Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Я-концепция подростков с психологической зависимостью от родителей
|
|
В психологической литературе преимущественными взглядами на подростковый возраст является рассмотрение его как кризисного периода. Происходящие в подростко- вом возрасте изменения характеризуются физиологическими, социальными, личностны- ми и когнитивными преобразованиями. На этом фоне перестраиваются и отношения подростков с родителями. На смену признания ребенком авторитета родителей приходит стремление к утверждению подростком собственной взрослости, самостоятельности, не- зависимости от родителей, проявляющейся в поведении, установках и ценностях, эмо- циональной сфере (О. А. Карабанова), т. е. одним из новообразований данного периода выделяют «чувство взрослости» (Т. В. Драгунова). Наряду с тем, что достижение психо- логической независимости от родителей является важной задачей подросткового возрас- та, решение которой необходимо для развития взрослой самостоятельной личности, в современном обществе, напротив, намечается тенденция инфантилизации, чрезмерное стремление к сохранению детской зависимости, обеспечивающей ощущение безопасно- сти, уверенности и защищенности. Категория психологической зависимости – независимости, причины, проявления этих феноменов, представления о возможных путях коррекции психологической зависимости, а также, в частности проблема психологической зависимости подростков от родителей явля- ется недостаточно разработанной в психологической науке. В нашей работе мы будем опи- раться на понимание психологической зависимости от другого человека, специфика кото- рой заключается в наличии близких эмоциональных связей на фоне неуверенности и нерав- ноправия этих отношений. Психологическая зависимость подростков от родителей как осо- бого личностного образования проявляется в амбивалентности отношения подростков к ро- дителям и высокой эмоциональной его напряженности. Амбивалентность заключается в со- четании стремления подростка к близким, эмоциональным, доверительным отношениям с родителями, желания получить поддержку, с одной стороны, и переживания помощи и под- держки от родителей как тягостных – с другой (О. П. Макушина). Психологическая зависимость оказывает негативное влияние на личностное разви- тие подростков, что приводит к возникновению проблем в общении со сверстниками, во взаимоотношениях с самими родителями, снижению способности противодействовать оказываемому давлению, может приводить к соматическим заболеваниям, определяет дисгармоничность развития их Я-концепции (О. П. Макушина). Многими отечествен- ными психологами подчеркивается значение подросткового возраста в развитии само- сознания и образа Я (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн, П. Р. Чамата, И. И. Чеснокова), отводя главную роль в его формировании социальной ситуации разви- тия, а значит, большой роли качества сложившихся к началу подросткового возраста детско-родительских отношений (Э.Эйдемиллер, А. Черников). Отношения с родителя- ми и в подростковом возрасте по-прежнему остаются для ребенка исключительными и крайне значимыми. Под воздействием механизма взаимного общения происходит ста- новление Я-концепции индивида. Происходит появление сознательного «Я», возникно- вение рефлексии, осознавания мотивов, имитация внутренней жизни, осознание себя в системе общественных отношений, развитие социальной активности и социальной от- ветственности у подростков. Наиболее важным для нашей работы является положение о том, что самосознание неразрывно связано с развитием личности, так как оно возникает в ходе этого развития. Это дает возможность рассматривать самосознание как важнейшее условие развития и совершенствования человека за счет его специфических функций, таких, как самопозна- ние, самооценка, самоконтроль, саморегулирование, субъективность. Таким образом, если проявление сильно выраженных зависимых тенденций подро- стков по отношению к родителям свидетельствует о препятствии в развитии личности, а самосознание связано с развитием личности, это позволяет говорить о том, что Я- концепция подростка является важным фактором и индикатором психологической зави- симости – независимости. Целью нашей работы является изучение когнитивного и эмоционального компонен- тов Я-концепции подростков с психологической зависимостью от родителей как относи- тельно устойчивым личностным образованием. Мы предположили, что: 1) Я-концепция подростков с психологической зависимостью от родителей отличается от Я-концепции психологически независимых подростков; 2) в целом уровень развития самосознания пси- хологически зависимых подростков ниже уровня его развития у психологически незави- симых подростков; 3) образ Я подростков с психологической зависимостью от родителей характеризуется меньшей дифференцированностью и когнитивной сложностью, меньшей отчетливостью и последовательностью, сближением наличного (реального) и идеального «Я» в отличие от образа Я психологически независимых подростков.
| |
|
|
Просмотров: 815 | Рейтинг: 0.0/0 |