Механизмы символизации в рекламной продукции - Психология и педагогика - Каталог статей - Психология | Социальная педагогика | Психоанализ
Главная » Статьи » Психология и педагогика

Механизмы символизации в рекламной продукции


Стремительное  развитие  экономики  обуславливает  необходимость  обеспечения 
конкурентноспособности  отечественных  товаров,  немаловажная  роль  в  этом  процессе 
принадлежит эффективной рекламе. Одним из перспективных направлений современной 
практической  психологии  является  проблема  эффективности  влияния  рекламной  про-
дукции на потребителя, в контексте которого представляется актуальным вопрос отно-
сительно  изучения  бессознательных  компонентов  рекламы.  В  данном  контексте  наше 
исследование было направлено на выявление механизмов символизации бессознатель-
ного,  поскольку  содержание  бессознательного  субъекта  и  его  автономию  от  сознания 
обеспечивает  именно процесс  символизации (то  есть  выражение  обобщенного  смысла 
через чувственный, наглядный образ), исследование особенностей которого будет спо-
собствовать нахождению адекватных приемов в создании эффективной рекламы. 

Сам термин «символизация» ученые трактуют по-разному. В работе английского 
психоаналитика Э. Гловера, сторонника и последователя З. Фрейда, мы находим опреде-
ление символизации как архаического наследия «тех времен, когда первобытный чело-
век трудно овладевал искусством языка» (Гловер, 1999), то есть исследователь, следуя за 
основателем психоанализа, определяет символизацию только как действие или практику 
использования символов. 

По мнению А. Ребера, в применении понятий «символизм» и «символизация» воз-
никла некоторая путаница, но ученый считает целесообразным размежевание этих поня-
тий и определяет символизацию как бессознательный процесс при посредничестве кото-
рого вытесненные желания превращаются и маскируются таким образом, чтобы прояв-
ляться на сознательном уровне, не вызывая психических проблем (Ребер, 2001). 

В  научной  школе  украинского  ученого  Тамары  Семеновны  Яценко  символизация 
определяется как «маскировка содержания бессознательного от цензуры «Сверх-Я» с це-
лью обеспечения возможности его проявления в поведении» (Яценко, 2004). Многолетние 
исследования Т. С. Яценко человеческой психики в контексте метода активного социаль-
но-психологического обучения (АСПО) позволили дополнить список механизмов симво-
лизации,  которые  выделил  З.  Фрейд  при  толковании  сновидений (сгущение,  смещение, 
изобразительность, вторичная обработка) такими механизмами, как намек, гиперболиза-
ция, минимизация, маскировка количеством, локализация, схематизация и т.д. 

Целью нашего исследования является выявление особенностей символизации со-
держания  бессознательного  и  возможности  их  применения  при  создании  рекламной 
продукции  с  учетом  специфики  потребительского  контингента.  Полученный  материал 
дает основания утверждать, что символизация обеспечивается (и обеспечивает) двоякий 
процесс: интрапроцесс и экстрапроцесс; те механизмы символизации, которые были вы-
делены психоанализом при исследовании сновидений, действуют при создании психо-
рисунков, рекламных роликов, печатной рекламной продукции и т.д.; личностная про-
блематика контингента потребителей обуславливает эффективность влияния рекламы с 
использованием  определенных  механизмов  символизации,  поскольку  данные  механиз-
мы позволяют вывести на сознательный уровень в завуалированной форме вытесненные 
желания и условные ценности данных людей.
 
Таким образом, проблема изучения особенностей символизации содержания бес-
сознательного является весомой, поскольку знание механизмов символизации не только                                             
позволит создать эффективную рекламную продукцию, но и обогатит науку относитель-
но бессознательного психического
Категория: Психология и педагогика | (22.01.2013)
Просмотров: 223 | Рейтинг: 0.0/0