Групповые роли - Психология и педагогика - Каталог статей - Психология | Социальная педагогика | Психоанализ
Главная » Статьи » Психология и педагогика

Групповые роли


Выделяют восемь основных типов ролей распределенных по парам противоположностей:

РОМАНТИК - БУКВОЕД НЕВИНОВНЫЙ - КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ

МЕНТОР - РЕБЕНОК СЕКТАНТ - ОБЪЕДИНИТЕЛЬ

Кроме тою, в группе выделяют две основополагающие функции поведениям

1.   функция решения задач;

2.   функция оказания поддержки.

Для эффективной жизнедеятельности группы требуется определенный баланс позитивных способов поведения, связанных с функциями решения задач и оказания поддержки. Когда вся группа решает поставленные задачи, находится кто-то оказывающий поддержку. Когда группа развлекается, находится кто-то занимающийся делом. Чрезвычайно важна гибкость в принятии и отторжении ролей. Если член группы застывает и закостеневает в какой-то роли, - то это негативно сказывается не только на нем, но и на всей группе. Группа является динамическим и живым образованием, нуждающимся в постоянных изменениях. Застой во внутригрупповых ролях ведет к застою в групповой динамике и развитии отдельных членов.
Роль - это набор способов поведения и выполняемых функций, которые уместны в конкретной социальной ситуации. Если член группы уж слишком вошел в определенную роль, не взирая на изменяющиеся контексты, то он негативно влияет на группу. Когда такое эгоистическое пребывание в роли доходит до абсурда, группа или распадается (если роль была ключевой). Однако чаще видимые или невидимые групповые санкции заставляют членов динамично менять роль в соответствии с изменившимися обстоятельствами. Гиб-кость и динамичность групповых взаимоотношений - за-пог жизнестойкости и продуктивности группы.

Изначально для групп самопомощи основной функцией является оказание поддержки. Даже название групп "са-мо-помощь" ориентирует на это. По мере обретения ста-бильности, чувства идентичности, для нормального функционирования группы необходима общая цель и реальный путь в ее достижении. На первый план выходит функция решения задач. В случае групп самопомощи при алкого-лизме задачей является достижение трезвости, а сверхзадачей - развитие личности и реализация себя не только в компромисной социальной среде группы, но и в общест-ие. Если сверхзадача не ставится - возникают группы самопомощи, девизом которых является "без начала и конца". Они ориентированы на функцию оказания поддержки.
Выделяют роли, связанные с решением задач:

ИНИЦИАТОР - предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы, а также способы преодоления трудностей и решения задач.

РАЗРАБОТЧИК - детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы.

КООРДИНАТОР - комбинирует идеи и предложения, координирует деятельность других членов группы.

КОНТРОЛЕР - направляет группу к ее целям. 

ОЦЕНЩИК - критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая со стандартами, присущими группе.

ПОГОНЩИК - стимулирует группу и подталкивает её к действиям и новым решениям.

Роли, связанные с оказанием поддержки:

ВДОХНОВИТЕЛЬ - поддерживает начинания других, выказывает понимание чужих идей и мнений. 

ГАРМОНИЗАТОР - служит посредником.

ПРИМИРИТЕЛЬ - поступается в чем-то своим мнением.

ДИСПЕТЧЕР - создает возможность для общения, побуждая к нему членов группы, регулирует процессы общения.

НОРМИРОВЩИК - формирует и применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов.

ВЕДОМЫЙ - пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятии решений.

Важной функцией группы является выработка собственных норм и понятий. Даже понимание сути и духа АА у разных адептов отличается. Наиболее безапелляционные утверждают, что только они правильно понимают суть АА. Нередко между группами возникают дискуссии как правильно понимать тот или иной постулат. И это в четко и педантично разработанном движении, широко издающем свою литературу.

Нереально было бы ожидать, что члены группы осознают роли, которые им приходится играть исходя из структуры группы и текущего момента. Еще менее вероятно, чтобы члены группы осознавали внутреннюю логику развития группы, если, конечно, они не являются профессионалами. Не осознают они изменения собственной идентичности и динамики идентичности других, процессов взаимозависимости в группе. Однако, внутригрупповые процессы проходят независимо оттого, осознаются они или нет. Это неспецифическое действие группы, которое проявляется в любой группе, которая развивается, а не деградирует.

Группа, образно говоря, является каркасом, позволяющим обрести опору и устоять, а также преодолеть дистанцию.

Признанный теоретик и практик групповой психотерапии Ирвин Ялом выделяет десять основных психотерапевтических факторов, которые свойственны большинству групп:

1. СПЛОЧЕННОСТЬ. Порождает эмоциональную привязанность и лояльное отношение к общим задачам. J Обеспечивает группе стабильность даже в критических обстоятельствах. Способствует выработке общих стандартов, не смотря на разнонаправленность индивидуальных целей. В атмосфере взаимной поддержки формируется чувство группой идентичности. Отрицательной стороной чрезмерной сплоченности может быть нежелание
таких случаях говорят об "огрупплённом мышлении".

Сплоченность является необходимой и желанной для динамики группы. Создать сплоченность, преодолеть соперничество и раскол помогают задачи, которые требуют совместной работы всех членов группы.

2.      ВНУШЕНИЕ НАДЕЖДЫ. Вера в возможность изменений сама по себе обладает терапевтическим действием. В группе эти изменения видимы, что укрепляет надежду.

3.     УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ. Каждый приходит в группу со своими проблемами, но скоро понимает, что и у других такие же трудности, такое же ощущение несостоятельности и отчужденности.

4.      АЛЬТРУИЗМ. Целительным действием обладает понимание того, что можешь быть нужен и полезен другим. Реализуя социальный инстинкт альтруизма, человек обретает смысл и цель, у него укрепляется личность.

5.      ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ.  В некоторых группах применяются прямые инструкции и советы. Информация ориентирует и снижает тревогу, "метит" территорию и создает понятийное поле.

6.     МНОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕНОС. Любое искаженное восприятие реальности и любое нарушение во взаимоотношениях, вызванное произошедшими в прошлом событиями, проявляются в группе. Группа становится местом, где могут найти решение прошлые проблемы. Эмоциональные привязанности к руководителю группы, другим :   членам, которые являются эхом зачастую детских проблем, в процессе жизнедеятельности группы подвергаются проверке и переоценке.

7.     МЕЖЛИЧНОСТНОЕ  ОБУЧЕНИЕ.   Группа  создает I   возможность усвоить новые формы поведения и здесь же,
непосредственно их проверить. Она является своеобразным тренировочным полем, где будет обретаться социальная компетенция, так необходимая для успешного функционирования в обществе.

8.     РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ. Для развития навыков общения используются приемы, в том числе ролевые игры, обратная связь.

9.     ПОДРАЖАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Умение вести себя приобретается в процессе наблюдения за другими. На начальном этапе возможно подражание фасилитатору или другим авторитетным членам группы. Роль которых является ведущей для создания внутригрупповых норм и стандартов поведения. Постепенно участники начинают экспериментировать со всеми имеющими место в группе моделями поведения.

10.   КАТАРСИС.


Категория: Психология и педагогика | (14.11.2013)
Просмотров: 2307 | Рейтинг: 0.0/0