Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Авторитаризм и совместное творчество: возможности и ограничения
|
|
Совместное творчество как вид совместной деятельности пронизывает сферы практики, где от команды требуется высокая степень активности, гибкости и транспро- фессионализма. Совместное творчество предполагает поддержку и развитие любой идеи, результат совместного творчества – создание уникального, нового продукта, не- возможного в рамках существующих правил и технологий (Базаров, 2006)42. Продуктом совместно-творческой деятельности может быть уникальное событие, сравнимое с мат- чем в футболе, действием в театре, совместной импровизациией в джазе, операциях в спецназе, деятельности проектных команд и т.д. Среди видов совместного творчества можно выделить спонтанную и спланирован- ную импровизацию. Условиями спонтанной импровизации являются готовность коман- ды к риску, доверие членов команды друг к другу, «минимальная структура» – необхо- димый минимум правил совместной деятельности, домашних заготовок и общеизвест- ных клише, на которые участники команды могут опереться при развертывании импро- визации. Помимо перечисленных условий основной характеристикой спланированной импровизации можно считать наличие этапа предварительного сценирования совмест- ного будущего. Именно на этом этапе, на наш взгляд, происходит сценирование множе- ства возможных вариантов совместных действий. Таким образом, «минимальная струк- тура» в спланированной импровизации включает как навыки и умения каждого из уча- стникаов, так и этап совместного сценирования будущего. При совместном творчестве от членов команды требуются совершенно особые ка- чества и тип поведения: работа в разных ролевых и профессиональных позициях, ориен- тация не только на собственное профессиональное развитие, но и на развитие всех чле- нов команды при соблюдении равенства статусов всех участников совместной деятель- ности. Следует отметить, что согласно имеющимся в современной литературе данным, отмеченные характеристики и ценности совместно-творческой команды в значительной степени противоречат таким чертам авторитарной личности как конвенционализм и конформизм, подчинение лидеру и авторитетам, нетерпимость по отношению к индиви- дам, отклоняющимся от норм группы. Именно поэтому представляется интересным найти ответы на следующие вопросы: «Является ли авторитаризм личности барьером для совместного творчества? Существу- ют ли условия и факторы, повышающие эффективность совместного творчества для ав- торитарной личности?». Ответам на эти вопросы было посвящено специальное эмпири- ческое исследование, в ходе которого проверялась гипотеза о взаимосвязи уровня авто- ритаризма и эффективности совместного творчества в двух ситуациях – спонтанная и спланированная импровизация. Эффективность совместного творчества оценивалась по основным критериям, основанным на критериях Ekvall’s климата креативности (Di- mensions Climate Cretivity)43: вовлеченность, свобода в выражении идей, дове- рие/открытость, время идеи, юмор, конфликтность, разнообразие идей и точек зрения, готовность к риску в команде. Для оценки уровня авторитаризма использовалась шкала авторитаризма правого толка Б. Альтемейера (RWA), переведенная и адаптированная на русский язык (Дьяконова, 2001). Гипотезы исследования. Гипотеза 1 В условии спонтанной импровизации группы, состоящие из низко авторитарных индивидов («высоко авторитарные команды») более эффективны по сравнению с группами, состоящими из высоко авторитарных индивидов («низко авторитарные команды»). Гипотеза 2 Высоко авторитарные испытуемые более эффективны в ситуации спланированной импровизации, чем при условии спонтанной импровизации. Кроме того, в исследовании проверялись дополнительные гипотезы о влиянии ус- ловия навязанных групповых ролей и дополнительных экспериментальных эффектов взаимодействия экспериментальных условий и состава групп. Процедура. Для проверки гипотез были проведены серии экспериментов. По результатам методики авторитаризма испытуемые предварительно были разде- лены на две группы – «низко авторитарные» и «высоко авторитарные» команды. Неза- висимой переменной в эксперименте выступали три условия совместного творчества: условие спонтанной импровизации (совместное решение творческой задачи), навязан- ных ролей (совместное решение творческой задачи в рамках ролей), спланированной импровизации (совместное решение творческой задачи с предварительным обсуждением групповых правил и ролей). Таким образом, как высоко авторитарные команды, так и низко авторитарные команды проходили через три экспериментальных процедуры. Результаты В результате проведенного эксперимента оцениваемый уровень эф- фективности совместного творчества в низко авторитарных командах был выше, чем в высоко авторитарных командах по перечисленным выше критериям эффективности со- вместного творчества. Значимые различия наблюдались по критериям доверия, юмора и разнообразия идей в команде (p < 0, 05, тест Манна-Уитни) и по общей результирующей оценок эффективности совместного творчества. При спланированной импровизации в высоко авторитарных командах эффектив- ность совместного творчества по сравнению с условием спонтанной импровизации воз- росла по всем критериям. Значимо возросли оценки по критериям готовность к риску, разнообразие идей, юмор (p < 0, 05, тест Манна-Уитни). Кроме того, при условии «спла- нированной импровизации» отсутствовали значимые различия между группами низко и высоко авторитарных индивидуумов, кроме случаев, где, наоборот, у высоко авторитар- ных команд наблюдалась более высокая эффективность совместного творчества по сравнению с низко авторитарными группами (по критериям – разнообразие идей в ко- манде, готовность к риску, вовлеченность). По результатам исследования можно зафиксировать, что эффективность совместно- го творчества действительно ниже в высоко авторитарных группах. Однако не всегда ав- торитаризм личности является препятствием для совместного творчества. Сценирование вариантов совместного будущего существенно снижает степень неопределенности для авторитарных членов группы (или авторитарных групп) и одновременно выступает в ка- честве фактора, способствующего повышению эффективности совместного творчества.
| |
|
|
Просмотров: 550 | Рейтинг: 0.0/0 |