Главная » Статьи » Психология и педагогика

БЕРЕМЕННОСТЬ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНО-ТРУДНАЯ СИТУАЦИЯ

А. Кочарян, В. Кузнецова  

Статья  посвящена  проблеме  исследования  критических  жизненных 
ситуаций. Внимание уделяется эмоциональной сложности состояния беремен-
ности.  Показана  актуальность  и  необходимость  теоретических  и  эксперимен-
тальных  исследований,  целью  которых  будет  обоснование  и  создание  струк-
туры  психологической  помощи  беременным  и  матерям,  а  также  разработка 
адекватных мер профилактики осложнений беременности. 
Ключевые  слова:  беременность,  профилактика,  эмоция,  напряжение, 
конфликт, стресс.  
На  протяжении  всего  жизненного  пути  человек  сталкивается  с 
различными критическими ситуациями. Для каждой женщины одной 
из  таких  ситуаций  является  беременность.  Многие  исследователи 
считают беременность испытанием для психики женщины, периодом 
длительного  эмоционального  напряжения  и  адаптации  к  новым 
условиям [8].  К  тому  же  здоровье  беременных  нельзя  признать 
удовлетворительным  и  оно  не  имеет  тенденций  к  улучшению.  В 
настоящее время в акушерстве одной из важнейших проблем остается 
проблема  оказания  неотложной  помощи,  что  связано  со  значитель-
ным увеличением числа патологического течения беременности, ро-
дов  и  послеродового  периода,  которые  нередко  заканчиваются 
смертью [5].  Критические  ситуации  переживаются  людьми  по-раз-
ному. Но в любом случае столкновение с ними болезненно и влечет 
за собой изменения, которые не всегда помогают человеку выйти из 
этих ситуаций. Это позволяет говорить о необходимости психологи-
ческой помощи людям, которые находятся в критической жизненной 
ситуации, а также о необходимости соответствующих исследований. 
Вместе  с  тем  проблемы  эмоциональной  трудности  ситуации  бере-
менности изучены не достаточно. 
В  жизни  каждого  человека  вследствие  сложного  процесса 
взаимодействия с окружающим миром закономерно возникают кри-
тические  жизненные  ситуации.  В  литературе  их  описывают  как 
критические,  напряженные,  эмоционально-трудные,  конфликтные, 
стрессовые,  патогенные,  проблемные  и т. д. [2; 3; 4].  Эти  ситуации 
объединяет то, что они являются необычными, подвергают человека 
испытанию  и  предъявляют  людям  требования,  превышающие  их 
обычный адаптивный потенциал [3; 4]. В общем критическая ситуа-
ция определяется как ситуация невозможности, т. е. такая ситуация, в 
которой  человек  сталкивается  с  невозможностью  реализации  вну-
тренних необходимостей своей жизни [2]. Трудная жизненная ситу-
ация всегда  характеризуется несоответствием  между потребностями 
человека, его возможностями и условиями деятельности, т. е. между 
тем, что человек хочет и что может, располагая имеющимися у него 
возможностями и оказавшись в данных обстоятельствах. 
Критическая  ситуация  может  стать  поворотным  моментом  в 
жизни  личности.  Она  может,  с  одной  стороны,  оказать  разруши-
тельное  действие,  повысить  тревогу  и  депрессию,  вызвать  чувство 
беспомощности и безнадежности, что может привести к жизненному 
кризису.  А  с  другой  стороны,  она  может  стать  новой  ступенью 
развития  личности,  придать  жизни  новый  смысл,  сделать  ее  более 
полной  и  содержательной.  Кризисной  для  человека  может  быть 
любая  эмоционально-трудная  ситуация,  это  зависит  от  адаптивных 
возможностей  личности. Но  в  любом  случае столкновение с крити-
ческой  ситуацией  вызывает  отрицательные  эмоции  и  болезненные 
переживания, т. к. она приводит к нарушению деятельности, сложив-
шихся отношений, вызывает дискомфорт [2]. 
Среди ответных на трудную ситуацию эмоциональных пережива-
ний основным является состояние стресса. Стресс можно рассматри-
вать  как  комплекс  ответных  реакций  человека  при  столкновении  с 
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
ситуацией, подвергающей опасности его благополучие. Эти реакции 
могут протекать на физиологическом, когнитивном, эмоциональном и 
поведенческом  уровнях.  Также  стресс  иногда  понимают  как  ситуа-
цию  высоких  требований  и  ограниченных  ресурсов.  В  этом  случае 
имеют в виду скорее некую  чрезвычайную  ситуацию, чем ответные 
реакции  человека  на  неблагоприятные  жизненные  события [4; 7; 9]. 
