Группы самопомощи и взаимопомощи - Психология и педагогика - Каталог статей - Психология | Социальная педагогика | Психоанализ
Главная » Статьи » Психология и педагогика

Группы самопомощи и взаимопомощи

Сообщество людей, находящихся в одной проблеме и решающих ее, наполнено смыслом общего пути. Это только в начале общего пути человек получает помощь от других. В дальнейшем, обретя путь и инерцию движения, он сам начинает помогать другим, наполняя свой путь смыслом. Помогая другим, помогаешь себе.

Группы само- и взаимопомощи широко развиты во всем мире. Они многообразны по своим задачам и формам работы. Условно их можно разделить на следующие направления групповой работы:

•    Группы по борьбе с зависимостями.

•    Группы страдающих хроническими заболеваниями (ВИЧ, сахарным диабетом, душевными заболеваниями, инвалиды и многие другие).

•    Группы родных и близких.

•    Группы по преодолению кризиса или переходного периода (беженцев, подвергшихся пыткам, подвергшихся изнасилованиям и т.п.).

И все-таки группы самопомощи имеют нечто общее, делающее их легко узнаваемыми и жизнеспособными. 

Во-первых, объединяются люди с общей проблемой и ставят своей задачей преодоление или облегчение этой проблемы. 

Во-вторых, объединившись, они противостоят изоляции, дискриминации со стороны общества. Сами оказывают помощь и сами ее получают.

В-третьих, они автономны в своей деятельности. Они могут проходить юридическую регистрацию, а могут носить неформальный характер.

Группы самопомощи могут возникать по инициативе профессионалов, но чаще это инициатива снизу, свободное волевыявление граждан. Члены группы самопомощи преодолевают изоляцию, получают информацию и практическую помощь, формируют полезные навыки и уверенность в себе, получают поддержку и преодолевают зависимость. Профессионалы также имеют пользу от деятельности групп самопомощи. Они получают оформленную обратную связь, что позволяет лучше понимать ситуацию и проводить позитивные перемены. 

Обучение в таких группах более эффективно. Группы самопомощи становятся источником поддержки для новых пациентов и предоставляют пациентам то, что не может дать здравоохранение или то, что не является функцией здравоохранения, но необходимо пациентам.
                                                         
Группы самопомощи позволяют людям принять активное участие в решении собственных проблем, что особенно важно. Это уже совершенно иная архетипическая позиция.

Под архетипом понимают врожденный стереотип человеческого поведения. Попав в архетипическую ситуацию, человек действует в соответствии со скрытой в нем самом схемой. Каждый архетип имеет два противоположных полюса. Попадая в архетипическую ситуацию, где определен какой-либо полюс, - человек занимает противоположный. Подобно тому, как дитя пробуждает в женщине материнские чувства, так и старец пробудит у той же женщины детские чувства. Внешний полюс архетипа проявляет и активирует соответствующий внутренний полюс.

Вот так и архетип "целитель - больной" заложен в каждом. Целитель и больной находятся в архетипических отношениях. При заболевании больной стремится получить помощь у внешнего целителя. В то же время у него активируется так называемый "внутренний целитель". Иногда активация "внутреннего целителя" бывает достаточной для исцеления. Когда больной пассивен и всю ответственность перекладывает на внешнего целителя, его "внутренний целитель" не проявляется. Квалифицированный врач, помогая больному, стремится активировать его "внутренний целитель". Достигается это партнерскими отношениями. Но если врач занимает доминирующую позицию, характерную для патерналистских отношений, то "внутренний целитель" больного ослабляется. Больной становится  пассивным потребителем врачебных назначений и манипуляций. Такая ситуация опасна не только для больного, но и для врача. Возможность запрещать и руководить другим человеком, вести себя с ним, как с ребенком, повышает самоуважение. Это укрепление личности достигается не за счет личностного роста, а путем низведения другой личности до объекта врачебной манипуляции. У некоторых  существует внутренняя потребность в доминировании, в     j утверждении своей власти и значимости. Такая потребность, безусловно, компенсаторна. Возможно, это является одной из причин патернализма в наркологии. 

Став в позицию Спасителя или Преследователя, врач поддерживает игру "Алкоголик" (по Э. Берну). Да и сам зависимый своим поведением провоцирует такую позицию врача, возвышая его над собой. Архетип расщепляется. Зависимый, передав врачу всю власть, не чувствует себя ответственным, а врач, идентифицировав себя с целительным фактором больного, уже не способен исцелять. По мнению К.Г. Юнга, врачи, которые не смогли противостоять "атакам коллективного бессознательного пациентов" утрачиваются для профессии.

