Главная » Статьи » Психология и педагогика

ДЕТИ, КОТОРЫЕ ИГРАЮТ В ИГРЫ ИЛИ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

ДЕТИ, КОТОРЫЕ ИГРАЮТ В ИГРЫ ИЛИ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ 

Большой поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказали влияние на развитие личности современного ребенка. На сегодняшний день увеличилось количество детей и подростков, которые умеют работать с компьютерными программами, в том числе играть в компьютерные игры. Если в середине 90-х годов в числе любимых занятий подростки называли слушание музыки и просмотр телепередач, то в последние годы увлечение компьютером вытеснило их. Примерно 70% современных школьников, отвечая на вопрос о своих интересах и увлечениях, вспоминают компьютер наравне с занятиями спортом, прогулками и общением с друзьями. По статистическим данным, почти каждый подросток в возрасте 13-16 лет хотя бы один раз пробовал играть в компьютерную игру. 

Вместе с компьютеризацией появились также негативные последствия этого процесса, которые влияют на социально-психологическое здоровье детей и подростков. Самым распространенным из них является явление как «компьютерная зависимость». Термин «компьютерная зависимость» появился в 1990 году. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. 

Главное содержание компьютерной зависимости состоит в том, что компьютер начинает управлять человеком. Со временем для зависимого подростка становится важен не результат игры, а процесс, в котором теряется контроль над временем. 

Первыми признаками компьютерной зависимости ребенка являются: 

- пропуски школьных занятий через компьютерную игру дома или посещение компьютерного клуба, 

- просиживание у компьютера в ночное время; 

- прием пищи не отрываясь от компьютерной игры; 

- представление и ассоциирование себя с героями компьютерных игр; 

- отсутствие других увлечений кроме компьютерных игр; 

- предпочтение компьютерных игр, а не общения; 

- общее время, проведенное за игрой превышает время выполнения домашних заданий, прогулки, общение с родителями и сверстниками , другие увлечения, 

- отсутствие представление чем себя занять, когда компьютер сломался; 

- конфликты с родителями и их шантаж в ответ на запрет проводить время за компьютером. 

Подростковый возраст - это период формирования ценностей, расширение социальных контактов, а зависимый ребенок ограничивает свой круг общения компьютером. В результате чего у таких детей наблюдаются отсутствие жизненного опыта, инфантилизм в решении жизненных вопросов, трудности в социальной адаптации, бедность эмоциональной сферы, соматические нарушения (снижение остроты зрения, повышенная утомляемости, нарушение осанки и т.д.) сужение круга интересов, стремление к созданию личного мира, бегство от реальности.

Вместо решения возникающих трудностей ребенок погружается в компьютерную игру. Там в игре, ему хорошо: он сильный, смелый, вооружен, успешен ... Но время, проведенное за игрой не делает его сильнее и успешнее в реальной жизни, поэтому возвращаясь из виртуального мира в реальный, он испытывает дискомфорт, слабость и беззащитность. Для этого ему непременно хочется вернуться туда, где он - победитель. 

«Ошибки», которые подросток не может исправить в жизни с такой же легкостью, как в игре, вызывают у него различные легкие психические отклонения в эмоциональном плане - от агрессии к депрессии, от полного противопоставления себя миру к замкнутости в себе.

Главной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей, психологи считают недостаточное общение и взаимопонимание с родителями, сверстниками и значимыми людьми. Более подвержены компьютерной зависимости детей, чьи родители работают за границей, часто уезжают в командировки, а также дети успешных бизнесменов. То есть эту склонность имеют дети, родители которых из-за чрезмерной трудовой занятости не могут уделить им достаточного внимания, а часто пытаются как-то материально компенсировать свое отсутствие. Но как известно, общение с родителями для ребенка не могут заменить ни дорогие игрушки, ни вещи, которые покупают им родители в знак дефицита внимания. Таким образом, компьютер сначала компенсирует общения с родителями, а потом они становятся «незначительными» в жизни подростка. 

По результатам наблюдений выявлено, что в большинстве случаев, зависимыми становятся дети с неадекватной самооценкой (заниженной или завышенной). В большинстве случаев, таким детям трудно общаться со сверстниками. В один момент ребенку надоедает доказывать сверстникам, какой он есть на самом деле, он погружается в виртуальный компьютерный мир, где он получает возможность реализоваться со всеми своими недостатками, комплексами и амбициями. 

Также компьютерная зависимость ребенка обусловлена ​​склонностью к другим видам зависимостей родителей ребенка (алкогольной, наркотической, табачной, зависимости от азартных игр), что может передаваться на генном уровне. Когда дома нет компьютера, а играть ребенку хочется, он идет в компьютерный клуб. И если родители дома могут, при желании, проследить, во что и как долго играет ребенок, то работников клубов это, как правило, не беспокоит. Также известны случаи, когда увлечение компьютерными играми приводили к нарушению закона: краж денег, вооруженных нападений на людей, стараясь быть похожими на любимых компьютерных героев и т.д.. 

