Главная » Статьи » Психология и педагогика

Ценностные ориентации студенческой молодежи

Психологическая модель структуры и функционирования личности человека и ее развития в процессе социализации конкретизирует понимание личностных ценностей как источников активности личности, индивидуальной мотивации, функционально эквивалентных ее потребностям. Личностные ценности формируются в процессе социализации, достаточно сложно взаимодействуя с потребностями. Ценностные ориентации как высший уровень диспозиционной системы, полностью зависят от ценностей социальной общности, с которой идентифицирует себя личность.

Обучение в вузе является важным этапом социализации личности, глубоко связан с процессами саморазвития личности, личностной самореализации. Реализация идей гуманистической парадигмы привели к переосмыслению целей современного образования и выдвижению на первый план ценности развития личности будущего специалиста. Личность студента включена в систему образовательной среды, основной ценностью которого является саморазвитие. Поэтому этот этап предусматривает создание условий для эффективного решения образовательных задач.

Возрастные особенности делают студенчество особенно чувствительным (сензитивным) периодом к формированию направленности личности будущего профессионала. От того, как организована подготовка будущих специалистов в вузах, во многом зависит, какой направленности вступит мотивационно - ценностное наполнение их профессиональной деятельности в будущем.

Важными элементами структуры личности, которые сформировались в процессе его взаимодействия с социальной средой, характеризуют устойчивые отношения личности к материальным и духовным ценностям и выполняют функцию внутреннего регулирования поведения человека в заданных социальных условиях, является ее ценностные ориентации. Поэтому определение и учет ценностных основ образовательных систем имеет важное значение для формирования мотивации самореализации личности в образовательной среде, а именно: определение факторов внутреннего равновесия и развития личности, как условий эффективности и успешности профессионального становления и будущей профессиональной деятельности, что предусматривает реализацию собственных возможностей и способствует адекватной социальном поведении и самореализации личности.

В психологической литературе часто смешиваются понятия «ценностные представления» и «ценности». В работах, посвященных междисциплинарном изучению ценностей, обоснована ошибочность понимания ценностей как производных сознания и необходимость различать собственно ценности и рефлексивные ценностные представления, имеющиеся в сознании; последние не вполне соответствуют реально значимым ценностям [6].

Признания ценностей реально действующими имманентными регуляторами деятельности личности, которые влияют на поведение независимо от их отражения в сознании, не исключает существования не совпадающих с ними как по содержанию, так и по психологической природе сознательных убеждений или представлений субъекта о собственных ценностях. Ценности могут и не всегда осознаваться человеком, но при этом их регулятивное воздействие остается.

Понятие «ценностные ориентации» имеют ряд смежных понятий, прежде всего таких, как «потребность», «мотив», «установка», «атитюдив», «диспозиция», «личностный смысл», «убеждения», которые необходимо разграничить в общей системе личностных составляющих.
Вместе с тем, в некоторых исследованиях понятия «ценностные ориентации личности» совпадает со сроками, характеризующих мотивационно - потребностной или смысловую сферу. В частности, А. Маслоу фактически не разделяет понятия «ценности», «потребности» и «мотивы», В. Франкл - «ценности» и «личностные смыслы». По мнению Е. И. Головахи, «предметы потребностей, будучи осознанными личностью, становятся ее ведущими жизненными ценностями »[2]. Однако, например, Ф. Е. Василюк, ценность является ни предметом потребности, ни мотивом, поскольку последние всегда «корыстные» и борются только за «свой» интерес, в отличие от ценности, которая выполняет интегрирующие, объединяющие функции, Д . А. Леонтьев также указывает на то, что, в отличие от потребностей, ценности не ограничены данным моментом и не побуждают к чему - либо изнутри, а «притягивают извне» [4].

В концепции Д. Н. Узнадзе ценностные ориентации является целостной и относительно устойчивой системой фиксированных установок, которые определяются как специфические состояния субъекта, его готовность к осуществлению определенной деятельности с целью удовлетворения своей потребности. При наличии ситуации, в которой возможно удовлетворение определенной потребности, включается особое регулятивное образование, Д. Н. Узнадзе называет установкой. Функция установки, по А. С. Прангишвили, заключается в том, что она «указывает» на предмет потребности, способен удовлетворить ее в данной ситуации [9]. Установки с ценностными ориентациями личности объединяет общий для них состояние готовности. Но, как регулятивный механизм, ценностные ориентации охватывают более широкий круг проявлений активности человека, чем установки, которые в грузинской психологической школе связываются в основном с биологическими потребностями.

Для характеристики социальной регуляции поведения человека часто используется понятие «социальная установка», или «атитюдив». В отличие от установки, которая имеет неосознанный характер, атитюдив понимается как осознанное явление и является средством вербализованной выражения ценностей как более общих, абстрактных принципов относительно конкретного объекта.
Настройки атитюдив и ценностные ориентации личности регулируют реализацию потребностей человека в различных социальных ситуациях. В. А. Ядов, в своей «диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности, объединяет все описанные выше регулятивные образования как диспозиции, то есть« склонности »[9].