Последствия расщепления архетипа опасны. Адольф Гуггенбюль-Крейг их определяет так: "...больной человек становится пассивным пациентом; исцеляющий фактор перестает у него активизироваться. Врач же в результате такого процесса развивается в заносчивого, самоуверенного, узколобого господина, не уделяющего должного внимания собственному психологическому развитию. Полагая, что он лечит, то есть, ощущая себя самого исцеляющим фактором, такой врач начисто забывает, что функция целителя состоит-лишь в том, чтобы предоставить исцёляющему фактору возможность реализоваться. В известном смысле он становится подобен священнику, который вздумает объявить себя Господом Богом".

Необходимо преодолеть в себе патернализм и принять старый постулат: врач не имеет права желать пациенту здоровья больше, чем тот сам этого желает. Унять внутренний зуд и перестать спасать и преследовать. И тогда у пациента появится шанс внутреннего развития, а у врача -шанс профессионального роста.

Каждый врач проходит путь и реализуется в профессии или не реализуется. Тогда происходит инфляция личности и профессиональная деформация. Крайними вариантами этих изменений является переоценка своей личности (вспомним анекдоты о психиатрах, лейтмотивом которых является их мания величия) и идентификация себя с профессией, методом или должностью.

Врач - это лекарство, которое, как и каждое лекарство, должно быть адресовано и дозировано. Превышение дозы превращает лекарство в яд. Избежать этого можно лишь, обеспечив полноту архетипа в себе самом. Не жить в проекции, а удерживать позицию "раненого целителя". Метафора "раненого целителя" взята из мифа об Асклепии.

Асклепий был сыном Аполлона и нимфы. В детстве он был отдан на воспитание мудрому кентавру Хирону, у которого Асклепий научился искусству исцеления и стал великим врачевателем. Но Асклепий научился не только исцелять больных, но и воскрешать мертвых. На него разгневался бог подземного царства Аид - никому не позволено. Зевс решил покарать возгордившегося врачевателя и поразил его молнией. Но потом Асклепий воскрес и стал богом врачевания.

В память о своих ранах Асклепий основал святилище в Эпидавре, где все страждущие могли исцелиться в специальном помещении вблизи храма. Это помещение располагалось в особом священном месте - теменосе. Пациенты располагались на деревянных скамьях и погружались в сон, ожидая, когда их посетит священное, исцеляющее сновидение и избавит от недуга.
Миф об Асклепий напоминает врачам о том, что любое целительское искусство имеет свои пределы, нарушать которые запрещено. Стремление пациента видеть во враче сильную личность, человека, наделенного сверхъестественными возможностями, способного изменить его судьбу, может послужить искушением для последнего. Напоминание о своей уязвимости, о собственных ранах предохраняет врача от гордыни, от принятия на себя роли гуру, наставника по отношению к пациенту, образом, присущим самым разным культурам - от первобытных народов до современных развитых культур. 

Например, в ритуалах посвящения в шаманы будущий целитель должен пройти целый ряд суровых испытаний, в том числе и так называемую шаманскую болезнь. Только когда он справится с ней, он получает право лечить людей.

Эффективность самопомощи базируется еще на одном механизме. Группы самопомощи - благодатная среда для группе культивируется атмосфера добра и понимания. Все это позволяет эффективно преодолевать страх, тревогу, депрессию, уменьшать стресс. Такие состояния ведут к снижению иммунитета и способствуют развитию пяяличных заболеваний. Группы самопомощи помогают чоловеку преодолевать неизбежные жизненные труднсти. 

Особенно полезна  рупповая работа с ВИЧ-инфицированным. Безнадежно устрел тезис: "В здоровом теле - здоровый дух". Воинствующий материализм большевистских недоучек ушел в прошлое. Человек все же больше, чем его тело. Новое понимание психотелесного единства человека следует обозначить так: "При здоровом духе - здоровое тело". 
                       
При понимании взаимодействия "вирус - человек" начали меняться акценты. Если раньше считалось, что главным является заражение и наличие вируса, то сейчас признается ведущая роль организма. Ученые пришли на первый взгляд к парадоксальному выводу, что вирус это повод, а не причина заболевания. Действительно, в период эпидемии гриппа заражаются все, а заболевают лишь те, кто готов к заболеванию. Сцена, на которой разыгрывается драма инфекции - состояние организма, характеризующееся 

Хронический стресс, пусть и не достигающий больших значений, приводит к снижению сопротивляемости организма. О таких людях говорят: "Надо же, от неприятностей разболелся". Так, образно говоря, происходит "встреча" хронических неприятностей с гриппом, а нереализованных амбиций с раком. Во время стресса в организме возникает гормональная буря, которая влияет на иммунную систему. Но глубина и длительность стресса определяется каждым человеком. Один американский врач по этому поводу метафорично сказал: "Сердце не может решать, что смерть близкого человека при катастрофе - такая потеря, печень не способна ощущать страх или стыд. Иммунная система не может знать, хорошая ли работа у его владельца, разведен ли он или счастлив в браке. Единственно мозг знает и чувствует". Между клетками иммунной системы и мозгом существует четкая связь. 






Категория: Психология и педагогика | (14.11.2013)
Просмотров: 465 | Рейтинг: 0.0/0