Главная » Статьи » Психология и педагогика

ДЕТИ И ИНТЕРНЕТ: ВЕСЫ ОТНОШЕНИЙ

Первое, что приходит в голову глядя на эту пару, - неужели детей уже затянуло? 

Оказывается ... еще как. И не только подростков 10-11 или 13-15 лет, но и значительно меньших. Откровенно, от осознания этого факта становится обидно и страшно, так как на момент моего детства дети обычно лепили, рисовали, скользили, играли игрушками, бодались и дрались, читали книги, ходили в школу, ну и, конечно, подглядывали друг за другом, дергали за волосы, ну и другое, привычное.

 А теперь ... в этот список, удаляя тот или иной элемент, добавился еще и интернет. Для некоторых родителей, взрослых, интернет является невыносимым, нечто вроде конфет при кариесе, доступ к которым следует еще заслужить хорошенько  Конечно, можно и вовсе запретить к определенному, определенного родителями, возраста, ведь все это делается с благородной целью - уберечь ребенка от помех, которыми заселены интернет. Однако - не похожа такой запрет в прекрасно проиллюстрированной Григорием Остером ситуации Вредные советы "Руками никогда нигде ..." Автор: Григорий Остер Руками никогда нигде не трогайте ничего, не впутывайся ни во что И никуда НЕ лезь.

 В сторонку молча отойди. Стань скромно в уголке. И тихо стой, не шевелясь, До старости своей. Лучше запретов помогает понимание, т.е. исследование явления, а что же, и почему так, чтобы каждый, кого интересует данная тема, мог, для себя лично, понять - что делать со всем этим . Прежде всего важно, думаю я, принять, что интернет - это лишь определенная технология, которая сама по себе не является ни вредной, ни полезной, такими качествами ее наделяет человек, который ею пользуется, или которое использует в собственных целях. 

Конечно, в интернете, как одному из коммуникативных пространств есть много всего и полезного и вредного, и интересного и скучного, и привлекательного и отталкивающего, и даже страшного, есть все как и в реальной жизни, которое по своей сути является тоже коммуникативным. И если о реальной жизни у взрослых есть еще какие-то представления, ценности, нормы, прежде всего, опыт жизни в нем, что помогает более-менее успешно им самим жить, то как быть с этим интернетом? Тут некоторые взрослые могут чувствовать свою беспомощность, потому что для них это новое явление неизвестным и порождает закономерные страхи.

 Давайте рассмотрим некоторые из них. В интернете практически отсутствует цензура, размытые границы приличного и неприличного, культурного и бескультурным, разрешенного для определенного возраста и табуированной. Любого возраста пользователь может зайти на любой сайт (как источник информации). И если даже взрослый часто густо имея уже устойчивую ценностную систему понимания где «правда-ложь», «полезно-вредно», может ошибиться, а то ребенок, ценности и психика которой только формируются. Как быть? Как понять и почувствовать, что по тем или иным ссылкой, заметкой скрывается? И как тут избежать параноидности (над-подозрительность), или наивности (доверчивость) до всего написанного и изображаемого? Здесь есть уже известный Вам прием - объяснять, показывать, рассказывать, уточнять, спрашивать, интересоваться и предполагать ошибочность увиденного. Возможно, как вариант, «серфинговать» (surf the net - англ. Переходить со страницы на страницу) вместе с ребенком, разъяснять что это, как понимать. Это что-то вроде того, как вы проводите время в реальной жизни, когда на собственном примере помогаете приспособиться к реальности, даете возможность ребенку понять где есть мудро, а где - глупость, учите собственным примером жалеть из ошибок и радоваться достижениям. Часто интернет является вариантом домашних развлечений и инструментом удовлетворения интеллектуальных потребностей. 

Ребенок вежливый, тихий, чистая, ухоженная, сидит с устройством доступа дома, что-то там смотрит читает - как все идеально хорошо. С одной стороны - так, где еще так быстро найдешь информацию обо всем угодно, с учетом возраста и даже пола, а многоязычное общение со сверстниками из далеких и близких стран, можно сказать извне, очень привлекательно выглядит, - особенно в контексте доступного и легкого расширения коммуникативных навыков ребенка. Однако, не случайно я отметила - снаружи. Потому следует понимать и другие, видимые или едва уловимые, а то даже скрытые пласты этого виртуального общения. И не только малоподвижный образ жизни, влияет на осанку, вызывает болезни ягодиц, позвоночника и глаз, избыточный вес, но и слабая развитость тех же коммуникативных способностей, задержка опыта формирования длительных дружеских или приятельских отношений со сверстниками. Часто ребенок, погруженный в активную интернет жизни, стесняется и испытывает стресс когда общается в реальности.