Уровне диспозиционной системы личности отличаются также степенью осознанности описанных регулятивных образований. Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают соответственно то, что является для него наиболее важным и имеет определенный личностный смысл. К. А. Абульханова - Славская и А. В. Брушлинский определяют следующую роль смысловых образований в организации системы ценностных ориентации, которая проявляется в следующих функциях: принятии (или отрицании) и реализации определенных ценностей; усилении (или снижении) их значимости; удержании ( или потере) этих ценностей во времени [1].

Считая, что одним из факторов психологической устойчивости и развития личности является ориентация на отдаленные факторы, рядом исследований (Абульханова К. А., Асеев В.Г., Обуховский К., Чеснокова И. И., Чудновский В. Э. и др.. ) определено соотношение «внешних» и «внутренних» факторов детерминации личностных ориентаций, показано, что смысл жизни как особое психологическое образование имеет специфику возникновения, этапы становления и, приобретая определенной устойчивости и емансипованости от условий возникновения, может существенно влиять на жизнь человека. Функция смысла жизни как психологического механизма, который существенно детерминирует поведение человека, зависит как от содержания основной цели жизни, так и от структуры этого психологического образования. Последнее структурной иерархии жизненных целей, в которой жизненные смыслы могут занимать ведущее место, могут быть относительно равнозначными или играть второстепенную роль в общей структуре смысложизненных ориентаций. Под влиянием общественных изменений происходит «наложения» социального кризиса на возрастную, и это обостряет восприятие человеком своего прошлого, настоящего и будущего. В частности, в работе [2] показана связь ценностно - смысловых образований и потребностей человека. Таким образом, смысл жизни является результатом сложного соотношения «внешних» и «внутренних» детерминант ориентаций личности и выполняет две основные взаимосвязанные функции: 1) интегрирующая, проявляется в преобразовании представлений субъекта о своей жизни как совокупность отдельных возрастных этапов в единую линию жизни, а затем в определенной консолидации мотивационно - потребностной сферы личности, ее позиции и эмоциональной направленности, 2) эмансипируя, выстраивается в процессе поиска смысла жизни как внутренняя позиция, что обусловливает ее относительную эмансипированность как от внешних ситуативных влияний, так и от собственных непосредственных интересов .

Итак, ценностные ориентации - это особые психологические образования, которые составляют иерархическую систему и существуют в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить ориентацию личности на ту или иную ценность как изолированное образование, не включенное в систему, не учитывает ее приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей. Как многомерное пространство, каждое измерение которого соответствует определенному типу социальных отношений и имеет для каждой личности разное значение и разную вес, систему ценностей представляет Б. Ф. Ломов [7]. Структура такой системы, ее сложная организация является чаще нелинейной, зависит от нескольких параметров. Понятие «система» имеет общенаучное значение, вы определяется как «совокупность элементов, находящихся в связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство» [10].
Отличительной особенностью системного подхода является то, что объектом системного анализа прежде являются системы, развивающихся - динамические системы, - системы, развивающихся во времени, изменяют состав входящих компонентов и связей между ними при сохранении функции. Психологические системы, помимо общих характеристик, также обладают некоторыми специфическими особенностями, в частности, целеустремленностью и самоорганизацией, т.е. способностью к самостоятельной изменения собственной структуры. Человек, как целостная психологическая система, находится не в противопоставлении объективному миру, а в единстве с ним, с той его частью, что имеет для нее значение, содержание, ценность.

Систему ценностных ориентации личности, таким образом, можно рассматривать как подсистему более широкой системы, которая описывается как «жизненный мир человека», «образ мира», имеющий, в свою очередь, сложный и многоуровневый характер. Играя важную роль в формировании личности, ценности выполняют при этом две основные функции:
1. Являясь основой формирования и сохранения ценностной ориентации в сознании людей, они позволяют индивиду занять определенную позицию, найти точку зрения, дать оценку.

2. Ценности мотивируют деятельность и поведение, поскольку ориентация человека в мире и намерения до достижения отдельных целей соотносятся с ценностями, включенными в структуру личности. Система ценностей имеет «горизонтально - вертикальную» структуру. Под горизонтальной структурой подразумевается упорядоченность ценностей «в параллельной последовательности», то есть иерархия значимых и не значимых ценностей. Под вертикальной структурой понимается включение индивидуальных систем ценностей в систему ценностей общества в целом [3].

Иерархичность системы ценностей, многоуровневость, является важнейшей характеристикой системы ценностных ориентации личности. Принятие личностью ценностей, таким образом, автоматически предполагает построение индивидуальной ценностной иерархии, определяется ее абстрактной «высотой», «силой», зависит от «бремени», который возникает при ее реализации.
Неоднозначность критериев индивидуального ранжирования ценностей, преимущество которых может быть обусловлено представлениями об их абсолютную значимость для общества и человечества в целом или их субъективной актуальной важности, насущность, указывается в работах Э. Б. Фанталовой, С. Г. Пантилеева, Д . А. Леонтьева и др..

