К вопросу о возможности формирования социального интеллекта посредством развития коммуникативных навыков - Психология и педагогика - Каталог статей - Психология | Социальная педагогика | Психоанализ
Главная » Статьи » Психология и педагогика

К вопросу о возможности формирования социального интеллекта посредством развития коммуникативных навыков

 
В  настоящее  время  в  отечественной  психологии  появилось  много  работ,  посвя-
щенных проблеме исследования социального интеллекта. В них раскрывается содержа-
ние этого феномена, внутренняя структура, взаимосвязь с другими подструктурами лич-
ности (Ю.Н. Емельянов, Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляшта, А.Л. Южанинова, Е.В. Беляева и 
др.). Несмотря на значительное разнообразие мнений в указанных областях, в отноше-
нии формирования социального интеллекта большинство авторов придерживается отно-
сительно  сходной  позиции:  предлагаемые  психотехники  ориентированы  на  усвоение 
различного  рода  коммуникативных (ассертивных)  навыков,  способов  эмпатийного  об-
щения, рефлексии, сенситивности и т.п. 

На наш взгляд40, с концептуальной точки зрения данный подход не вполне коррек-
тен,  поскольку  противоречит  самому  понятию «социальный  интеллект».  Например, 
Дж. Гилфорд трактует его, прежде всего, как систему интеллектуальных способностей, 
связанных  с  познанием  поведенческой  информации (Южанинова А.Л., 1984). 
Ю.Н.Емельянов – как  сферу  возможностей  субъектного  познания  индивида;  устойчи-
вую, основанную на специфике мыслительных процессов, эффективного реагирования и 
социального опыта, способность понимать самого себя, а также других людей, их взаи-
моотношения и прогнозировать межличностные события» [Емельянов Ю.Н., 1985.с. 67]. 
То  есть  подчеркивается  не  столько  операциональная  сторона  коммуникации,  сколько 
глубина и адекватность их когнитивной составляющей. 

Чтобы проверить нашу гипотезу о неправомерности редукции формирования соци-
ального интеллекта до приобретения коммуникативных навыков, мы сравнили две груп-
пы людей, сходных по социально-образовательным характеристикам, но различающиеся 
по степени прохождения коммуникативных тренингов. 

Наиболее адекватной выборкой для этого стали группы студентов первого (48 че-
ловек) и четвертого курсов (34 человека) Факультета права и психологии Уральской го-
сударственной юридической академии (УрГЮА). Это обусловлено тем, что в программу 
подготовки студентов УрГЮА с первого по четвертый курс включено прохождение 8 
длительных (семестровых) психологических тренингов, направленных, в частности, на 
развитие  вербальных  и  невербальных  коммуникативных  способностей,  эмпатийного 
общения, рефлексии, сенситивности, регуляции агрессивности т.д. Специальные задачи 
каждого  из  тренингов  реализуются,  в  среднем,  достаточно  успешно,  т.е.  большинство 
студентов не только усваивают необходимые психологические приемы, но и применяют 
их впоследствии в реальной жизни. Поэтому, согласно приведенным выше устоявшимся 
теоретическим воззрениям на формирование социального интеллекта, можно было бы 
ожидать, что студенты четвертого курса покажут более высокий уровень социального 
интеллекта, чем студенты первого. 

Данные,  полученные  с  помощью  методики «Тест  социального  интеллекта» 
Дж. Гилфорда и М. Салливена (авторы адаптации – Ратанова Т.А., Шляшта Н.Ф), под-
вергались статистической обрабатке по методу T-критерия Стьюдента. 
Достоверных отличий в уровне социального интеллекта студентов первого и чет-
вертого курса обнаружено не было (t = –0,1; t критическое = 1,7; р<0,05). Причем, эти 
результаты нельзя отнести на недостатки процедуры или недостаточную дифференци-
альную валидность методики, поскольку и на том, и на другом курсе встречались обсле-
дуемые, у которых уровень социального интеллекта превышал среднегрупповой (в обе-
их исследуемых группах распределение близко к нормальному, с незначительным отри-
цательным эксцессом). 

Поэтому мы склонны интерпретировать полученные результаты как подтверждение 
высказанной гипотезы о том, что, поскольку социальный интеллект не сводим к коммуни-
кативной сфере, то и его формирование должно включать в себя иные элементы, апелли-
рующие, скорее, к развитию интеллектуальных (хотя и не общих) способностей, чем к по-
лучению эффективных навыков социального взаимодействия. Впрочем, возможно и более 
узкое толкование результатов: вполне вероятно, что именно тренинговые формы не спо-
собны в достаточной мере инициировать формирование данной способности. 

Мы считаем, что необходимо продолжить исследование в данной области, переве-
дя его, однако, в рамки экспериментального дизайна. В этом случае, варьируя формы и 
цели тренинговых занятий, можно будет с высокой степенью уверенности назвать ис-
тинные детерминанты (в нашем случае – конкретные психотехнические приемы и мето-
ды) целенаправленного формирования социального интеллекта. Необходимость такого 
рода исследований умножается еще и тем, что данная способность является профессио-
нально  важным  качеством  многих  профессий,  в  частности – юристов  и  юридических 
психологов (например, при выяснении обстоятельств уголовного дела, когда важно вы-
яснить, способен ли участник преступления полностью и правильно понимать намере-
ния и действия других людей, насколько верно он их интерпретирует). Таким образом, 
углубленные знания о формировании социального интеллекта найдут немедленное при-
менение в практике психологического сопровождения профессионального становления 
будущих специалистов, подготавливаемых в рамках нашей академии.
Категория: Психология и педагогика | (16.01.2013)
Просмотров: 231 | Рейтинг: 0.0/0