Главная » Статьи » Психология и педагогика

Манипуляция. Методы манипуляции

Постановка проблемы. Характеризуя использования манипуляционных технологий в политических процессах следует отметить, что все избирательные технологии, которые применяются в ходе избирательной кампании, независимо от того, считают их специалисты чистыми или грязными, основанные на манипуляции сознанием избирателя.

Известно, что сама политическая система пытается регулировать процесс управления людьми настолько, насколько это возможно. Физическое принуждение в демократических обществах малоэффективно. Поэтому возникла целая "индустрия" технологий, с помощью идеологических механизмов позволяет управлять сознанием людей.

Можно констатировать, что все избирательные технологии, которые применяются в ходе избирательной кампании, независимо от того, считают их специалисты чистыми или грязными, основанные на манипуляции сознанием избирателя.

Одним из наиболее важных и влиятельных инструментов проведения политических кампаний является использование различных технологий влияющих на массовое сознание граждан, это предоставляет субъектам политического процесса широкие возможности для манипуляций с электоратом. Политическая реклама является неотъемлемой частью манипуляционных технологий, которую субъекты политического процесса используют с целью воздействия на общественное мнение. Выполняя информационную и пропагандистскую функции, политическая реклама влияет на содержание и качество социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения. Уровень и характер политических знаний, оценок и действий граждан, на которые она оказывает влияние, определяет состояние политической культуры в обществе [1].

"Манипуляция" происходит от латинского слова "manipulare", которое означает - "управлять", "оказывать помощь".
 Манипуляция - это исходный, базовый вариант взаимодействия при котором один участник заставляет других участников действовать в его интересах и по его программе так, что это не распознается другими и не вызывает у них сопротивления.
       
Но должны существовать и определенные обстоятельства, способствующие успешному манипулированию. Именно поэтому манипуляции всегда проявляют себя в манипуляционных ситуациях. Такая ситуация еще называется психологической, ибо являет собой совпадение намерений человека и возможностей. Относительно намерений, надо отметить, что они определяются манипулятором для имплантации и называются "манипуляционными". И конечно, реализация такого намерения ведет к действиям, которые называются манипуляционным влиянием, именно о котором и идет речь [2].

Манипуляция - это программирование мыслей и стремлений масс, их настроений и даже психического состояния с целью обеспечить такое их поведение, необходима владельцам средств манипуляции. Очевидно, что этот термин подходит так же и под понятие "политической рекламы", поэтому стоит подчеркнуть, что, говоря "манипуляция", мы описываем целом негативные аспекты рекламы - не просто скрыты, но такие скрыто нарушают естественные права людей, вмешиваются в их психику. Однако, манипуляция - это не насилие, это - метод представительной демократии ("тиран приказывает, а не манипулирует"). Идея манипуляции раз и состоит в том, чтобы фактическое навязывание мысли выглядело внешне как собственное желание людей. Между прочим, на этом основывается один из упреков демократическим режимам - в создании таких методов управления людьми, которые гораздо труднее обнаружить и искоренить, чем обычный деспотизм. Существуют различные методы манипуляционных технологий, вот несколько из них:

1) создание позитивных установок избирателей на "политический товар";

2) трансформация информационного потока (ложь, умолчание, создание информационного шума и т.д.);

3) в особую группу выделяют использование подсознательных и подпороговых информационных стимулов различных модальностей: аудиального, визуальных, тактильных и других.

Технологиями манипулирования сознанием называют последовательную совокупность методов, приемов и средств манипуляционного влияния, целью которого является побуждение субъекта к заранее определенного решения задачи. Грамотный выбор технологий позволяет манипулятору добиваться запланированных результатов путем формирования в массовом сознании наиболее приемлемых для себя общественных и действенных алгоритмов.

Существует довольно большой набор методов манипуляционного влияния, основанных на психологии восприятия человека [3].
Метод "предотвращения фрагментации" базируется на представлении информации нерасчлененное целостным потоком, через который уловить какую-то определенную тенденцию оказывается довольно сложно и аналитику, а затем для массового потребителя информации это становится вообще практически невыполнимой задачей. Ярким примером метода предотвращения фрагментации может служить прием "Белый шум": снижение качества восприятия фактов вследствие подачи такого количества новостей, что человек отказывается их классифицировать. "Шум" может возникать и через представление противоречивых комментариев и противоположных оценок, которые не опираются на какие-либо точные данные или неоспоримые факты, которые могут быть проверены. "Шум" также может создаваться с помощью "загромождение" фактов сложными теоретическими выкладками, хаотичными интерпретациями.

