Главная » Статьи » Психология и педагогика

К вопросу об особенностях девиантного поведения студентов-спортсменов



Проблема  дивиантного  поведения  студентов-спортсменов  является  недостаточно 
изученной, что подтверждается отсутствием единого взгляда на его определение, меха-
низмы проявления и причины возникновения. 
Подростковому возрасту свойственны несформированность Я-концепции и соци-
альная незрелость, поэтому он очень уязвим для проявлений разнообразных когнитив-
ных нарушений. 

Дивиантное  поведение  определяется  как  отклоняющееся,  т.е.  как  отдельные  по-
ступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым, 
моральным или нравственным нормам. 

Главная проблема заключается в том, что такое поведение некоторых студентов-
спортсменов неприемлемо с точки зрения социума и обязывают к проведению с ними 
психокоррекционной работы, а как особые субъекты учебной-воспитательного процесса 
требуют использования в их обучении специфических дидактических методов и прие-
мов.  Формы  дивиантного  поведения  студентов-спортсменов  очень  разнообразны,  они 
могут  проявляться  в  асоциальности,  антидисциплинарности,делинквентности,  и  часто 
характеризуются плохими взаимоотношениями со сверстниками и преподавателями. 
Исследовательская работа проводилась на базе первого и второго курсов Красно-
ярского техникума физической культуры и спорта. Для изучения особенностей дивиант-
ного поведения студентов-спортсменов была составлена выборка из …. человек, из ко-
торых 32 студента с избранным видом спорта «вольная борьба», 26 студентов-регбистов, 
13 студентов-футболистов, 29 студентов-легкоатлетов и 38 студентов, избранным видом 
спорта которых являются спортивные игры (волейбол и баскетбол). 
Использовались  следующие  методики:  модифицированная  карта  наблюдений  Д. 
Стотта, графический проективный тест «Дом – дерево – человек» (ДДЧ), наблюдение за 
студентами  на  занятиях,  опрос  преподавательского  состава,  изучение  личных дел  сту-
дентов, анонимное анкетирование. 

В  результате  исследования  мы  выяснили,  что  дивиантное  поведение  студентов-
спортсменов проявляется в следующих плоскостях: 
•  как  особенности  отдельных  психических  процессов (повышенная  подвижность 
нервных  процессов  или  их  заторможенность;  их  устойчивость  или  слабость;  гипе-
рактивность  или  пассивность  подростка;  болтливость  или  замкну-
тость;импульсивность и непредсказуемость, повышенная возбудимость и аффектив-
ность); 
•  как социально обусловленные качества личности и черты характера (неорганизо-
ванность,  недисциплинированность,  лживость,  драчливость,  упрямство,  грубость, 
озлобленность, агрессивность, жестокость); 
•  как низкая общая культура, негативное отношение к нравственным нормам и пра-
вилам,  к  окружающим  людям (бестактность,  безразличие  к  учебной  деятельности, 
необязательность,  отказ  от  выполнения  заданий,  пропуски  занятий,  конфликты  с 
преподавателями, ориентация на узкогрупповые интересы и ценности); 
•  как форма аддиктивного поведения (курение, употребление алкоголя, токсических 
и наркотических средств, увлечение азартными играми). 
Все эти качества и свойства личности студентов-спортсменов ведут к трудоёмко-
сти, сложности их обучения и воспитания. 

Диагностический этап исследования позволил выявить у них следующие особен-
ности девиантного поведения: 
1. К антисоциальному проявлению своих поступков больше склонны студенты с 
избранными видами спорта «вольная борьба», «регби» и «футбол» (им больше свойст-
венны  действия,  связанные  с  невыполнением  или  непризнанием  нравственных  обще-
принятых норм поведения, отказ от учебной и трудовой деятельности, у них выявлены 
такие  психологические  особенности  и  свойства  личности  как  субмаксимальная  агрес-
сивность,  гиперактивность,  дезадаптация  по  неустойчивому  типу,  жесто-
кость,завышенная самооценка) 
2. У Студентов, занимающихся легкой атлетикой и спортивными играми, девиант-
ность проявляется больше в антидисциплинарном поведении, в нарушениях общеприня-
тых норм (это бестактность, упрямство, лживость, эгоизм, замкнутость, недоверчивость) 
3. Было так же замечено, что некоторым студентам-спортсменам свойственно ко-
пирование антисоциального поведения; так же для них приемлемо доказательство свой 
правоты не на вербальном уровне, а вступлением в боевое столкновение друг с другом. 
4.  Иногда  дивиантные  формы  поведения  и  некоторые  асоциальные  характеристики 
личности спортсменов (максимальная и субмаксимальная агрессивность, гиперактивность, 
настойчивость) необходимы им для достижения успехов в спортивной деятельности. 
Нами ведется работа в области дальнейшего изучения форм девиантного поведе-
ния студентов-спортсменов и в апробации психокоррекционной программы по коррек-
ции этого явления по методу моритатерапии. 

Категория: Психология и педагогика | (02.01.2013)
Просмотров: 1670 | Рейтинг: 0.0/0