Эмоциональное отношение к этническим признакам как фактор психической адаптивности - Психология и педагогика - Каталог статей - Психология | Социальная педагогика | Психоанализ
Главная » Статьи » Психология и педагогика

Эмоциональное отношение к этническим признакам как фактор психической адаптивности


В последнее время общепризнанным является тот факт, что наша цивилизация ис-
пытывает  информационный  кризис (Скворцов  Н.Г.,  Сусоколов  А.А.,  Сухарев  А.В.). 
Большой поток новой информации возникает как вследствие развития средств массовой 
информации и коммуникации, так и вследствие изменения демографической ситуации. 
Каждый  элемент  информации  имеет  определенный  этнокультурный  смысл.  Массовая 
миграция приводит к нарастанию национальных и культурных контактов, изменяя образ 
человека в обществе (Лебедева Н.М.,1993). 

В связи с этими процессами исследователи выделяют "этнический парадокс совре-
менности", который заключается в возрастании роли этнических факторов в обществе и 
индивидуальной  психике  человека,  несмотря  на  снижении  значимости  национальной 
принадлежности  для  социальной  реализации  человека  в  современных  экономических 
условиях (Стефаненко Т.Г., 2000). Показано, что в современном обществе отношение к 
этничности  играет  существенную  роль  в  психической  адаптации  человека  к  его  внут-
ренней и внешней среде. Это предполагает разработку соответствующих методов иссле-
дования факторов и механизмов функционирования этнических составляющих личности 
с целью поисков способов путей и повышения психической адаптивности. 

Психическая адаптация определяется активностью личности и выступает как един-
ство  процессов  аккомодации  и  ассимиляции  в  приспособлении  структуры  и  функций 
индивида или группы к условиям среды. С позиций этнофункционального подхода важ-
нейшим условием адаптивности выступает согласованность эмоционального отношения 
в психике субъекта к этническим признакам, связывающих его с образом "своего" этно-
са.  Наличие  в  психике  этнофункциональных  рассогласований  обусловливает  психиче-
скую дезадаптацию к внутренней и внешней среде и связано с психическими наруше-
ниями: алкоголизацией, наркотизацией, депрессивными состояниями, психопатологиче-
скими нарушениями (Сухарев А.В., Степанов И.Л.). 

Однако  сами  авторы  этнофункционального  подхода  указывают  на  актуальность 
расширения эмпирической базы данной теории (изначально разработанной на выборке 
испытуемых с явными (клиническими) признаками психической дезадаптивности) для 
случаев развития психике в норме. Кроме того, имеется необходимость разработки и со-
вершенствования  валидного  инструментария  для  проведения  массовых  эмпирических 
исследований. В связи с этим проблемой нашего исследования является изучение эмо-
ционального отношения к этническим признакам как фактора психической адаптивно-
сти на выборке психически здоровых испытуемых. 

Для определения согласованности эмоционального отношения к этническим при-
знакам нами была модифицирована методика «Выраженность эмоционального отноше-
ния к группам этнических признаков» (А.В.Сухарев). Психическая адаптивность изме-
рялась через оценку психических состояний, поскольку исходя из концепции А.О. Про-
хорова  равновесные  отрицательные  состояния,  отрицательные  состояния  повышенной 
психической активности, и отрицательные состояния пониженной психической активно-
сти связаны с психической дезадаптацией. 
В основе исследования лежало предположение, что согласованность эмоциональ-
ного отношения к группам этнических признаков, выявляемая при помощи модифици-
рованной методики, должна быть связана с наличием равновесных состояний, поскольку 
данные параметры согласно теоретическим концепциям, являются однофакторными фе-
номенами, связанными с адаптивностью психики (Ганзен В.А., Юрченко В.Н., 1991) 
Всего было обследовано 291 человек обучающихся в разных ВУЗах Казани, 49% – 
русской национальности и 51% – татарской национальности. Нами было выявлено от-
сутствие различий между показателями согласованности эмоционального отношения к 
группам этнических признаков у представителей русской и татарской национальности 
(по t-критерию Стьюдента, tэм = 1,915). 

По  уровню  эмоциональной  согласованности  выборка  была  поделена  на  три  под-
группы: высокий уровень согласованности эмоционального отношения к группам этни-
ческих признаков; норма; низкий уровень согласованности эмоционального отношения 
к  группам  этнических  признаков.  В  результате  было  установлено,  что  для  высокого 
уровня согласованности были значимо чаще присущи (ρ=0,90, ν=90, tэм=1,76) равновес-
ные положительные состояния (спокойствие, блаженство). Для низкого уровня эмоцио-
нальной  согласованности (рассогласованности)  значимо  чаще  присущи (ρ=0,99,  ν=90, 
tэм=3,65)  равновесные  отрицательные  состояния (раздвоенность,  сомнение,  сожаление, 
озабоченность), а также (ρ=0,90, ν=90, tэм=1,93) отрицательные состояния пониженной 
психической активности (депрессия, тоска). 

Таким  образом,  диагностируемая  с  помощью  методики  согласован-
ность/рассогласованность эмоционального отношения к группам этнических признаков 
действительно связана с неравновесными психическими состояниями, что подтверждает 
возможность  использования  обеих  концепций  для  исследования  этнопсихологических 
факторов адаптации субъекта в современных социальных условиях. 

Можно  сделать  следующие  выводы:  во-первых,  применяемая  нами  методика  ва-
лидна  для  исследования  проявления  согласованности/рассогласованности  эмоциональ-
ного отношения к группам этнических признаков; во-вторых, полученные данные рас-
ширяют эмпирическую базу этнофункционального подхода, подтверждая, что согласо-
ванности/рассогласованности эмоционального отношения к группам этнических призна-
ков имеет аналогичные механизмы функционирования и в психике здоровых субъектов. 

Категория: Психология и педагогика | (13.01.2013)
Просмотров: 167 | Рейтинг: 0.0/0