Когнитивные стили и особенности структурирования жизненного опыта - Психология и педагогика - Каталог статей - Психология | Социальная педагогика | Психоанализ
Главная » Статьи » Психология и педагогика

Когнитивные стили и особенности структурирования жизненного опыта


Когнитивные стили традиционно изучаются как индивидуальные различия в спо-
собах структурирования простой перцептивной стимуляции. Однако существуют осно-
вания предполагать, что особенности организации опыта, наблюдающиеся при взаимо-
действии с простой перцептивной информацией, могут проявляться и на более высоких 
уровнях  взаимодействия  человека  с  миром,  при  структурировании  более  сложных, 
обобщенных форм опыта. Предположительно, эти особенности могут затрагивать уро-
вень ценностно-смысловой регуляции и специфику организации жизненного простран-
ства,  причем  в  том  их  аспекте,  который  представлен,  скорее,  не  содержательными,  а 
функционально-динамическими характеристиками. На наш взгляд, таковыми могут вы-
ступать уровень осмысленности жизни и динамические особенности ценностной реали-
зации,  то  есть  отношения  ценного,  значимого  и  доступного,  реализованного.  Так  как 
ценности являются идеальными образованиями высокого уровня обобщенности, то их 
соотнесение субъектом с реальной жизненной ситуацией связано с преодолением неоп-
ределенности, что обуславливает существование индивидуальных особенностей в спо-
собах  оценки  их  доступности.  Были  обнаружены (Салихова, 2005) две  динамические 
тенденции согласования и рассогласования параметров важности и доступности лично-
стных  ценностей:  реализуемость,  психометрическим  индикатором  которой  является 
прямая корреляция важности и доступности ценности (то есть их взаимообусловленное 
изменение), и барьерность, индикатором которой является корреляция важности ценно-
сти  с  разностью «важность-доступность» (увеличение  значимости  ценности  с  ростом 
дистанции до нее). Кроме того, было показано, что индивидуальные индексы реализуе-
мости и барьерности связаны с особенностями смысловой сферы, проявляют устойчи-
вость на различных списках ценностей и могут рассматриваться как характеристики, от-
ражающие преобладающий вектор смыслообразования и типичные стратегии регуляции 
личностью собственной жизни, организации жизненного пространства. 

Все  это  послужило  основанием  для  предположения,  что  уровень  осмысленности 
жизни и индексы реализуемости и барьерности могут быть связаны с традиционно вы-
деляемыми  когнитивным  стилями «полезависимость-поленезависимость» (ориентация 
при структурировании перцептивного поля на внешнюю стимуляцию либо собственный 
внутренний опыт) и «широта-узость диапазона эквивалентности» (ориентация при кате-
горизации на поиск сходств или различий). 

Для  эмпирической  проверки  гипотезы  было  проведено  исследование.  Для  сбора 
данных использовались: стандартный тест СЖО, прямое ранжирование списка ценностей 
по критериям важности и доступности, модифицированная методика ранжирования цен-
ностей при помощи попарного сравнения Е.Б. Фанталовой, тест включенных фигур для 
диагностики когнитивного стиля ПЗ/ПНЗ (анализировались время и точность), модифи-
цированная методика диагностики стиля ШДЭ/УДЭ (выделение из десяти предложенных 
слов  произвольного  количества «существенных»  признаков  некого  понятия).  Для  обра-
ботки данных использовался корреляционный анализ по критерию Пирсона. Выборку из 
39 человек составили аспиранты КГУ в возрасте 21–26 лет (22 мужчин и 17 женщин). 

Выявлено, что полюс полезависимости связан с реализуемостью личностных цен-
ностей, их взаимообусловленным изменением (обратная корреляция точности нахожде-
ния скрытых фигур и индекса реализуемости; р<0,05). В то время как полюс поленезави-
симости связан с барьерностью смыслообразования и значительным суммарным рассо-
гласованием оценок важности и доступности ценностей (прямые связи точности нахож-
дения скрытых фигур с индексом барьерности и суммарной разницей параметров важ-
ности и доступности; р<0,01). То есть, для полезависимых людей (использующих гло-
бальный подход к полю) более характерна тенденция сближения параметров важности и 
доступности ценностей (посредством реализации ценностей и повышения доступности, 
либо понижения значимости недоступного по принципу защитного механизма), т.е. ори-
ентация на уже реализованное, доступное, имеющееся в «поле». Люди с поленезависи-
мым  стилем (демонстрирующие  артикулированный  подход  к  полю)  ориентируются, 
скорее, на нереализованные, недоступные пока ценности и понижают значимость осво-
енных сфер. Кроме того, было показано, что для полезависимых лиц характерна более 
высокая удовлетворенность жизнью: критерий точности выделения скрытых фигур от-
рицательно  связан  с  показателями  эмоциональной  насыщенности  жизни  в  настоящем 
(р<0,05) и общей осмысленности жизни (на уровне тенденции). Эти результаты подкре-
пляются и неоднократно выявленными ранее прямыми связями реализуемости и обрат-
ными – барьерности со шкалами СЖО. 

Узкий  диапазон  эквивалентности  оказался  связан  с  тенденцией  реализуемости 
ценностей (обратная связь количества выделяемых признаков с индексом реализуемо-
сти; р<0,05), а широкий диапазон эквивалентности – с тенденцией барьерности и высо-
ким  общим  рассогласованием  ценностной  значимости  и  доступности (связи  прямые; 
р<0,05). Это позволяет говорить, что людям, для которых характерен узкий диапазон эк-
вивалентности,  т.е.  ориентирующимся  на  поиск  различий,  свойственно  ограничивать 
свое жизненное пространство, включать в него только освоенные сферы и отторгать не-
доступные ценности. Людям с широким диапазоном эквивалентности, напротив, свойст-
венно оценивать нереализованные ценности как высоко значимые и стремиться за пре-
делы освоенного, расширяя (или размывая) таким образом границы своего жизненного 
пространства. 

Итак,  гипотеза  была  подтверждена  полностью.  Когнитивные  стили «полезависи-
мость-поленезависимость»  и «широта-узость  диапазона  эквивалентности»  связаны  с 
уровнем осмысленности жизни и стратегиями реализуемости и барьерности личностных 
ценностей. Высокий уровень осмысленности жизни, удовлетворенности ею связан с по-
лезависимостью.  Высокая  ценностная  реализуемость,  как  тенденция  к  согласованию 
ценного и доступного, связана с «привязанностью» к полю, ориентацией на уже освоен-
ное, узким диапазоном эквивалентности, направленностью на поиск различий, отказом 
от  расширения  наличного  опыта  и  своего  жизненного  пространства.  Барьерность,  как 
тенденция к ценностному рассогласованию, направленность на еще не освоенные сферы 
жизни, напротив, связана с независимостью от поля, большей его артикулированностью, 
ориентацией на поиск сходств, расширение жизненного пространства. 

Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что особенности организации 
простого  перцептивного  опыта  действительно  проявляются  и  в  более  сложных  формах 
взаимодействия человека с миром, при структурировании более обобщенных форм опыта 
– на уровне ценностно-смысловой регуляции и организации жизненного пространства.
Категория: Психология и педагогика | (22.01.2013)
Просмотров: 175 | Рейтинг: 0.0/0