Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Групповые роли
|
|
Выделяют восемь основных типов ролей распределенных по парам противоположностей: РОМАНТИК - БУКВОЕД НЕВИНОВНЫЙ - КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ МЕНТОР - РЕБЕНОК СЕКТАНТ - ОБЪЕДИНИТЕЛЬ Кроме тою, в группе выделяют две основополагающие функции поведениям 1. функция решения задач; 2. функция оказания поддержки. Для эффективной жизнедеятельности группы требуется определенный баланс позитивных способов поведения, связанных с функциями решения задач и оказания поддержки. Когда вся группа решает поставленные задачи, находится кто-то оказывающий поддержку. Когда группа развлекается, находится кто-то занимающийся делом. Чрезвычайно важна гибкость в принятии и отторжении ролей. Если член группы застывает и закостеневает в какой-то роли, - то это негативно сказывается не только на нем, но и на всей группе. Группа является динамическим и живым образованием, нуждающимся в постоянных изменениях. Застой во внутригрупповых ролях ведет к застою в групповой динамике и развитии отдельных членов. Роль - это набор способов поведения и выполняемых функций, которые уместны в конкретной социальной ситуации. Если член группы уж слишком вошел в определенную роль, не взирая на изменяющиеся контексты, то он негативно влияет на группу. Когда такое эгоистическое пребывание в роли доходит до абсурда, группа или распадается (если роль была ключевой). Однако чаще видимые или невидимые групповые санкции заставляют членов динамично менять роль в соответствии с изменившимися обстоятельствами. Гиб-кость и динамичность групповых взаимоотношений - за-пог жизнестойкости и продуктивности группы. Изначально для групп самопомощи основной функцией является оказание поддержки. Даже название групп "са-мо-помощь" ориентирует на это. По мере обретения ста-бильности, чувства идентичности, для нормального функционирования группы необходима общая цель и реальный путь в ее достижении. На первый план выходит функция решения задач. В случае групп самопомощи при алкого-лизме задачей является достижение трезвости, а сверхзадачей - развитие личности и реализация себя не только в компромисной социальной среде группы, но и в общест-ие. Если сверхзадача не ставится - возникают группы самопомощи, девизом которых является "без начала и конца". Они ориентированы на функцию оказания поддержки. Выделяют роли, связанные с решением задач: ИНИЦИАТОР - предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы, а также способы преодоления трудностей и решения задач. РАЗРАБОТЧИК - детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы. КООРДИНАТОР - комбинирует идеи и предложения, координирует деятельность других членов группы. КОНТРОЛЕР - направляет группу к ее целям. ОЦЕНЩИК - критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая со стандартами, присущими группе. ПОГОНЩИК - стимулирует группу и подталкивает её к действиям и новым решениям. Роли, связанные с оказанием поддержки: ВДОХНОВИТЕЛЬ - поддерживает начинания других, выказывает понимание чужих идей и мнений. ГАРМОНИЗАТОР - служит посредником. ПРИМИРИТЕЛЬ - поступается в чем-то своим мнением. ДИСПЕТЧЕР - создает возможность для общения, побуждая к нему членов группы, регулирует процессы общения. НОРМИРОВЩИК - формирует и применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов. ВЕДОМЫЙ - пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятии решений. Важной функцией группы является выработка собственных норм и понятий. Даже понимание сути и духа АА у разных адептов отличается. Наиболее безапелляционные утверждают, что только они правильно понимают суть АА. Нередко между группами возникают дискуссии как правильно понимать тот или иной постулат. И это в четко и педантично разработанном движении, широко издающем свою литературу. Нереально было бы ожидать, что члены группы осознают роли, которые им приходится играть исходя из структуры группы и текущего момента. Еще менее вероятно, чтобы члены группы осознавали внутреннюю логику развития группы, если, конечно, они не являются профессионалами. Не осознают они изменения собственной идентичности и динамики идентичности других, процессов взаимозависимости в группе. Однако, внутригрупповые процессы проходят независимо оттого, осознаются они или нет. Это неспецифическое действие группы, которое проявляется в любой группе, которая развивается, а не деградирует. Группа, образно говоря, является каркасом, позволяющим обрести опору и устоять, а также преодолеть дистанцию. Признанный теоретик и практик групповой психотерапии Ирвин Ялом выделяет десять основных психотерапевтических факторов, которые свойственны большинству групп: 1. СПЛОЧЕННОСТЬ. Порождает эмоциональную привязанность и лояльное отношение к общим задачам. J Обеспечивает группе стабильность даже в критических обстоятельствах. Способствует выработке общих стандартов, не смотря на разнонаправленность индивидуальных целей. В атмосфере взаимной поддержки формируется чувство группой идентичности. Отрицательной стороной чрезмерной сплоченности может быть нежелание таких случаях говорят об "огрупплённом мышлении". Сплоченность является необходимой и желанной для динамики группы. Создать сплоченность, преодолеть соперничество и раскол помогают задачи, которые требуют совместной работы всех членов группы. 2. ВНУШЕНИЕ НАДЕЖДЫ. Вера в возможность изменений сама по себе обладает терапевтическим действием. В группе эти изменения видимы, что укрепляет надежду. 3. УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ. Каждый приходит в группу со своими проблемами, но скоро понимает, что и у других такие же трудности, такое же ощущение несостоятельности и отчужденности. 4. АЛЬТРУИЗМ. Целительным действием обладает понимание того, что можешь быть нужен и полезен другим. Реализуя социальный инстинкт альтруизма, человек обретает смысл и цель, у него укрепляется личность. 5. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ. В некоторых группах применяются прямые инструкции и советы. Информация ориентирует и снижает тревогу, "метит" территорию и создает понятийное поле. 6. МНОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕНОС. Любое искаженное восприятие реальности и любое нарушение во взаимоотношениях, вызванное произошедшими в прошлом событиями, проявляются в группе. Группа становится местом, где могут найти решение прошлые проблемы. Эмоциональные привязанности к руководителю группы, другим : членам, которые являются эхом зачастую детских проблем, в процессе жизнедеятельности группы подвергаются проверке и переоценке. 7. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Группа создает I возможность усвоить новые формы поведения и здесь же, непосредственно их проверить. Она является своеобразным тренировочным полем, где будет обретаться социальная компетенция, так необходимая для успешного функционирования в обществе. 8. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ. Для развития навыков общения используются приемы, в том числе ролевые игры, обратная связь. 9. ПОДРАЖАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Умение вести себя приобретается в процессе наблюдения за другими. На начальном этапе возможно подражание фасилитатору или другим авторитетным членам группы. Роль которых является ведущей для создания внутригрупповых норм и стандартов поведения. Постепенно участники начинают экспериментировать со всеми имеющими место в группе моделями поведения. 10. КАТАРСИС. | |
|
|
Просмотров: 4958 | Рейтинг: 0.0/0 |