Главная » Статьи » Психология и педагогика |
БЕРЕМЕННОСТЬ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНО-ТРУДНАЯ СИТУАЦИЯ
|
|
А. Кочарян, В. Кузнецова Статья посвящена проблеме исследования критических жизненных ситуаций. Внимание уделяется эмоциональной сложности состояния беремен- ности. Показана актуальность и необходимость теоретических и эксперимен- тальных исследований, целью которых будет обоснование и создание струк- туры психологической помощи беременным и матерям, а также разработка адекватных мер профилактики осложнений беременности. Ключевые слова: беременность, профилактика, эмоция, напряжение, конфликт, стресс. На протяжении всего жизненного пути человек сталкивается с различными критическими ситуациями. Для каждой женщины одной из таких ситуаций является беременность. Многие исследователи считают беременность испытанием для психики женщины, периодом длительного эмоционального напряжения и адаптации к новым условиям [8]. К тому же здоровье беременных нельзя признать удовлетворительным и оно не имеет тенденций к улучшению. В настоящее время в акушерстве одной из важнейших проблем остается проблема оказания неотложной помощи, что связано со значитель- ным увеличением числа патологического течения беременности, ро- дов и послеродового периода, которые нередко заканчиваются смертью [5]. Критические ситуации переживаются людьми по-раз- ному. Но в любом случае столкновение с ними болезненно и влечет за собой изменения, которые не всегда помогают человеку выйти из этих ситуаций. Это позволяет говорить о необходимости психологи- ческой помощи людям, которые находятся в критической жизненной ситуации, а также о необходимости соответствующих исследований. Вместе с тем проблемы эмоциональной трудности ситуации бере- менности изучены не достаточно. В жизни каждого человека вследствие сложного процесса взаимодействия с окружающим миром закономерно возникают кри- тические жизненные ситуации. В литературе их описывают как критические, напряженные, эмоционально-трудные, конфликтные, стрессовые, патогенные, проблемные и т. д. [2; 3; 4]. Эти ситуации объединяет то, что они являются необычными, подвергают человека испытанию и предъявляют людям требования, превышающие их обычный адаптивный потенциал [3; 4]. В общем критическая ситуа- ция определяется как ситуация невозможности, т. е. такая ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации вну- тренних необходимостей своей жизни [2]. Трудная жизненная ситу- ация всегда характеризуется несоответствием между потребностями человека, его возможностями и условиями деятельности, т. е. между тем, что человек хочет и что может, располагая имеющимися у него возможностями и оказавшись в данных обстоятельствах. Критическая ситуация может стать поворотным моментом в жизни личности. Она может, с одной стороны, оказать разруши- тельное действие, повысить тревогу и депрессию, вызвать чувство беспомощности и безнадежности, что может привести к жизненному кризису. А с другой стороны, она может стать новой ступенью развития личности, придать жизни новый смысл, сделать ее более полной и содержательной. Кризисной для человека может быть любая эмоционально-трудная ситуация, это зависит от адаптивных возможностей личности. Но в любом случае столкновение с крити- ческой ситуацией вызывает отрицательные эмоции и болезненные переживания, т. к. она приводит к нарушению деятельности, сложив- шихся отношений, вызывает дискомфорт [2]. Среди ответных на трудную ситуацию эмоциональных пережива- ний основным является состояние стресса. Стресс можно рассматри- вать как комплекс ответных реакций человека при столкновении с PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com ситуацией, подвергающей опасности его благополучие. Эти реакции могут протекать на физиологическом, когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Также стресс иногда понимают как ситуа- цию высоких требований и ограниченных ресурсов. В этом случае имеют в виду скорее некую чрезвычайную ситуацию, чем ответные реакции человека на неблагоприятные жизненные события [4; 7; 9]. Согласно Лазарусу, переживание – это эмоционально-личностный опыт человека в решении трудных ситуаций, неотъемлемая часть его психической организации. Стресс же является негативным эмоцио- нальным переживанием, которое нарушает привычную жизнь челове- ка, лишает его эмоциональной стабильности [9]. Максимальный стресс, с которым человек не справляется, может привести к разви- тию кризиса. Кризис представляет собой некий переломный момент, который дальше ведет либо по направлению к восстановлению с сохранением личностью своего жизненного плана, либо к перерож- дению личности с принятием ею нового плана жизни [2]. На сегодняшний день существуют исследования, связанные с изучением процесса возникновения стрессовых реакций, способов преодоления эмоционально-трудных ситуаций, способов их профи- лактики и коррекции поведения личности в критических ситуаци- ях [1; 4; 7; 9]. Наше внимание направлено на изучение эмоционально- трудной ситуации беременности. Для каждой женщины это очень сильный по уровню переживаний, специфичный по комплексу ощу- щений период в жизни. В это время в жизни женщины происходят изменения условий самого разного уровня. По мнению многих исследователей, беременность является испытанием для психики женщины, периодом эмоционального длительного напряжения и адаптации к новым условиям [5; 8]. Весь период беременности сопровождается интенсификацией всех видов обменных процессов и сложной перестройкой адапта- ционно-компенсаторных механизмов материнского организма. К изменениям относятся повышение нагрузки на различные системы организма, гормональная перестройка, возникновение новых мозго- вых доминант [5]. Нейрогуморальные изменения организма, происхо- дящие при беременности, интенсивно влияют на психоэмоциональ- ное состояние беременной женщины. По мнению ряда ученых, с нарастанием срока беременности изменяются и психологические характеристики беременных [5; 8]. Каждому триместру беременности свойственна своя норма. В. Н. Серов предлагает считать нормой PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com беременности среднестатистические показатели гомеостаза и функ- циональных