Главная » Статьи » Психология и педагогика

ФУНКЦИЯ ФАСИЛИТАТОРА

ФУНКЦИЯ ФАСИЛИТАТОРА

Особенность группы такова, что она несет в себе групповые роли, которые нуждаются в исполнении. Образно говоря, если собрать несколько человек и дать им некоторое время побыть вместе, то, неминуемо, в этой группе появятся лидер, козел отпущения, оппозиционер, авторитет и другие. Если, пофантазировать и довести ситуацию до абсурда, то есть из десяти отдельных групп собрать в одну только лидеров, - возникает новая группа, состоящая из лидера, козла отпущения, оппозиционера и других. Такова структура группы.

Для жизнеспособности и развития группы необходим эффективный лидер, особенности которого должны соответствовать задачам и целям группы. Лидера групп самопомощи часто называют ведущим или фасилитатором. Он не является диктатором групповых событий, а способствует групповому развитию. Он ответственный за формирование психологического климата, обеспечивающего развертывание группового процесса. Полезным для фа-силитатора групп самопомощи является сочетание двух ролей - ведущего и участника. Способность открыто быть собой - важнейшее качество фасилитатора - предполагает умение, выступая в качестве рядового участника, не занимать своей проблемой групповое время. Для него важна способность принимать группу такой, какой она есть, доверять групповому процессу. Одинаково относясь к успехам и к необходимым спадам в групповой динамике.

Фасилитатор должен быть способен к эмпатийному (сочувствие и сопереживание) слушанию. Каждого участника следует выслушивать внимательно, вживаясь в его чувства. Фасилитатор ориентирован на чувства, испытываемые в настоящий момент. Предполагается, что хорошим фасилитатором может быть только человек с тонкой душевной организацией.

Фасилитатор должен уметь:

•    Помочь членам группы почувствовать себя в безопасности и откровенно выразить свои чувства, рассказать о проблемах, поделиться опытом;

•    Создать атмосферу, в которой члены группы ощущают взаимную поддержку;

•    Помочь членам группы понять, что их объединяет, а также признать неизбежные различия и научиться преодолевать возникающие конфликты;

•    Не позволять группе удаляться от темы и нарушать правила;

•    Дать каждому возможность участвовать.

 Фасилитатор должен знать:

•    В каких случаях необходимо вмешательство;

•    Как обращаться с "трудными" участниками;

•    Как может проходить групповая встреча;

•    Методы формирования группы. 

 Фасилитатор не имеет права:

•    Анализировать", "объяснять и истолковывать личные проблемы участника;

•    Давать советы, если об этом не попросят;

•     Оказывать давление на членов группы, чтобы заставить высказаться по какому-либо вопросу;

•     Позволять, чтобы кого-то из членов группы оскорбляли;

• Высказывать свое мнение относительно методов лечения (кроме ссылок на имеющееся научные данные и мнения конкретных специалистов, а также рассказов о собственном опыте);

•     Позволять нарушать правила группы, оставлять такие нарушения без внимания и соответствующих последствий;

•     Принимать ту или иную сторону в конфликте между членами группы.

В связи с важностью фигуры фасилитатора для группового процесса полезно знать типичные ошибки, которые могут быть допущены.

1.   Опасной тенденцией является стремление ведущего использовать группу в собственных интересах, например для приобретении популярности.

2.   Фасилитатор будет менее эффективен, если он начинает толкать группу, манипулировать ею, пытаясь направлять ее к своим не высказанным целям.

Даже небольшой налет этой тенденции может ослабить и даже нарушить доверие группы.

3.   Некоторые ведущие судят об удаче или неудаче группы по ее драматичности, например, по числу людей, которые плакали или обрушивались на других с нападками. Такое развитие группы представляется сомнительным.

4.   Негибкая ориентация лишь на какую-то одну стратегию  может послужить основанием недоверия к ведущему. Важно спонтанное использование различных подходов в той мере, в какой они естественны для данной ситуации.

5.   Отягощенность "большими личными проблемами" является помехой для фасилитатора, поскольку у него возникает потребность центрировать группу на себя. Такой человек с успехом может быть членом группы, но плохо, если он занимает позицию ведущего. 
                                                      
6.   Ведущему не следует слишком часто давать интерпретацию мотивов или причин поведения членов группы. Если они не точны, то не помогут. Если точны - могут вызвать чрезмерную защиту или совсем лишить человека защиты, сделав его крайне уязвимым.

7.   Когда фасилитатор поднимает активность участников призывами типа "А теперь мы все", это ограничивает свободу проявления членов группы. Такая форма обращения является манипуляцией и затрудняет общение.

8. Делают ошибку ведущие, которые не принимают личного эмоционального участия в группе. В таком случае   в   группе нежелательная отчужденность.


Категория: Психология и педагогика | (14.11.2013)
Просмотров: 648 | Рейтинг: 0.0/0