Согласно  Лазарусу,  переживание –  это  эмоционально-личностный 
опыт человека в решении трудных ситуаций, неотъемлемая часть его 
психической  организации.  Стресс  же  является  негативным  эмоцио-
нальным переживанием, которое нарушает привычную жизнь челове-
ка,  лишает  его  эмоциональной  стабильности [9].  Максимальный 
стресс, с которым человек  не справляется, может  привести к разви-
тию кризиса. Кризис представляет собой некий переломный момент, 
который  дальше  ведет  либо  по  направлению  к  восстановлению  с 
сохранением  личностью  своего  жизненного  плана,  либо  к перерож-
дению личности с принятием ею нового плана жизни [2]. 
На  сегодняшний  день  существуют  исследования,  связанные  с 
изучением  процесса  возникновения  стрессовых  реакций,  способов 
преодоления  эмоционально-трудных  ситуаций,  способов  их  профи-
лактики  и  коррекции  поведения  личности  в  критических  ситуаци-
ях [1; 4; 7; 9]. Наше внимание направлено на изучение эмоционально-
трудной  ситуации  беременности.  Для  каждой  женщины  это  очень 
сильный по уровню переживаний, специфичный по комплексу ощу-
щений период  в  жизни. В это  время  в  жизни женщины происходят 
изменения  условий  самого  разного  уровня.  По  мнению  многих 
исследователей,  беременность  является  испытанием  для  психики 
женщины,  периодом  эмоционального  длительного  напряжения  и 
адаптации к новым условиям [5; 8]. 
Весь  период  беременности  сопровождается  интенсификацией 
всех  видов  обменных  процессов  и  сложной  перестройкой  адапта-
ционно-компенсаторных  механизмов  материнского  организма.  К 
изменениям  относятся  повышение  нагрузки  на  различные  системы 
организма,  гормональная  перестройка,  возникновение  новых  мозго-
вых доминант [5]. Нейрогуморальные изменения организма, происхо-
дящие  при  беременности,  интенсивно  влияют  на  психоэмоциональ-
ное  состояние  беременной  женщины.  По  мнению  ряда  ученых,  с 
нарастанием  срока  беременности  изменяются  и  психологические 
характеристики беременных [5; 8]. Каждому триместру беременности 
свойственна  своя  норма.  В. Н. Серов  предлагает  считать  нормой 
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
беременности  среднестатистические  показатели  гомеостаза  и  функ-
циональных  тестов,  характерных  для  неосложненного  развития 
беременности у практически здоровой женщины [5]. 
В  психологической  литературе  беременность  рассматривается 
как одна из важнейших ситуаций жизненного пути женщины [8]. Для 
нее это всегда очень значимый, непохожий на другой период в жизни. 
Беременность  выступает  одновременно  и  закономерным  итогом 
развития  материнской  сферы,  и  отправным  пунктом  в  дальнейшем 
развитии  женщины  как  личности  и  матери.  Поэтому  она  является 
жизненным событием, которое приводит к трансформации личности, 
ее развитию и представляет собой точку разветвления на жизненном 
пути.  У  беременных  женщин  возникает  необходимость  отказа  от 
привычной  профессиональной  деятельности,  формирования  иной 
системы коммуникаций, поиска новой роли в семейных взаимоотно-
шениях.  При этом  могут  актуализироваться  нерешенные  в  прежние 
периоды  развития  проблемы  отношений,  возникает  необходимость 
адаптации  собственных индивидуально-психологических особеннос-
тей, установок, ценностей  и  социальных  условий  жизни  к  ситуации 
беременности.  Психика  женщины  по-разному  подвергается  стойкой 
нагрузке из-за необходимости адаптации в зависимости от желаннос-
ти  или  нежеланности  беременности [6; 8].  Все  это  формирует  у 
женщины особые психические состояния, которые, в свою  очередь, 
определяют протекание беременности. 
Вышесказанное определяет ситуацию беременности как актуаль-
ную, т. е. требующую проявления собственной организации и актив-
ной позиции по отношению к новым условиям. Подобные ситуации в 
жизни  человека,  даже  в  случае  готовности  к  ним,  детерминируют 
особые состояния, которые чаще всего являются стрессовыми. Состо-
яние беременности  можно определить  как макрострессор [2; 4]. Во-
первых, беременность локализована во времени и пространстве, что 
выделяет  ее  на  фоне  хронических  стрессоров;  во-вторых,  беремен-
ность  требует  качественной  реорганизации  в  структуре "индивид – 
окружающий  мир”  и  этим  отличается  от  временной,  преходящей 
адаптации;  в-третьих,  беременность  сопровождается  стойкими 
аффективными реакциями, а не только кратковременными эмоциями, 
как  это  нередко  случается  в  повседневной  жизни [8].  При  крити-
ческой  жизненной  ситуации  биологического  характера  от  женщин 
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
требуются более высокие затраты и более продолжительное время на 
адаптацию, чем это необходимо при действии повседневных микро-
стрессоров. 
