Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Формирование гендерной психологии лидерства
|
|
Формирование гендерной психологии лидерства Как можно было видеть в предыдущих главах, традиционно лидерство изучалось почти без учета пола. Многие феномены, экспериментальные факты, теории уста- новлены «на мужском материале». И в настоящее время ряд исследователей пе- ресматривают достижения современной лидерологии с учетом этого факта. Отдельные единичные исследования в этой области были проведены еще С. Брауном (1931) (в скобках называем год проведения первых исследований), Л. Моором (1932), Е. Флеммингом (1935), Ц. Трайон (1939), Л. Эскерсоном (1942). В основном изучались отдельно девочки и женщины-лидеры; исследование же половой структуры группы в связи с лидерством было начато еще позже — Уайтом (1945), Харвелом (1953), Шерифом (1955), Стротдбеком (1957) и др. (Бендас Т. В., 2000a, 2000b). Но как целостное направление гендерная психология лидерства активно фор- мируется начиная с середины 1970-х годов прежде всего в американской, а также в западноевропейской, австралийской и других науках на стыке социальной пси- хологии, психологии половых различий и гендерной психологии, психологии женщины, социальной психологии взаимоотношений между полами, психологии организаций. Формирование гендерной психологии лидерства 155 Большинство работ посвящены лидерству в деловых (task) группах или (их меньше) в группах с интимными взаимоотношениями (супругов, влюблен- ных). Исследования проводятся либо в лабораторных (так называемые группы «без лидера» или со стихийным лидером), либо в полевых условиях, в организациях с «назначенным» лидером, или менеджером. Особое место среди этих исследований занимают те, где применяется метаана- лиз — метод, позволяющий обобщить противоречивые результаты, получаемые разными авторами. Основной вопрос, на который ищут ответ ученые указанного направления, — отличаются ли друг от друга лидеры разного пола, и если да, то не проявляются ли здесь общие гендерные различия? При ответе на этот вопрос изучаются следующие проблемы: 1) с каким полом связывается лидерская роль; 2) лидерский стиль; 3) эффективность лидеров разного пола; 4) лидерство и половая структура группы; 5) поведение лидеров в присутствии лиц своего и противоположного пола; 6) поведение на переговорах; 7) мотивация к достижению и стремление к лидерству; 8) я-концепция; 9) гендерная идентичность и лидерство; 10) характеристики личности, способствующие и препятствующие лидерству; 11) лидерство в супружеских парах; 12) возраст и пол лидера в лабораторных экспериментах. Рассмотрим более подробно некоторые результаты исследований, сравнивая рядовых испытуемых (т. е., условно говоря, «нелидеров» — берем этот термин в кавычки, ибо, по нашему убеждению, каждый человек в той или иной ситуации может стать лидером и обладает лидерским потенциалом; однако это не значит, что не существует тех, кого называют «лидерами», — они уже добились такого статуса по тем или иным критериям). Проводя сравнительный анализ (по каждой из перечисленных выше 12 про- блем), мы будем иметь в виду: u существующие гендерные стереотипы (как правило, их можно встретить в ли- тературе, в том числе и научной; вопрос об их формировании слишком сложен и не входит в задачу настоящей работы; возьмем их, так сказать, в готовом ви- де); гендерные различия, обнаруженные у детей-нелидеров; u гендерные различия, обнаруженные у взрослых-нелидеров; u гендерные различия, обнаруженные у лидеров; u данные, полученные в лабораторных исследованиях (где, как правило, изуча- ются стихийные лидеры, но не обязательно: метод моделирования иногда по- зволяет изучать назначенных лидеров (менеджеров) и в лабораторном экспе- рименте или лидеров в семье — также в смоделированных ситуациях); 156 Глава 4. Гендерные исследования лидерства u данные полевых исследований (где изучаются менеджеры, лидеры в реальных семьях, лидеры в парах влюбленных и т. п.); u данные результатов метаанализа. Сопоставление данных по детям и взрослым даст возможность проследить усиление или ослабление этих различий с возрастом (именно первое, как нам ка- жется, может свидетельствовать о влиянии культуры на личность и поведение). А сравнение данных по способу их получения (лабораторные, полевые, метаана- литические исследования) позволяет сформулировать корректные выводы. Для анализа мы выберем лишь те результаты, которые обнаруживаются и при изучении лидеров (в силу традиции это, как правило, характеристики личности и социального поведения). Это позволит увидеть, остаются ли в силе гендерные различия, если сравниваются лидеры разного пола, или они исчезают (или изме- няются — в сторону уменьшения или увеличения). Мы попытаемся проследить, соответствуют ли результаты научных исследо- ваний о реальных различиях между полами стереотипному представлению о них и в каком возрасте обнаруживаются или исчезают такие различия. В основном такие исследования проводились в одной культуре — европейско- американской. Хотя кросс-культурные исследования лидерства (в том числе и проведенные нами) мы рассмотрим в следующей главе, иногда мы приводим фрагменты наших исследований, если они соответствуют по содержанию опреде- ленной характеристике лидера. Особое место занимает раздел «С каким полом связывается лидерская роль», о котором речь пойдет ниже. В нем присутствуют данные только по лидерам, что естественно: вопросы о том, с каким полом связывается лидерская роль и кто ча- ще становится лидером — на работе и в семье, невозможно выяснить среди рядо- вых испытуемых, т. е. нелидеров. Мы везде, где можно, напоминаем, что экспериментальные факты демонстри- руют наличие нескольких гендерных моделей лидерского поведения. В обобщаю- щем виде наша концепция об этих моделях будет сформулирована в следующей главе, посвященной кросс-культурным исследованиям лидерства. | |
|
|
Просмотров: 1689 | Рейтинг: 0.0/0 |