тестов, характерных для неосложненного развития беременности у практически здоровой женщины [5]. В психологической литературе беременность рассматривается как одна из важнейших ситуаций жизненного пути женщины [8]. Для нее это всегда очень значимый, непохожий на другой период в жизни. Беременность выступает одновременно и закономерным итогом развития материнской сферы, и отправным пунктом в дальнейшем развитии женщины как личности и матери. Поэтому она является жизненным событием, которое приводит к трансформации личности, ее развитию и представляет собой точку разветвления на жизненном пути. У беременных женщин возникает необходимость отказа от привычной профессиональной деятельности, формирования иной системы коммуникаций, поиска новой роли в семейных взаимоотно- шениях. При этом могут актуализироваться нерешенные в прежние периоды развития проблемы отношений, возникает необходимость адаптации собственных индивидуально-психологических особеннос- тей, установок, ценностей и социальных условий жизни к ситуации беременности. Психика женщины по-разному подвергается стойкой нагрузке из-за необходимости адаптации в зависимости от желаннос- ти или нежеланности беременности [6; 8]. Все это формирует у женщины особые психические состояния, которые, в свою очередь, определяют протекание беременности. Вышесказанное определяет ситуацию беременности как актуаль- ную, т. е. требующую проявления собственной организации и актив- ной позиции по отношению к новым условиям. Подобные ситуации в жизни человека, даже в случае готовности к ним, детерминируют особые состояния, которые чаще всего являются стрессовыми. Состо- яние беременности можно определить как макрострессор [2; 4]. Во- первых, беременность локализована во времени и пространстве, что выделяет ее на фоне хронических стрессоров; во-вторых, беремен- ность требует качественной реорганизации в структуре "индивид – окружающий мир” и этим отличается от временной, преходящей адаптации; в-третьих, беременность сопровождается стойкими аффективными реакциями, а не только кратковременными эмоциями, как это нередко случается в повседневной жизни [8]. При крити- ческой жизненной ситуации биологического характера от женщин PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com требуются более высокие затраты и более продолжительное время на адаптацию, чем это необходимо при действии повседневных микро- стрессоров. Беременность – физиологический процесс в организме женщины. Нормально протекающая беременность завершается рождением здорового ребенка. Следовательно, вся деятельность организма мате- ри во время беременности направлена на обеспечение оптимальных условий для развивающегося плода [5]. Но при беременности могут возникать дополнительные стрессовые нагрузки, включающие в себя многообразие вторичных стрессоров. Например, появление осложне- ний беременности, требующих госпитализации, или выявление врожденных аномалий развития у плода. Эти стрессовые факторы могут способствовать нарушениям материнской сферы женщин и, как следствие, приводить к осложнениям материнско-детских отношений после рождения ребенка [6; 8]. Самыми сильными критическими ситуациями для человека являются те, которые связаны с осознанием собственной смертности или столкновением со смертью другого. В современном акушерстве часто встречаются неотложные состояния беременности, занимающие большую часть в структуре причин ле- тальных исходов для беременных и плода [5]. Таким образом, беременные женщины нуждаются в психологической подготовке к противостоянию стрессовым ситуациям, в укреплении желания совладать с ними. На сегодняшний день основные исследования психологии бере- менности связанны с изучением психологической адаптации женщи- ны к материнству и факторов обеспечения адекватных условий для психического и личностного развития ребенка [6; 8]. Ряд работ посвящен формированию привязанности матери к ребенку в период беременности, связи психологического состояния женщины во время беременности с успешностью вынашивания ребенка. Последнее вре- мя все чаще изучению подлежат роль эмоционального напряжения в возникновении акушерской патологии, различия эмоциональных реакций беременных женщин в разных триместрах, особенности потребностно-мотивационной сферы, механизмы психологического совладания и психологическая адаптация беременных женщин к новому состоянию в целом. PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com Выводы 1. Несмотря на распространенность исследований, связанных с изучением различных критических ситуаций, а также исследований в сфере материнства, проблемы эмоциональной трудности ситуации беременности изучены не достаточно. 2. Существует необходимость теоретических и эксперименталь- ных исследований, целью которых будет обоснование и создание структуры психологической помощи беременным и матерям, а также разработка адекватных мер профилактики осложнений беременности. Литература 1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение / Ф. Александер; [пер. с англ. С. Могилевского].– М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.– 352 с.− (Серия "Психология без границ”). 2. Василюк Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк.− М.: Изд-во Москов. ун-та, 1984.− 200 с. 3. Ведяєв Ф. П. Емоційно-стресові стани / Ф. П. Ведяєв.– К.: Здоров’я, 1979.– 54 с. 4. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса / Л. А. Китаев-Смык.− М.: Наука, 1983.– 368 с. 5. Неотложные состояния в акушерстве и гинекологии / Г. К. Степанковская, Б. М. Венцковский, Л. В. Тимошенко и др.; под ред. Г. К. Степанковской, Б. М. Венцковского.− К.: Здоровье, 2000.− 672 с. 6. Русалов В. М. Индивидуально-психологические особенности женщин с осложненной беременностью / В. М. Русалов, Л. М. Рудина // Психол. журн.− 2003.− № 6.− С. 16−27. 7. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье.− М.: Прогресс, 1982.− 125 с. 8. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учеб. пособ. / Г. Г. Филиппова.– М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002.– 239 с. 9. Lasarus R. S. Stress, appraisal and coping / R. S. Lasarus, S. Folkman.− New York: Springer Publishing Company, 1984.– Р. 328−333. | |
|
|
Просмотров: 1094 | Рейтинг: 0.0/0 |