Двойственность действия системы ценностных ориентации личности как высшего регулятивного образования заключается в том, что она не только определяет формы и условия реализации ее побуждений, но и сама становится источником ее целей.
Применение «Морфологические теста жизненных ценностей» В. Ф. Сопова и Л.В. Карпушин, позволило выявить жизненные ценности, которым исследуемые предпочитают, и охарактеризовать мотивационно - ценностную структуру личности студентов. В исследовании принимали участие студенты Открытого международного университета развития человека «Украина», где обучение организовано в интегрированных группах, и студенты Национального - технического университета Украины «КПИ», где обучение происходит в однородных не интегрированных группах. Исходя из целей нашего исследования, анализ полученных результатов проводился на трех категориях студентов: студенты, обучающиеся в интегрированной образовательной среде - инвалидов и здоровые студенты; обучающиеся в обычном не интегрированы образовательной среде.

«Морфологический тест жизненных ценностей» В. Ф. Сопова и Л.В. Карпушина дает возможность выявить две группы показателей: терминальные ценности и жизненные сферы, где они реализуются. Указанные ценности принадлежат к двум различным группам: духовно - нравственные (саморазвитие, духовная удовлетворенность, креативность, активные социальные контакты) и эгоистично - престижные (прагматические) ценности (престиж, достижения, материальное положение, сохранение индивидуальности). Первая отражает морально - деловую, гуманистическую направленность личности, а вторая - эгоистично - престижную, прагматическую направленность.
Результаты проведенного исследования приведены в табл. 1 и 2.

Анализ данных таблицы 1 и сравнения средних показателей выраженности жизненных ценностей студентов, обучающихся в интегрированном образовательной среде (студенты с инвалидностью и здоровые студенты) и в не интегрированной среде свидетельствует о том, что в ценностной системе всех групп преобладают: «высокое материальное положение», «развитие себя», «достижения», «духовное удовлетворение». Менее выраженными являются ценности «креативность», «активные социальные контакты», «сохранение собственной индивидуальности». Показатели выделенных групп нормально распределены, определении меры центральной тенденции - средние значения, моды и медианы - практически совпадают, поэтому для анализа будо взято лишь среднее арифметическое значение. В процентном отношении это означает, что около 50% выборки имеют значение выше среднего и соответственно столько же - ниже, кроме случаев, когда выборка имеет две моды.

В целом системы ценностей выделенных групп схожи, что вполне логично, поскольку они являются отражением системы общественных ценностей.

Очень подобной есть ценностная иерархия во всех группах студентов. Однако, выделены группы характеризуются и различиями по выраженности определенных ценностей. Статистическая значимость межгрупповых средних проверялась с помощью Т - критерия Стьюдента.
Так, в частности, у студентов с инвалидностью, в отличие от здоровых, более выраженными являются ценности «духовное удовлетворение», «креативность», «развитие себя». Для этих людей характерно стремление к получению морального удовлетворения во всех сферах жизни, реализации своих творческих возможностей и самосовершенствования, считая, что потенциальные возможности человека почти неограниченные и, в первую очередь, в жизни необходимо добиться наиболее полной их реализации. Их также характеризует компетентность в делах, серьезное отношение к своим обязанностям, снисходительность к другим людям и их недостатков и требовательность к себе.

Выше показатели выраженности ценностей «развитие себя», «духовное удовлетворение», «достижения» у студентов интегрированных групп сравнению со студентами не интегрированных групп. Зато в последних высокий уровень ценностей «собственный престиж» и «высокое материальное положение», что означает стремление к признанию, уважения, одобрения со стороны других, как правило, наиболее значимых лиц, социального одобрения поведения. Для них характерна более выраженная самоуверенность, категоричность в ситуации взаимодействия с людьми, стремление к более высокому уровню материального благосостояния, убежденность в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия, что может стать основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки.

Анализ интегральной оценки выраженности ценностей студентов в определенных сферах (данные, приведенные в табл. 2, показал, наибольшее значение имеют сферы «обучение», «образование и профессия», а меньше всего - «физическая активность». Вполне логично, что студенты стремятся к повышение уровня своей образованности, расширения кругозора, получения новых знаний, понимают, что профессиональная деятельность является главным содержанием жизни человека. К сожалению, недостаточным является понимание значимости физической активности и культуры как элемента общей культуры человека, а также ее роли в гармонизации жизни человека.

У студентов с инвалидностью статистически значимо отличаются сферы «образования и обучения», «семьи», «общественной активности» и «захватов», то есть для них характерно более выраженное стремление к повышению уровня своей образованности, обучения и получения новых знаний, более высокая значимость проблем жизни общества, в большей степени включаются в общественную жизнь, для них также характерна более высокая значимость всего, что связано с жизнью их семьи.

Следует заметить, что на данном этапе исследования описываются общие тенденции и их оценка в доминировании ценностных ориентаций и значимости жизненных сфер у студентов выделенных групп. Конечно, и вполне понятно, что выделенные группы, как и каждый отдельный человек, имеет свойственную именно ей индивидуальную иерархию, степень выраженности и согласованности ценностного направления, о чем свидетельствует наличие двух мод в выделенных группах испытуемых.
Категория: Психология и педагогика | (20.02.2013)
Просмотров: 1839 | Рейтинг: 0.0/0