Отношения в сети дистанцированы, подобные «быстрой еды». В определенной степени такое общение являются безопасными, потому что может ограничиваться формальным знакомством, обменом информацией и все, быстро и необременительно, и ... пусто. То есть налицо коммуникация, когда другой, собеседник, неизвестен как реальный человек, и может выдавать себя за другого, или же наоборот на нее переносится то, что для нее не характерно. Зато виртуальность не формирует того полноценного опыта общения который доступен в реальном - где преобладает визуальное, чувственное восприятие и сопереживание, когда есть как логическая фиксация, так и эмоции от совместного или отличного, другими словами, реальное здоровое общение предполагает все доступное богатство чувств. Если же ваш ребенок не ограничивается виртуальным, но и общается с друзьями или приятелями в реальности, проводит время за физическими и творческими активностями, ваша семья вместе проводит свободное время, а у вас есть с ребенком доверительные отношения, которые помогают ребенку понимать, что люди разные : и добрые и злые, даже одна и та может быть в одно время лживой, а в другой - честной, - то зря волноваться. Интернет становится привычным и необходимым элементом современной жизни (как когда-то письма, телевидение, книги, мобильные телефоны и т.д.) и его возможности следует использовать. 

Обычно родителям, а это и понятно, хочется предостеречь своих детей от всех трудностей реальности: от болезней, мошенников, злых детей и чужих взрослых. Они изо всех сил оберегают и следят за своими детьми, создают комфорт, стремятся удовлетворять все ее материальные запросы и учат ребенка тому, что доверять можно только родным. Наряду с преимуществами такой опеки в молодом возрасте, она может иметь и опасные последствия, - ребенок оказывается мало приспособленной даже зависимой от взрослых. Через интернет, сетевые игры такой ребенок может бежать от реальности. Виртуальная реальность становится единственным местом, где ребенок чувствует себя независимой. Однако эта независимость является парадоксальной, поскольку фактически по сути тоже является зависимостью, но уже от интернета. Хотите ли вы, как родители чтобы ваш родной ребенок чувствовал себя зависимым - я убеждена, большинство ответит нет. Конечно, где-то страшным и непредсказуемым есть реальный мир, однако значительно хуже когда ребенок оказывается несостоятельной в реальности себя защитить. Здесь стоит и не перегнуть палку с ранней самостоятельностью, непосильными испытаниями на зрелость. Если ребенок не справляется сама, просит Вас о помощи, которую вы в состоянии дать, то может это и есть время для такой поддержки? Той поддержки, которая в дальнейшем будет способствовать развитию ребенком собственных способностей, позволит формировать свой собственный жизненное пространство, в котором - раскрываясь, ребенок будет чувствовать себя счастливой. 

Интернет привлекает ребенка или подростка практически неограниченными возможностями выражать себя, показывать и рассказывать о своих достижениях, свои мысли, переживания, идеи, найти людей с подобными интерес, или же увидеть и прочитать о другом, допустить отличие другого человека. А для многих родителей иногда является слишком сложным - каким образом объяснить ребенку, что процесс самовыражения в интернете - это и интересно, и развивает, но может быть и опасно. Частная информация о членах семьи и и самого ребенка может быть использована мошенниками. Следует помочь ребенку осознать, что никто, как в сети, так и в реальности не должен знать конфиденциальную информацию без ведома взрослых. Этому осознанию хорошо помогают обсуждение детских мыслей и чувств, которое следует строить так, чтобы оно было ненавязчивым, остроумным и откровенным и со стороны взрослого тоже. Доверие родителей и их участие в жизни ребенка закладывает хороший грунт для безопасного общения ребенка в интернете, получения новых знаний и положительных эмоций, познания других и самопознания. Готовя этот материал я обратилась к коллеге, детского психотерапевта, - (знаете иногда интересно и полезно поговорить с коллегами, узнать их видение того, о чем размышляю). 
Категория: Психология и педагогика | (10.02.2013)
Просмотров: 481 | Рейтинг: 0.0/0