Метод "ограниченного консенсуса точек зрения" заключается в том, что точка зрения, вполне поддерживаемая общественным мнением, не исключено, даже если она не устраивает манипуляторов. Здесь работа ведется медленно: за основу берутся уже имеющиеся точки зрения, поэтапно "конвертируются" под приемлемые для манипулятора.

Метод "отвлечения внимания" (red herring). Как известно, чтобы сбить собаку со следа, достаточно протащить через этот след копченая сельдь. Отсюда берет свое начало и изобретенный пропагандистами прием. Применяется этот метод для того, чтобы отвлечь внимание аудитории от важной, но невыгодной манипуляторам информации посредством представления другой информации в максимально сенсационной форме. Таким образом создается отвлекающая эмоциональная доминанта [4].

А такой метод, как "создание фактов" заключается в цепном соединении реальных фактов, которые действительно имели место, с вымышленными правдоподобными и неправдоподобными событиями. Только сомнения аудитории о фактах второй категории будут решены, она без колебаний поверит и в факты третьей категории. Кроме того, следует иметь в виду, что факты можно создавать и в буквальном смысле - создавая, как это принято говорить сегодня, "информационный повод".

Метод "объективного подхода" - это умелое изобретение фактов и "мастерском" их комментировании путем добавления или исключения некоторых малоизвестных фактов. В этот способ не только "выявить" несуществующую тенденцию, но и "запустить" ее в массовое сознание как настоящую. Влияние этого метода названо "эффектом Эдипа".

Метод "исторических аналогий" весьма выгоден во многих аспектах. Во-первых, пропагандист получает возможность польстить к аудитории, апеллируя к ее эрудированности: "Ведь вы помните, что ..." Во-вторых, в истории действительно можно подобрать примеры не на все случаи жизни. Этот метод к тому же помогает в конструировании "исторических" метафор, которые программируют объект воздействия, а также и нужных "исторических мифов", которые используются в стратегической перспективе.

Метод "мифов", основой любого манипулирования массовым сознанием является социальной миф - утверждение или идеи, которые воспринимаются преимущественно на вipy, без всякого критического осмысления. Для укоренения социальных мифов технология манипулирования предполагает использование богатого арсенала конкретных методов воздействия на сознание людей. К ним относится прямая подтасовка фактов, замалчивание нежелательной информации, распространение лжи i клеветы, а также более тонкие, не рафинированные средства: полуправда (когда с целью обеспечить доверие аудитории объективно i подробно описываются конкретные, незначительные факты i одновременно замалчиваются более важные или же подается обще ошибочная интерпретация событий), навешивание ярлыков (для компрометации i отторжения слушателями лиц или идей им без доказательств навешивается ярлык фашиста, империалиста или "красного"). Еще один пример симуляции массовой демократии - вытеснения апелляции к общественного сознания с помощью манипуляций экспертов по рейтингам. Рейтинги на основе выборочного опроса, когда респондент выбирает между вариантами суждений самого эксперта - это лишь модель реальной мнения масс, которую эксперты якобы "оживляют". И сходство модели становится политически действенно средством, как фактор политических решений. Приведем несколько примеров:

Даже США, которые так гордятся тем, что будто бы в их обществе Есть идеологии имеют i поддерживают свои социальные мифы, определенные Г. Шиллером:

        - О индивидуальную свободу i личный выбор граждан;

        - О нейтралитет основных политических институтов: конгресса, судей, СМИ, в частности, и т.п.;

        - О неизменно эгоистической природе человека, его эгоизм i склонность к потребительства;

        - Об отсутствии в обществе социальных конфликтов, эксплуатации i угнетения;

        - Об плюрализме СMИ, которые на самом деле контролируются крупными рекламодателями и правительством [5].

Метод "забрасывания грязью" заключается в подборе таких эпитетов и такой лексики, дающие предмета разговора жестко негативную этическую оценку. Этот метод причисляется к числу грубых пропагандистских приемов, однако чаще других используется в современной политико-информационной борьбе. С помощью этого метода образ "клиента" превращается в сплошное "воплощение зла" и под таким соусом и вызревает в массовом сознании.

