Главная » Статьи » Психология и педагогика

Каким должен быть учебник

Развитие познавательных способностей учащихся, влияние учебного материала на психическое развитие личности 

Учебник - особый жанр современной научно и педагогической литературы. Сейчас этот жанр имеет высокий теоретический, методический и литературный стиль, уровень подачи материала. Основные функции школьного учебника состоит в том, чтобы обеспечить возможности усвоения (присвоения) научного материала соответствующей программы и способствовать психическому развитию. Согласно этому учебники должны быть понятны. 

Понимание учебных текстов представляет собой сложную познавательную деятельность. Понимание как психологическая деятельность - это дифференцирование, анализ вещей, явлений, их качеств, реализация связей (синтез). В результате анализа через синтез происходит переход от непонимания к пониманию. Для этого оптимальный текст учебников в смысле имеет новые для читателя качества, но при этом включает "опорные точки" для достижения цели - адекватного понимания содержания. Такой текст способствует активной мыслительной деятельности читателя и, как следствие, психическом развитии. 

На основе исследований по проблемам психологии усвоения сформированы важные положения: 

1. Процесс усвоения материала учебника начинается от некоторого, достигнутого ранее уровня знаний, который составляет основу усвоения новых знаний на начальном этапе обучения и дальше, в процессе усвоения каждой новой темы 

2. Усвоение знаний и психическое развитие личности образуют единый процесс, который подчиняется общим психологическим закономерностям. 

Психическое развитие создает момент следствия усвоения знаний, а сам процесс лишь при благоприятных условиях обеспечивает возможности психического развития. Одной из таких психологических условий является стимулирование в работе с учебником познавательной активности, познавательной мотивации, интереса к учебе и обеспечения понимания учебного текста.

Среди требований к учебнику все чаще выдвигается требование создания учебников, интересных для учащихся и таких, которые положительно влияют на развитие познавательных интересов. Познавательный процесс не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учебному процессу. Наличие интереса - одна из существенных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельство его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем недостатков психической и дидактической организации обучения.

Многими исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, способствует пониманию материала, помогает более легкому и устойчивому запоминанию. Интерес способствует закреплению активной, творческой позиции личности. Знания, усвоены без интереса часто остаются формальными. 

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить наиболее важные условия для формирования познавательного интереса: это умственная активность ученика, оптимальный для каждого ученика уровень трудности и самостоятельности в работе (следует заметить, что самостоятельность - один из сильнейших стимулов возникновения познавательной активности), наличие эмоционально- образного компонента, постоянное получение учащихся информации о результатах своей работы. 

Как относятся ученики к учебникам. Областным центром практической психологии и социальной работы была исследована эта тема. С помощью мозгового штурма "Ассоциации со словом учебник" выявили, что учебник ассоциируется у учащихся старших классов со школой, каторгой, книжным рынком, светом, пространством, бездной, потерянной книгой, шпаргалкой. При проведении аналогичного исследования Л.А.Концева обнаружила, что существует эмоциональный барьер в «отторжении» учеником работы с учебником. Поэтому, какие бы объективные возможности не были заложены в книге, школьники их не используют. Оказалось, что многие старшеклассники, особенно сильные ученики, вообще не пользуются учебниками при подготовке домашних заданий. Для этого они используют конспекты, записи, сделанные во время объяснения учителя, учебники для поступающих в вузы. Одна из причин такого эмоционального барьера - неумение работать с учебником. Оказалось, что учащиеся не владеют самыми элементарными приемами работы с учебником (выделение главной мысли, составление плана, ответы на вопросы к тексту, краткий пересказ). Разработан ряд задач, направленных на развитие такого умения. Например, к таким типам задач можно отнести: задачи, которые требуют поисковой деятельности, самостоятельный подбор и активное конструирование нужных учебных объектов, задания типа интеллектуальных игр, задания на активное преобразование учебного материала, задачи прогнозирования. 

Можно сделать работу с учебником интересной, творческой, говоря другими словами при каких условиях учебник может способствовать тому, чтобы ученик стал активным участником учебного процесса? Несмотря на сложность, проблему решить можно, если подойти к конструированию учебника с учетом психологических особенностей: 

1. Ориентироваться на психологические законы усвоения 

2. Учитывать особую значимость первых этапов обучения, способных содействовать успеху или не успешности работы ученика 

3. Учитывать особенности взаимосвязи обучения и развития. Учитывать "зоны ближнего и дальнего развития" 

4. Реализовывать на практике тезис об особой роли знаков в развитии мышления, памяти, внимания. Использовать знаковые опоры как средство для усвоения содержания учебника. 

В результате работы с учащимися, областным центром практической психологии и социальной работы (Сухенко Я.В.) было собрано мнению старшеклассников, а именно их предложения по совершенствованию учебников 

Предложения учащихся 

1 Учебники должны быть более сжатыми. Дети считают, что они тратят много времени на поиск главной мысли по тексту, которая может быть сформулирована в 1-2 предложениях, как следствие часто ученики предпочитают конспекты, которые дают некоторые учителя. 

2 ученики говорят, что лучше воспринимается материал в схемах и таблицах 

3 Легкие в понимании содержания 

4 Простые в использовании 

5 Содержать обращение к ученикам  

6 Содержать ассоциативную информацию 

7 Более сжатые в объеме учебного материала 

Следует отметить, что существует своеобразный "психологический бар'ер и в отношении некоторых учителей к усвоению учебного материала. Очевидно, что между перегрузкой учащихся и объемом теоретического материала существует ярко выраженная прямая зависимость. Главный источник перегрузки - фактологизм, отсутствие проблемно - поискового изучения материала. По мнению В.В.Давыдова «Вместо большого числа частных особенностей, вводится небольшое число фундаментальных знаний, усвоение которых позволяет учащимся самостоятельно анализировать все частные варианты данной системы знаний, видеть в них проявление усвоенной ими сущности. Такое построение учебника позволяет не только резко сократить объем усваиваемого материала, но и сформировать принципиально другой тип мышления. 

На современном этапе при создании учебника необходимо участие нескольких специалистов, которые будут способствовать повышению эффективности учебного материала. Следует учитывать практические, методические и психологические требования к созданию и использованию учебников.
Категория: Психология и педагогика | (11.02.2013)
Просмотров: 2181 | Рейтинг: 0.0/0