Главная » Статьи » Психология и педагогика |
К вопросу об особенностях девиантного поведения студентов-спортсменов
|
|
Проблема дивиантного поведения студентов-спортсменов является недостаточно изученной, что подтверждается отсутствием единого взгляда на его определение, меха- низмы проявления и причины возникновения. Подростковому возрасту свойственны несформированность Я-концепции и соци- альная незрелость, поэтому он очень уязвим для проявлений разнообразных когнитив- ных нарушений. Дивиантное поведение определяется как отклоняющееся, т.е. как отдельные по- ступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым, моральным или нравственным нормам. Главная проблема заключается в том, что такое поведение некоторых студентов- спортсменов неприемлемо с точки зрения социума и обязывают к проведению с ними психокоррекционной работы, а как особые субъекты учебной-воспитательного процесса требуют использования в их обучении специфических дидактических методов и прие- мов. Формы дивиантного поведения студентов-спортсменов очень разнообразны, они могут проявляться в асоциальности, антидисциплинарности,делинквентности, и часто характеризуются плохими взаимоотношениями со сверстниками и преподавателями. Исследовательская работа проводилась на базе первого и второго курсов Красно- ярского техникума физической культуры и спорта. Для изучения особенностей дивиант- ного поведения студентов-спортсменов была составлена выборка из …. человек, из ко- торых 32 студента с избранным видом спорта «вольная борьба», 26 студентов-регбистов, 13 студентов-футболистов, 29 студентов-легкоатлетов и 38 студентов, избранным видом спорта которых являются спортивные игры (волейбол и баскетбол). Использовались следующие методики: модифицированная карта наблюдений Д. Стотта, графический проективный тест «Дом – дерево – человек» (ДДЧ), наблюдение за студентами на занятиях, опрос преподавательского состава, изучение личных дел сту- дентов, анонимное анкетирование. В результате исследования мы выяснили, что дивиантное поведение студентов- спортсменов проявляется в следующих плоскостях: • как особенности отдельных психических процессов (повышенная подвижность нервных процессов или их заторможенность; их устойчивость или слабость; гипе- рактивность или пассивность подростка; болтливость или замкну- тость;импульсивность и непредсказуемость, повышенная возбудимость и аффектив- ность); • как социально обусловленные качества личности и черты характера (неорганизо- ванность, недисциплинированность, лживость, драчливость, упрямство, грубость, озлобленность, агрессивность, жестокость); • как низкая общая культура, негативное отношение к нравственным нормам и пра- вилам, к окружающим людям (бестактность, безразличие к учебной деятельности, необязательность, отказ от выполнения заданий, пропуски занятий, конфликты с преподавателями, ориентация на узкогрупповые интересы и ценности); • как форма аддиктивного поведения (курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических средств, увлечение азартными играми). Все эти качества и свойства личности студентов-спортсменов ведут к трудоёмко- сти, сложности их обучения и воспитания. Диагностический этап исследования позволил выявить у них следующие особен- ности девиантного поведения: 1. К антисоциальному проявлению своих поступков больше склонны студенты с избранными видами спорта «вольная борьба», «регби» и «футбол» (им больше свойст- венны действия, связанные с невыполнением или непризнанием нравственных обще- принятых норм поведения, отказ от учебной и трудовой деятельности, у них выявлены такие психологические особенности и свойства личности как субмаксимальная агрес- сивность, гиперактивность, дезадаптация по неустойчивому типу, жесто- кость,завышенная самооценка) 2. У Студентов, занимающихся легкой атлетикой и спортивными играми, девиант- ность проявляется больше в антидисциплинарном поведении, в нарушениях общеприня- тых норм (это бестактность, упрямство, лживость, эгоизм, замкнутость, недоверчивость) 3. Было так же замечено, что некоторым студентам-спортсменам свойственно ко- пирование антисоциального поведения; так же для них приемлемо доказательство свой правоты не на вербальном уровне, а вступлением в боевое столкновение друг с другом. 4. Иногда дивиантные формы поведения и некоторые асоциальные характеристики личности спортсменов (максимальная и субмаксимальная агрессивность, гиперактивность, настойчивость) необходимы им для достижения успехов в спортивной деятельности. Нами ведется работа в области дальнейшего изучения форм девиантного поведе- ния студентов-спортсменов и в апробации психокоррекционной программы по коррек- ции этого явления по методу моритатерапии. | |
|
|
Просмотров: 1670 | Рейтинг: 0.0/0 |