Беременность – физиологический процесс в организме женщины. 
Нормально  протекающая  беременность  завершается  рождением 
здорового ребенка. Следовательно, вся деятельность организма мате-
ри во время беременности направлена на обеспечение оптимальных 
условий для развивающегося плода [5]. Но при беременности могут 
возникать дополнительные стрессовые нагрузки, включающие в себя 
многообразие вторичных стрессоров. Например, появление осложне-
ний  беременности,  требующих  госпитализации,  или  выявление 
врожденных  аномалий  развития  у  плода.  Эти  стрессовые  факторы 
могут способствовать нарушениям материнской сферы женщин и, как 
следствие, приводить к осложнениям материнско-детских отношений 
после  рождения  ребенка [6; 8].  Самыми  сильными  критическими 
ситуациями для человека являются те, которые связаны с осознанием 
собственной  смертности  или  столкновением  со  смертью  другого.  В 
современном  акушерстве  часто  встречаются  неотложные  состояния 
беременности,  занимающие  большую  часть  в  структуре  причин  ле-
тальных  исходов  для  беременных  и  плода [5].  Таким  образом, 
беременные  женщины  нуждаются  в  психологической  подготовке  к 
противостоянию  стрессовым  ситуациям,  в  укреплении  желания 
совладать с ними. 
На  сегодняшний день  основные исследования  психологии бере-
менности связанны с изучением психологической адаптации женщи-
ны к материнству и факторов  обеспечения адекватных условий для 
психического  и  личностного  развития  ребенка [6; 8].  Ряд  работ 
посвящен формированию привязанности матери к ребенку в период 
беременности, связи психологического состояния женщины во время 
беременности с успешностью вынашивания ребенка. Последнее вре-
мя все чаще изучению подлежат роль эмоционального напряжения в 
возникновении  акушерской  патологии,  различия  эмоциональных 
реакций  беременных  женщин  в  разных  триместрах,  особенности 
потребностно-мотивационной  сферы,  механизмы  психологического 
совладания  и  психологическая  адаптация  беременных  женщин  к 
новому состоянию в целом.  
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com
Выводы 
1. Несмотря  на  распространенность  исследований,  связанных  с 
изучением различных критических ситуаций, а также исследований в 
сфере  материнства,  проблемы  эмоциональной  трудности  ситуации 
беременности изучены не достаточно. 
2. Существует  необходимость  теоретических  и  эксперименталь-
ных  исследований,  целью  которых  будет  обоснование  и  создание 
структуры психологической помощи беременным и матерям, а также 
разработка адекватных мер профилактики осложнений беременности. 
Литература 
1.  Александер  Ф.  Психосоматическая  медицина.  Принципы  и  практическое 
применение /  Ф. Александер; [пер.  с  англ.  С.  Могилевского].–  М.:  Изд-во 
ЭКСМО-Пресс, 2002.– 352 с.− (Серия "Психология без границ”). 
2.  Василюк  Ф.  Е.  Психология  переживания /  Ф.  Е.  Василюк.−  М.:  Изд-во 
Москов. ун-та, 1984.− 200 с. 
3.  Ведяєв Ф. П. Емоційно-стресові стани / Ф. П. Ведяєв.– К.: Здоров’я, 1979.– 
54 с. 
4.  Китаев-Смык  Л. А.  Психология  стресса /  Л. А. Китаев-Смык.−  М.:  Наука, 
1983.– 368 с. 
5.  Неотложные состояния в акушерстве и гинекологии / Г. К. Степанковская, 
Б. М. Венцковский,  Л. В.  Тимошенко и др.;  под ред. Г. К. Степанковской, 
Б. М. Венцковского.− К.: Здоровье, 2000.− 672 с. 
6.  Русалов  В.  М.  Индивидуально-психологические  особенности  женщин  с 
осложненной  беременностью /  В.  М.  Русалов,  Л.  М.  Рудина //  Психол. 
журн.− 2003.− № 6.− С. 16−27. 
7.  Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье.− М.: Прогресс, 1982.− 125 с. 
8.  Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учеб. пособ. / Г. Г. Филиппова.– 
М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002.– 239 с. 
9.  Lasarus R. S. Stress, appraisal and coping / R. S. Lasarus, S. Folkman.− New 
York: Springer Publishing Company, 1984.– Р. 328−333. 

Категория: Психология и педагогика | (25.04.2013)
Просмотров: 1094 | Рейтинг: 0.0/0