Когнитивные стили и успешность обучения - Психология и педагогика - Каталог статей - Психология | Социальная педагогика | Психоанализ
Главная » Статьи » Психология и педагогика

Когнитивные стили и успешность обучения

 
Одним из основных вопросов при рассмотрении когнитивных стилей в контексте 
педагогической психологии является вопрос о связи стилевых характеристик с успешно-
стью обучения. В литературе представлено достаточно большое количество исследова-
ний, где эту связь пытаются проследить на различных категориях учащихся. Изучались 
различные стилевые характеристики, но наиболее подробно рассматривались полезави-
симость / поленезависимость и импульсивность / рефлективность. Обозревая достаточно 
большой массив полученных данных, можно заключить, что результаты этих исследова-
ний не позволяют сделать однозначных выводов о влиянии стилей на успешность обу-
чения. В большинстве работ не удалось обнаружить прямую связь между стилевыми ха-
рактеристиками  интеллектуальной  деятельности  и  успешностью  обучения.  При  этом 
достаточно распространена точка зрения, что, например, успеваемость поленезависимых 
и  рефлективных  учащихся  в  целом  выше,  чем  полезависимых  и  импульсивных (хотя 
фактов, подтверждающих это убеждение, очень немного). Так, утверждается, что поле-
независимые  испытуемые  демонстрируют  превосходство  при  обучении  чтению,  при 
зрительном распознании букв, слов, геометрических фигур, при различении на слух сло-
гов, слов, фонем, и частей фразы (см., например, Клаус, 1987). 

Противоречивость  проблемы  стилей  и  эффективности  обучения  подчеркивается 
многими авторами (Холодная, 2002). Предлагается ряд объяснений данного феномена. 
Так, М.А. Холодная говорит о т.н. «расщеплении» стилевых полюсов. Альтернативная 
интерпретация связана с анализом методик изучения когнитивных стилей. Отмечается 
несоответствие классических методик изучения когнитивных стилей основным постула-
там стилевого подхода (например, положению о процессуальном, а не продуктивном ха-
рактере стилей). Классические методики по исследованию когнитивных стилей являют-
ся достаточно «объективными» и надежными, они многократно верифицированы, но при 
этом основаны на измерении продуктивных характеристик, что противоречит стилевому 
подходу.  Большинство  инструментов,  созданных  для  измерения  когнитивных  стилей, 
могут быть отнесены к классу тестов способностей (Tiedemann, 1989). Связи с успешно-
стью  обучения  получены  в  первую  очередь  там,  где  методика  исследования  измеряла 
продуктивные характеристики. И наоборот, в методиках, где преобладает процессуаль-
ный аспект, связей с общей успешностью в основном не обнаружено. Одно из возмож-
ных решений данной проблемы – при исследовании когнитивных стилей, и в том числе 
взаимосвязей с успеваемостью, испытуемых необходимо уравнять по продуктивным ха-
рактеристикам (например, по уровню способностей). Примером может служить иссле-
дование Alevriadou A. et al. (2004), где испытуемые были предварительно уравнены по 
уровню познавательного развития (использовался тест Равена). 

Применительно к процессу обучения когнитивные стили часто изучаются в кон-
тексте проблемы соответствия стилей учащегося стилю преподавания39. Общепризнан-
ным здесь является факт, что при соответствии стилей учения и преподавания успевае-
мость в целом выше. В связи с этим предлагается ряд программ психологической диф-
ференциации  обучения  для  снятия  проблемы  несоответствия  стилей.  При  этом  менее 
изученным остается следующий вопрос: каков вклад в успешность обучения стилевых 
характеристик в сравнении с другими когнитивными образованиями? Согласно имею-
щимся в литературе данным, можно заключить, что этот вклад неодинаков для учащихся 
с разным уровнем познавательного развития. Можно также предположить, что проблема 
соответствия стилей обучения и стилей преподавания стоит наиболее остро именно там, 
где  несоответствие  стилей  не  может  быть  компенсировано  другими  образованиями,  к 
которым также относится уровень познавательного развития. 

В связи с перечисленными соображениями были выдвинуты три основные гипоте-
зы для эмпирического исследования, которое проводится в настоящий момент: 

1. Успешные ученики в учебных заведениях с определенным стилем преподавания 
обладают разными когнитивными стилями. 

2. Влияние когнитивных стилей на успешность учения выше у учащихся с более 
низкими показателями по тестам познавательного развития. 

3. У успешных учеников когнитивные стили менее выражены, чем у неуспешных. 
Исследование проводится в настоящий момент на студентах нескольких москов-
ских ВУЗов. Изучаемые показатели: полезависимость / поленезависимость; импульсив-
ность / рефлективность, уровень познавательного  развития,  объективные  и  субъектив-
ные  показатели  успешности  обучения.  Полученные  данные  позволят  приблизиться  к 
решению  важного  практического  вопроса:  насколько  необходимо  учитывать  стилевые 
характеристики учащихся при планировании процесса обучения. 

Категория: Психология и педагогика | (16.01.2013)
Просмотров: 351 | Рейтинг: 0.0/0