Формирование гендерной психологии лидерства - Психология и педагогика - Каталог статей - Психология | Социальная педагогика | Психоанализ
Главная » Статьи » Психология и педагогика

Формирование гендерной психологии лидерства

Формирование гендерной психологии лидерства

Как можно было видеть в предыдущих главах, традиционно лидерство изучалось
почти без учета пола. Многие феномены, экспериментальные факты, теории уста-
новлены «на мужском материале». И в настоящее время ряд исследователей пе-
ресматривают достижения современной лидерологии с учетом этого факта.
Отдельные единичные исследования в этой области были проведены еще
С. Брауном (1931) (в скобках называем год проведения первых исследований),
Л. Моором (1932), Е. Флеммингом (1935), Ц. Трайон (1939), Л. Эскерсоном
(1942).

В основном изучались отдельно девочки и женщины-лидеры; исследование
же половой структуры группы в связи с лидерством было начато еще позже —
Уайтом (1945), Харвелом (1953), Шерифом (1955), Стротдбеком (1957) и др.
(Бендас Т. В., 2000a, 2000b).

Но как целостное направление гендерная психология лидерства активно фор-
мируется начиная с середины 1970-х годов прежде всего в американской, а также
в западноевропейской, австралийской и других науках на стыке социальной пси-
хологии, психологии половых различий и гендерной психологии, психологии
женщины, социальной психологии взаимоотношений между полами, психологии
организаций.

Формирование гендерной психологии лидерства 155
Большинство работ посвящены лидерству в деловых (task) группах или
(их меньше) в группах с интимными взаимоотношениями (супругов, влюблен-
ных).

Исследования проводятся либо в лабораторных (так называемые группы «без
лидера» или со стихийным лидером), либо в полевых условиях, в организациях
с «назначенным» лидером, или менеджером.

Особое место среди этих исследований занимают те, где применяется метаана-
лиз — метод, позволяющий обобщить противоречивые результаты, получаемые
разными авторами.

Основной вопрос, на который ищут ответ ученые указанного направления, —
отличаются ли друг от друга лидеры разного пола, и если да, то не проявляются
ли здесь общие гендерные различия?

При ответе на этот вопрос изучаются следующие проблемы:

1) с каким полом связывается лидерская роль;

2) лидерский стиль;

3) эффективность лидеров разного пола;

4) лидерство и половая структура группы;

5) поведение лидеров в присутствии лиц своего и противоположного пола;

6) поведение на переговорах;

7) мотивация к достижению и стремление к лидерству;

8) я-концепция;

9) гендерная идентичность и лидерство;

10) характеристики личности, способствующие и препятствующие лидерству;

11) лидерство в супружеских парах;

12) возраст и пол лидера в лабораторных экспериментах.

Рассмотрим более подробно некоторые результаты исследований, сравнивая
рядовых испытуемых (т. е., условно говоря, «нелидеров» — берем этот термин
в кавычки, ибо, по нашему убеждению, каждый человек в той или иной ситуации
может стать лидером и обладает лидерским потенциалом; однако это не значит,
что не существует тех, кого называют «лидерами», — они уже добились такого
статуса по тем или иным критериям).

Проводя сравнительный анализ (по каждой из перечисленных выше 12 про-
блем), мы будем иметь в виду:

u существующие гендерные стереотипы (как правило, их можно встретить в ли-
тературе, в том числе и научной;

 вопрос об их формировании слишком сложен
и не входит в задачу настоящей работы; возьмем их, так сказать, в готовом ви-
де);
 
гендерные различия, обнаруженные у детей-нелидеров;

u гендерные различия, обнаруженные у взрослых-нелидеров;

u гендерные различия, обнаруженные у лидеров;

u данные, полученные в лабораторных исследованиях (где, как правило, изуча-
ются стихийные лидеры, но не обязательно: метод моделирования иногда по-
зволяет изучать назначенных лидеров (менеджеров) и в лабораторном экспе-
рименте или лидеров в семье — также в смоделированных ситуациях);
156 Глава 4. Гендерные исследования лидерства
u данные полевых исследований (где изучаются менеджеры, лидеры в реальных
семьях, лидеры в парах влюбленных и т. п.);
u данные результатов метаанализа.

Сопоставление данных по детям и взрослым даст возможность проследить
усиление или ослабление этих различий с возрастом (именно первое, как нам ка-
жется, может свидетельствовать о влиянии культуры на личность и поведение).
А сравнение данных по способу их получения (лабораторные, полевые, метаана-
литические исследования) позволяет сформулировать корректные выводы.

Для анализа мы выберем лишь те результаты, которые обнаруживаются и при
изучении лидеров (в силу традиции это, как правило, характеристики личности
и социального поведения). Это позволит увидеть, остаются ли в силе гендерные
различия, если сравниваются лидеры разного пола, или они исчезают (или изме-
няются — в сторону уменьшения или увеличения).

Мы попытаемся проследить, соответствуют ли результаты научных исследо-
ваний о реальных различиях между полами стереотипному представлению о них
и в каком возрасте обнаруживаются или исчезают такие различия.

В основном такие исследования проводились в одной культуре — европейско-
американской. Хотя кросс-культурные исследования лидерства (в том числе и
проведенные нами) мы рассмотрим в следующей главе, иногда мы приводим
фрагменты наших исследований, если они соответствуют по содержанию опреде-
ленной характеристике лидера.

Особое место занимает раздел «С каким полом связывается лидерская роль»,
о котором речь пойдет ниже. В нем присутствуют данные только по лидерам, что
естественно: вопросы о том, с каким полом связывается лидерская роль и кто ча-
ще становится лидером — на работе и в семье, невозможно выяснить среди рядо-
вых испытуемых, т. е. нелидеров.

Мы везде, где можно, напоминаем, что экспериментальные факты демонстри-
руют наличие нескольких гендерных моделей лидерского поведения. В обобщаю-
щем виде наша концепция об этих моделях будет сформулирована в следующей
главе, посвященной кросс-культурным исследованиям лидерства.

Категория: Психология и педагогика | (28.01.2013)
Просмотров: 719 | Рейтинг: 0.0/0