Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Групповая сессия арт-терапии
|
|
Групповая сессия арт-терапии обычно распределяется на три этапа. Первый этап - введение и "разогрев". Занимает от 10 до 25% времени сессии. Создается атмосфера доверия и безопасности, объясняются основные правила. Используются различные способы физической активности и "настройки" на изобразительную работу. Второй этап - изобразительная работа, "исполнение" темы. Занимает от 30 до 40% общего времени сессии. Предлагаются темы для "раскрытия" и "разработки". Третий этап - обсуждение и завершение сессии. Занимает от 32 до 40% общего времени сессии. Участники рассказывают о своей работе или комментируют ее. Происходит обсуждение. Рекомендуются ретроспективные обсуждения, рассматривающие серию работ одного автора, выполненных в различное время. Ведется активный "диалог" авторов со своими произведениями. Участники не критикуют и не оценивают, а задают вопросы автору. В развитых группах используется юнгианская техника "амплификации", направленная на выявление ассоциативных связей и их влияние на окружающих: - позволяет осваивать новые роли и проявляет скрытые качества личности, а также наблюдать, как изменение ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими; - повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности; - предполагает особую "демократичную" атмосферу; - во многих случаях требует определенных коммуникативных навыков и способности приспосабливаться к групповым "нормам". Групповая сессия арт-терапии обычно распределяется на три этапа. Первый этап - введение и "разогрев". Занимает от 10 до 25% времени сессии. Создается атмосфера доверия и безопасности, объясняются основные правила. Используются различные способы физической активности и "настройки" на изобразительную работу. Второй этап - изобразительная работа, "исполнение" темы. Занимает от 30 до 40% общего времени сессии. Предлагаются темы для "раскрытия" и "разработки". Третий этап - обсуждение и завершение сессии. Занимает от 32 до 40% общего времени сессии. Участники рассказывают о своей работе или комментируют ее. Происходит обсуждение. Рекомендуются ретроспективные обсуждения, рассматривающие серию работ одного автора, выполненных в различное время. Ведется активный "диалог" авторов со своими произведениями. Участники не критикуют и не оценивают, а задают вопросы автору. В развитых группах используется юнгианская техника "амплификации", направленная на выявление ассоциативных связей между работами участников и различными событиями их жизни, мифологическими, эстетическими, религиозными представлениями и т.п. В завершение сессии суммируется общий итог не только арт-терапевтом, но и каждым же-лающим участником. Иногда используются заключительные "ритуалы". Однако, психотерапевтическая помощь имеет времен-ные рамки. Профессор М.Е.Бурно отмечает, что "... идеал терапии творческим самовыражением - воспитать в себе целебно-творческий стиль жизни и проникнуться им, то есть испытывать постоянно (обычно это возможно после нескольких лет лечебных занятий) более или менее выраженное творческое вдохновение". Когда творческое самовыражение используется здоровым человеком для снятия стресса и одухотворения своей жизни или страждущим, но без помощи врача, - то можно говорить о самопомощи творческим самовыражением. М.Е.Бурно выделяет следующие приемы самопомощи | творческим самовыражением: 1. Самопомощь созданием собственных творческих произведений высвечивает личностный склад автора и оживляет (проявляет) его индивидуальность. Следует подчеркнуть, что это могут быть не только стихи, живопись или скульптура. По-особому приготовленная еда, сшитая одежда, связанные носки или найденный корень, который, вдруг, в руках автора превращается в статуэтку и несет эстетическую радость людям. 2. Самопомощь творческим общением с литературой, искусством или наукой предполагает погружение и созвучие с определенными произведениями, спектаклями, научными изысканиями. При этом каждый находит своего писателя, свою картину, свой спектакль. Французский ученый Э.Геннекен отмечал: "На читателя оказывает наибольшее впечатление та книга, психиче- качествам данного читателя". Когда определены созвучные литературные, музыкальные или художественные произведения, человек может использовать это созвучие в тяжелые периоды, смягчая печаль и создавая перспективу. 3. Самопомощь творческим общением с природой. Человек часть природы. Поэтому возврат к природным циклам и смыслам, вхождение в поток жизни способствует выходу за пределы своей предубежденной личности. Наносное, сковывающее и искусственное растворяется. Театральный постулат - погода соответствует настроению героя - тонко отражает существующую взаимосвязь. Погода захватывает и увлекает. У каждого своя созвучная погода. Каждый имеет свои предпочтения и в отношении к порам года. Творчески общаясь с природой, человек развивает в себе способность преодолевать свой эгоизм, растворяться и находить себя в природе. 4. Самопомощь творческим коллекционированием предполагает возможность собирать созвучное душе. Мотивы выбора предметов коллекционирования различны. От высших, когда предмет коллекционирования открывает новые знания и миры, развивает и доставляет эстетическое наслаждение. До низших, когда наличие редкого экспоната вызывает гордость и ощущение собственной уникальности. 5. Самопомощь проникновенно-творческим погружением в прошлое дает возможность глубже и яснее видеть тории своего рода и своей общины. Созвучие с прошлым, например с родом, создает ощущение непрерывности бытия, открывает глубинные связи с близкими, историей страны и человечества. При большом душевном напряжении погружение в воспоминания детства (фотографии, игрушки, одежда и т.п.) позволяет расслабиться и дистанциироваться от насущной проблемы, оживить запахи и краски детства. 6. Самопомощь творческим путешествием возможна лишь при использовании самого путешествия для познания себя и своего отношения к новым, открывшимся обстоятельствам. Длительность и дальность путешествия желательна, но не обязательна. Вспоминается 1988 год, когда, отдыхая на Кубе, пришлось наблюдать компанию соотечественников, все время проигравших в преферанс и употребивших при этом огромное количество пива. Так и уехали они из Кубы бледные и опухшие. Замечено, что путешествие тем больше приносит пользы, чем основательнее готовится. Изучается по книгам и энциклопедиям предполагаемое место путешествия, его история и культурные особенности. Только такое путешествие будет осмысленным и плодотворным. 7. Самопомощь творческим поиском одухотворенности в повседневном. Когда обычное становится необычным, а постороннее личностно' значимым, то жизнь становится одухотворенной. М.Е.Бурно подчеркивает высокий эффект творческой фотографии, которую называет "вдохновенным творчеством выбора". Фотохудожник - светописец, своей духовной энергией одухотворяет пленку и снимок. Фотограф выбирает и высвечивает, оставляя мгновения на века. Не каждый может создать литературное произведение, но вести дневник или просто записную книжку в силах каждого. Запись событий мыслей и впечатлений "метит" жизнь, создавая ориентиры и осмысленную историю жизни личности. Фиксируя внутренние и внешние события личность по~новому переживает и переосмысливает, творит и обретает непрерывность бытия. Особым видом духовного творчества является ведение дневника сновидений. Мой опыт психотерапевтической работы показывает большую пользу таких дневников. Диалог с бессознательным целителен и обогащает личность. Подчеркну, что этот вид дневника даст пользу лишь тем, кто достаточно длительное время работал с аналитически ориентированным психотерапевтом, то есть привык бережно и внимательно относиться к посланиям собственного бессознательного. Архетипические образы волнуют, направляют и способствуют развитию личности. По мнению М.Е.Бурно, сама природа, как противоядие страданию, предусмотрела способность человека к интересному целительному творчеству. Точнее не скажешь. | |
|
|
Просмотров: 686 | Рейтинг: 0.0/0 |