форме. 

Основной  результат  эксперимента  заключался  в  комплексе  значимых  эффектов 
взаимодействия факторов «Тип подсказки» и «Информативность». Для показателей ЛЭ 
ВР, ЛЭ СКО ВР и ЛЭ A` (что указывает на изменения в сенсорном компоненте асим-
метрии) обнаружилась сходная тенденция: при 80% верных подсказок значения ЛЭ бы-
ли выше для проб с неверными подсказками, при 20% – наоборот, а при 50% различий 
не было. Примечательно, что этот эффект обеспечен, прежде всего испытуемыми с низ-
кой ЭА, в то время как у испытуемых с высокой ЭА он сохраняется только для ЛЭ A`. 
Наконец, анализ самоотчетов показал, что 100% испытуемых не использовали подсказку 
сознательно, несмотря на то, что в инструкции их внимание было специально обращено 
на функцию щелчка и его информативность. 

Результаты  исследования  показывают,  что  при  решении  задачи  имела  место  не-
осознаваемая и полностью автоматизированная пространственная ориентировка, кото-
рая, однако, имеет сложную эндогенную детерминацию, связанную с имплицитным за-
поминанием вероятностной структуры ситуации и прогнозированием будущих событий. 
Данная автоматическая система работает на фоновом уровне независимо от тех дейст-
вий, которые выполняются на ведущем, сознательном уровне [1]. Целесообразность та-
кой  ориентировки  становится  понятной  при  анализе  связи  асимметрии  и  активации: 
наиболее стойкий ориентировочный эффект проявился у лиц с низкой ЭА, т.е. дефици-
том энергетических ресурсов, которые можно было бы распределить между каналами. В 
этой  ситуации  автоматизированные  операции  ориентировки,  сами  по  себе  не  претен-
дующие на ресурсы, позволяют оптимально распределять эти ресурсы на ведущем уров-
не, тем самым реализуя поддерживающую функцию. 

Выводы: 1. В задаче обнаружения порогового слухового сигнала проявляется рабо-
та системы автоматической пространственной ориентировки; 2. Эта ориентировка регу-
лируется эндогенными факторами; 3. Функция такой ориентировки – оптимизация стра-
тегии распределения умственного усилия, направленного на задачу.
Категория: Психология и педагогика | (22.01.2013)
Просмотров: 153 | Рейтинг: 0.0/0