Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Механизмы символизации в рекламной продукции
|
|
Стремительное развитие экономики обуславливает необходимость обеспечения конкурентноспособности отечественных товаров, немаловажная роль в этом процессе принадлежит эффективной рекламе. Одним из перспективных направлений современной практической психологии является проблема эффективности влияния рекламной про- дукции на потребителя, в контексте которого представляется актуальным вопрос отно- сительно изучения бессознательных компонентов рекламы. В данном контексте наше исследование было направлено на выявление механизмов символизации бессознатель- ного, поскольку содержание бессознательного субъекта и его автономию от сознания обеспечивает именно процесс символизации (то есть выражение обобщенного смысла через чувственный, наглядный образ), исследование особенностей которого будет спо- собствовать нахождению адекватных приемов в создании эффективной рекламы. Сам термин «символизация» ученые трактуют по-разному. В работе английского психоаналитика Э. Гловера, сторонника и последователя З. Фрейда, мы находим опреде- ление символизации как архаического наследия «тех времен, когда первобытный чело- век трудно овладевал искусством языка» (Гловер, 1999), то есть исследователь, следуя за основателем психоанализа, определяет символизацию только как действие или практику использования символов. По мнению А. Ребера, в применении понятий «символизм» и «символизация» воз- никла некоторая путаница, но ученый считает целесообразным размежевание этих поня- тий и определяет символизацию как бессознательный процесс при посредничестве кото- рого вытесненные желания превращаются и маскируются таким образом, чтобы прояв- ляться на сознательном уровне, не вызывая психических проблем (Ребер, 2001). В научной школе украинского ученого Тамары Семеновны Яценко символизация определяется как «маскировка содержания бессознательного от цензуры «Сверх-Я» с це- лью обеспечения возможности его проявления в поведении» (Яценко, 2004). Многолетние исследования Т. С. Яценко человеческой психики в контексте метода активного социаль- но-психологического обучения (АСПО) позволили дополнить список механизмов симво- лизации, которые выделил З. Фрейд при толковании сновидений (сгущение, смещение, изобразительность, вторичная обработка) такими механизмами, как намек, гиперболиза- ция, минимизация, маскировка количеством, локализация, схематизация и т.д. Целью нашего исследования является выявление особенностей символизации со- держания бессознательного и возможности их применения при создании рекламной продукции с учетом специфики потребительского контингента. Полученный материал дает основания утверждать, что символизация обеспечивается (и обеспечивает) двоякий процесс: интрапроцесс и экстрапроцесс; те механизмы символизации, которые были вы- делены психоанализом при исследовании сновидений, действуют при создании психо- рисунков, рекламных роликов, печатной рекламной продукции и т.д.; личностная про- блематика контингента потребителей обуславливает эффективность влияния рекламы с использованием определенных механизмов символизации, поскольку данные механиз- мы позволяют вывести на сознательный уровень в завуалированной форме вытесненные желания и условные ценности данных людей. Таким образом, проблема изучения особенностей символизации содержания бес- сознательного является весомой, поскольку знание механизмов символизации не только позволит создать эффективную рекламную продукцию, но и обогатит науку относитель- но бессознательного психического
| |
|
|
Просмотров: 791 | Рейтинг: 0.0/0 |