Главная » Статьи » Психология и педагогика

Я-концепция подростков с психологической зависимостью от родителей



В  психологической  литературе  преимущественными  взглядами  на  подростковый 
возраст является рассмотрение его как кризисного периода. Происходящие в подростко-
вом возрасте изменения характеризуются физиологическими, социальными, личностны-
ми  и  когнитивными  преобразованиями.  На  этом  фоне  перестраиваются  и  отношения 
подростков с родителями. На смену признания ребенком авторитета родителей приходит 
стремление к утверждению подростком собственной взрослости, самостоятельности, не-
зависимости от родителей, проявляющейся в поведении, установках и ценностях, эмо-
циональной сфере (О. А. Карабанова), т. е. одним из новообразований данного периода 
выделяют «чувство взрослости» (Т. В. Драгунова). Наряду с тем, что достижение психо-
логической независимости от родителей является важной задачей подросткового возрас-
та,  решение  которой  необходимо  для  развития  взрослой  самостоятельной  личности,  в 
современном  обществе,  напротив,  намечается  тенденция  инфантилизации,  чрезмерное 
стремление к сохранению детской зависимости, обеспечивающей ощущение безопасно-
сти, уверенности и защищенности. 

Категория психологической зависимости – независимости, причины, проявления этих 
феноменов, представления о возможных путях коррекции психологической зависимости, а 
также, в частности проблема психологической зависимости подростков от родителей явля-
ется недостаточно разработанной в психологической науке. В нашей работе мы будем опи-
раться на понимание психологической зависимости от другого человека, специфика кото-
рой заключается в наличии близких эмоциональных связей на фоне неуверенности и нерав-
ноправия этих отношений. Психологическая зависимость подростков от родителей как осо-
бого личностного образования проявляется в амбивалентности отношения подростков к ро-
дителям и высокой эмоциональной его напряженности. Амбивалентность заключается в со-
четании стремления подростка к близким, эмоциональным, доверительным отношениям с 
родителями, желания получить поддержку, с одной стороны, и переживания помощи и под-
держки от родителей как тягостных – с другой (О. П. Макушина). 

Психологическая зависимость оказывает негативное влияние на личностное разви-
тие подростков, что приводит к возникновению проблем в общении со сверстниками, во 
взаимоотношениях  с  самими  родителями,  снижению  способности  противодействовать 
оказываемому  давлению,  может  приводить  к  соматическим  заболеваниям,  определяет 
дисгармоничность  развития  их  Я-концепции (О.  П.  Макушина).  Многими  отечествен-
ными психологами подчеркивается значение подросткового возраста в развитии само-
сознания и образа Я (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн, П. Р. Чамата, 
И. И. Чеснокова), отводя главную роль в его формировании социальной ситуации разви-
тия,  а  значит,  большой  роли  качества  сложившихся  к  началу  подросткового  возраста 
детско-родительских отношений (Э.Эйдемиллер, А. Черников). Отношения с родителя-
ми и в подростковом возрасте по-прежнему остаются для ребенка исключительными и 
крайне значимыми. Под воздействием механизма взаимного общения происходит ста-
новление Я-концепции индивида. Происходит появление сознательного «Я», возникно-
вение рефлексии, осознавания мотивов, имитация внутренней жизни, осознание себя в 
системе общественных отношений, развитие социальной активности и социальной от-
ветственности у подростков. 

Наиболее важным для нашей работы является положение о том, что самосознание 
неразрывно связано с развитием личности, так как оно возникает в ходе этого развития. 
Это дает возможность рассматривать самосознание как важнейшее условие развития и 
совершенствования человека за счет его специфических функций, таких, как самопозна-
ние, самооценка, самоконтроль, саморегулирование, субъективность. 
Таким образом, если проявление сильно выраженных зависимых тенденций подро-
стков по отношению к родителям свидетельствует о препятствии в развитии личности, а 
самосознание  связано  с  развитием  личности,  это  позволяет  говорить  о  том,  что  Я-
концепция подростка является важным фактором и индикатором психологической зави-
симости – независимости. 

Целью нашей работы является изучение когнитивного и эмоционального компонен-
тов Я-концепции подростков с психологической зависимостью от родителей как относи-
тельно устойчивым личностным образованием. Мы предположили, что: 1) Я-концепция 
подростков  с  психологической  зависимостью  от  родителей  отличается  от  Я-концепции 
психологически независимых подростков; 2) в целом уровень развития самосознания пси-
хологически зависимых подростков ниже уровня его развития у психологически незави-
симых подростков; 3) образ Я подростков с психологической зависимостью от родителей 
характеризуется меньшей дифференцированностью и когнитивной сложностью, меньшей 
отчетливостью и последовательностью, сближением наличного (реального) и идеального 
«Я» в отличие от образа Я психологически независимых подростков.
Категория: Психология и педагогика | (02.01.2013)
Просмотров: 815 | Рейтинг: 0.0/0