Авторитаризм и совместное творчество: возможности и ограничения - Психология и педагогика - Каталог статей - Психология | Социальная педагогика | Психоанализ
Главная » Статьи » Психология и педагогика

Авторитаризм и совместное творчество: возможности и ограничения


Совместное  творчество  как  вид  совместной  деятельности  пронизывает  сферы 
практики, где от команды требуется высокая степень активности, гибкости и транспро-
фессионализма.  Совместное  творчество  предполагает  поддержку  и  развитие  любой 
идеи, результат совместного творчества – создание уникального, нового продукта, не-
возможного в рамках существующих правил и технологий (Базаров, 2006)42. Продуктом 
совместно-творческой деятельности может быть уникальное событие, сравнимое с мат-
чем в футболе, действием в театре, совместной импровизациией в джазе, операциях в 
спецназе, деятельности проектных команд и т.д. 

Среди видов совместного творчества можно выделить спонтанную и спланирован-
ную импровизацию. Условиями спонтанной импровизации являются готовность коман-
ды к риску, доверие членов команды друг к другу, «минимальная структура» – необхо-
димый минимум правил совместной деятельности, домашних заготовок и общеизвест-
ных клише, на которые участники команды могут опереться при развертывании импро-
визации.  Помимо  перечисленных  условий  основной  характеристикой  спланированной 
импровизации можно считать наличие этапа предварительного сценирования совмест-
ного будущего. Именно на этом этапе, на наш взгляд, происходит сценирование множе-
ства возможных вариантов совместных действий. Таким образом, «минимальная струк-
тура» в спланированной импровизации включает как навыки и умения каждого из уча-
стникаов, так и этап совместного сценирования будущего. 

При совместном творчестве от членов команды требуются совершенно особые ка-
чества и тип поведения: работа в разных ролевых и профессиональных позициях, ориен-
тация не только на собственное профессиональное развитие, но и на развитие всех чле-
нов команды при соблюдении равенства статусов всех участников совместной деятель-
ности. Следует отметить, что согласно имеющимся в современной литературе данным, 
отмеченные характеристики и ценности совместно-творческой команды в значительной 
степени  противоречат  таким  чертам  авторитарной  личности  как  конвенционализм  и 
конформизм, подчинение лидеру и авторитетам, нетерпимость по отношению к индиви-
дам, отклоняющимся от норм группы. 

Именно поэтому представляется интересным найти ответы на следующие вопросы: 
«Является ли авторитаризм личности барьером для совместного творчества? Существу-
ют ли условия и факторы, повышающие эффективность совместного творчества для ав-
торитарной личности?». Ответам на эти вопросы было посвящено специальное эмпири-
ческое исследование, в ходе которого проверялась гипотеза о взаимосвязи уровня авто-
ритаризма и  эффективности  совместного  творчества  в  двух  ситуациях – спонтанная  и 
спланированная импровизация. Эффективность совместного творчества оценивалась 
по основным критериям, основанным на критериях Ekvall’s климата креативности (Di-
mensions Climate Cretivity)43:  вовлеченность,  свобода  в  выражении  идей,  дове-
рие/открытость, время идеи, юмор, конфликтность, разнообразие идей и точек зрения, 
готовность к риску в команде. Для оценки уровня авторитаризма использовалась шкала 
авторитаризма правого толка Б. Альтемейера (RWA), переведенная и адаптированная на 
русский язык (Дьяконова, 2001). 
                                                 
Гипотезы исследования. Гипотеза 1 В условии спонтанной импровизации группы, 
состоящие из низко авторитарных индивидов («высоко авторитарные команды») более 
эффективны по сравнению с группами, состоящими из высоко авторитарных индивидов 
(«низко авторитарные команды»). Гипотеза 2 Высоко авторитарные испытуемые более 
эффективны  в  ситуации  спланированной  импровизации,  чем  при  условии  спонтанной 
импровизации. 

Кроме того, в исследовании проверялись дополнительные гипотезы о влиянии ус-
ловия  навязанных  групповых  ролей  и  дополнительных  экспериментальных  эффектов 
взаимодействия экспериментальных условий и состава групп. 

Процедура. Для проверки гипотез были проведены серии экспериментов. 
По результатам методики авторитаризма испытуемые предварительно были разде-
лены на две группы – «низко авторитарные» и «высоко авторитарные» команды. Неза-
висимой  переменной  в  эксперименте  выступали  три  условия  совместного  творчества: 
условие  спонтанной  импровизации (совместное  решение  творческой  задачи),  навязан-
ных  ролей (совместное  решение  творческой  задачи  в  рамках  ролей),  спланированной 
импровизации (совместное решение творческой задачи с предварительным обсуждением 
групповых правил и ролей). Таким образом, как высоко авторитарные команды, так и 
низко авторитарные команды проходили через три экспериментальных процедуры. 
Результаты  В  результате  проведенного  эксперимента  оцениваемый  уровень  эф-
фективности совместного творчества в низко авторитарных командах был выше, чем в 
высоко авторитарных командах по перечисленным выше критериям эффективности со-
вместного творчества. Значимые различия наблюдались по критериям доверия, юмора и 
разнообразия идей в команде (p < 0, 05, тест Манна-Уитни) и по общей результирующей 
оценок эффективности совместного творчества. 

При  спланированной  импровизации  в  высоко  авторитарных  командах  эффектив-
ность совместного творчества по сравнению с условием спонтанной импровизации воз-
росла по всем критериям. Значимо возросли оценки по критериям готовность к риску, 
разнообразие идей, юмор (p < 0, 05, тест Манна-Уитни). Кроме того, при условии «спла-
нированной импровизации» отсутствовали значимые различия между группами низко и 
высоко авторитарных индивидуумов, кроме случаев, где, наоборот, у высоко авторитар-
ных  команд  наблюдалась  более  высокая  эффективность  совместного  творчества  по 
сравнению с низко авторитарными группами (по критериям – разнообразие идей в ко-
манде, готовность к риску, вовлеченность). 

По результатам исследования можно зафиксировать, что эффективность совместно-
го творчества действительно ниже в высоко авторитарных группах. Однако не всегда ав-
торитаризм личности является препятствием для совместного творчества. Сценирование 
вариантов  совместного  будущего  существенно  снижает  степень  неопределенности  для 
авторитарных членов группы (или авторитарных групп) и одновременно выступает в ка-
честве фактора, способствующего повышению эффективности совместного творчества. 
Категория: Психология и педагогика | (16.01.2013)
Просмотров: 184 | Рейтинг: 0.0/0