Метод "манипулирование семантической структурой высказываний" заключается в тщательном подборе слов, которые вызывают или позитивные, или негативные ассоциации, и сочетании их таким образом, что приводит к "нужен" ракурс восприятия информации.
Метод "использование слухов", иначе говоря, информации "агентства новостей ОБК" (Одна Баба Сказала). Многие предоставляют гораздо большее значение сообщенной шепотом новости, чем новости, обнародованном открыто. Человек, которому передали такую ​​новость, хотя бы и через СМИ, с определенным "заговорщицким" видом, считает, что стала владельцем уникальной информации - так сам этот факт способствует ее самоутверждению. Этот трюк частенько используется в разного рода "расследованиях" в СМИ под грифом "Совершенно секретно" и другие. В общем, вся эта обстановка таинственности и посвящения ведет к прочному закреплению в памяти такого уведомления. Следовательно, сообщая "новость шепотом", СМИ достигает наивысшей эффективности в подаче информации, а вместе снимает с себя ответственность за ее достоверность. И даже представления новости в виде опровержения "сокровенной новости" ("Слух о том, что такой-то известный деятель - вор, не подтвердилась") способствует тому, чтобы в массовом сознании отложилось что-то обратное. Здесь действует принцип ожидаемого обмана: ведь если люди говорят, значит, это неспроста.

Метод "дезинформация" - довольно грубый, но всегда эффективный прием манипулирования массовым сознанием. Сила его в том, что дезинформация выбрасывается обычно в момент принятия какого-либо важного решения, поэтому если выяснится правда, цель дезинформации уже будет достигнута. Как правило, опровержение дезинформации в большинстве случаев остается незамеченным и уже не влияет на сложившиеся с помощью лжи социально-психологические установки.

Метод "утечка (сброс) секретной информации", полученной якобы из надежных, но "анонимных источников", организуется чаще всего для того, чтобы провести зондаж общественного мнения по тому или иному вопросу. В случае получения отрицательной реакции, общественное мнение подвергается усиленной дополнительной обработке, чтобы подготовить ее к "надлежащего" восприятие запланированной политической акции. И если реакция проявляется корне отрицательной, то всегда есть возможность "опровергнуть" сенсационную информацию, объявив ее "выдумками журналистов" [6].

В арсенале манипуляторов существует еще много разных трюков. Однако, говоря о манипулировании, следует иметь в виду, что манипуляционные технологии могут применяться не только сознательно, то есть с определенной "злонамеренной" целью, но и вполне непреднамеренно. Особенно страдают на это журналисты, создавая мифы о "героях нашего времени". Так, например, в описании кандидата, которого поддерживает журналист (или СМИ), независимо от издания и региона обязательно фигурирует практически один и тот же "джентльменский" набор признаков и черт, отсылает нас не более не менее как к мифологизированных образов. Для этого чаще всего используются такие стереотипы:

         - Доброта, человечность, внимание к людям ("человечный и привлекательный");

         - Близость к народу, простота, понимание народных надежд ("не святой, но простой", "не боится идти в народ");

         - Честность, искренность, прямота, умение признавать ошибки и делать из них выводы;

         - Сильный характер, железная воля, целеустремленность, напористость, умение мобилизоваться в критический момент;

         - Опыт, предсказуемость поступков, верность идеалам и принципам ("знаешь, чего ждать от него в будущем");

         - Работоспособность, отличные физические данные ("высокий, красивый, ладный", "крепкий, решительный", "в прекрасной форме", "богатырь").

Что касается негативных характеристик людей, стремящихся к политической деятельности, то они достаточно стереотипны: жадность, властолюбие, несдержанность, грубость, принадлежность к "другим" (представитель некоренной национальности, выходец из другого города или региона, имеет другое социальное происхождение, "не такую ​​"внешность и т.д..).
Манипулирования, бесспорно, является обыденным явлением, поскольку не существует группы людей или корпораций средств массовой коммуникации, которые никогда не прибегали к манипулированию. С другой стороны, не каждый знает о том, где начинается и где заканчивается манипуляционный влияние, а потому, чаще становится молчаливой жертвой, или, в лучшем случае, наблюдателем в ситуации нарушения психологической безопасности, инициатор которого остается за фокусом наблюдения [7].
Вывод: Характеристика средств манипуляции, приведенных в этой статье является одной из попыток комплексного изучения методов и технологий манипуляционного влияния, который используется в современных политических процессах с целью манипуляции массовым сознанием. Выбранная проблематика на украинском и российском информационном пространстве остается недостаточно исследованной.
Категория: Психология и педагогика | (20.02.2013)
Просмотров: 5792 | Рейтинг: 0.0/0