Что же может уберечь ребенка от формирования компьютерной зависимости? Ответом на этот вопрос является возможность получать в реальной жизни то, что ему может дать виртуальный мир и тогда ребенок будет защищен от компьютерной и других видов зависимостей. Этим может быть: - яркая, насыщенная, интересная жизни - возможность чувствовать азарт и риск - возможность чувствовать агрессию приемлемым способом - возможность играть и реализовывать свой интерес - возможность полноценно общаться с родителями и сверстниками.

Для профилактики компьютерной зависимости у детей, родители могут руководствоваться психолого-педагогическими рекомендациями: 

Приучайте ребенка правильно относиться к компьютеру как к техническому устройству, с помощью которого можно получить знания и навыки, а не к средству получения эмоций. 

Не позволяйте ребенку в возрасте 3-5 лет играть в компьютерные игры. 

Разрабатывайте с ребенком правила работы за компьютером: 20 минут компьютерной игры, 30 минут занятия другими видами деятельности. 

Не позволяйте ребенку есть и пить у компьютера. 

Не позволяйте ребенку играть в компьютерные игры перед сном. 

Договаривайтесь с ребенком, выполнять эти правила. 

Замечайте, когда ребенок придерживается Ваших требований, обязательно скажите ему о своих чувствах радости и удовольствия. Таким образом, закрепляется желательное поведение. 

Не используйте компьютер как средство для поощрения ребенка. Во время болезни и вынужденного пребывания дома, компьютер не должен стать компенсацией. Помогайте ребенку преодолевать негативные эмоции, которые всегда присутствуют в жизни каждого человека (разочарование, печаль, обиду, агрессию и т.д.), и которые могут подтолкнуть ребенка получить облегчение за компьютерной игрой. 

Если вы заметили признаки зависимого поведения у ребенка обратитесь к следующим рекомендациям: 

Наблюдайте за поведением ребенка во время его общения с друзьями, если они еще остались. Не оставляйте без внимания телефонные разговоры ребенка, диски с играми, которые приносит он от знакомых. Обращайте внимание на игры, в которые играет ваш ребенок, потому что некоторые из них могут стать причиной его бессонницы, раздражительности, агрессии, специфических страхов. Ограничивайте время работы за компьютером. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за ним два часа в будние дни и три в выходные. Обязательно с перерывами. Предложите другие возможности времяпрепровождения. Попробуйте составить список дел, которыми можно заняться его в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные мероприятия (походы в кино, на природу, настольные игры и т.д.). Не позволяйте ребенку развлекаться в компьютерном клубе ночью. Учите ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывая, что это малая часть доступных развлечений, но игра не заменит общения. В случае, если вы не можете самостоятельно решить эту проблему, обращайтесь к психологу и в специализированные психологические центры. 

Компьютерный мир схож с миром, в котором мы живем. Он может быть разнообразным: и добрым, и жестоким. Ребенку и подростку расти в том мире, который мы имеем - с тем компьютерным бумом, за которым мы наблюдаем. Ограничить ребенка от компьютера означает вызвать у него неадекватную реакцию, когда он все же встретится с этим проявлением современного мира. Другое дело, что нужно давать себе совет: если отец предпочитает общению с женой сидению перед монитором, если матери легче погрузиться в переживания «мыльной оперы», чем поговорить с дочерью или сыном, то ожидать от ребенка иной реакции на компьютере или телевизоре наивно. 

Беда не в том, что в нашей жизни есть электронные средства информации и коммуникации. Беда в том, что самым взрослым удобно заменить ими общения с ребенком. Рецепт от любой деструктивной зависимости, будь то компьютер, телевизор, алкоголь или наркотики, - полноценное и гармоничное общение всех членов семьи, а точнее, их взаимная любовь. 

Тест для родителей «Признаки компьютерной зависимости у ребенка"

 Каждый день играет на компьютере. 

После начала игры теряет ощущение времени. 

Не желает покидать игру незаконченной. 

Ест без отрыва от монитора. 

Не признает, что слишком много времени проводит за игрой на компьютере.

 Вы упрекаете ребенку за то, что он много времени проводит за игрой на компьютере. 

Не заканчивает игру, если достигает любого уровня сложности, идет дальше. 

Сравнивает результаты со старыми и гордится этим, сообщает об этом всем, кому только возможно.

Играет вместо выполнения домашних заданий. 

Как только взрослые оставляют дом, ребенок бежит к компьютеру и с чувством облегчения начинает играть. 

Если вы положительно ответили на 5 вопросов из 10, то можете быть уверены в том, что Ваш ребенок попала в зависимость от компьютерных игр.
Категория: Психология и педагогика | (11.02.2013)
Просмотров: 879 | Рейтинг: 0.0/0