Мотивация поступления гражданской молодёжи в высшие военные учебные заведения пограничного профиля - Психология и педагогика - Каталог статей - Психология | Социальная педагогика | Психоанализ
Главная » Статьи » Психология и педагогика

Мотивация поступления гражданской молодёжи в высшие военные учебные заведения пограничного профиля


Одним из важных этапов в жизни каждого является выбор профессии. В условиях 
коренных изменений, реструктуризации и реформирования силовых органов, ведомств и 
пограничной службы, в частности, наблюдается тенденция увеличения количества по-
ступлений гражданской молодёжи в высшие военные учебные заведения. Данная тен-
денция, наблюдается наряду с участившимися случаями проявления неуставных взаимо-
отношений в воинских коллективах и в попытках любыми способами избежать прохож-
дения срочной службы по призыву большей части молодых людей [3]. Указанные про-
тиворечия и обусловили выбор темы исследования. 

На основе пилотажного исследования 25 человек был разработан опросник для выяв-
ления мотивов поступления гражданской молодёжи в высшее военное учебное заведение. 
В исследовании приняли участие 105 курсантов первого курса, в возрасте 17–19 
лет. Образование среднее. Из семей военнослужащих, госслужащих и рабочих. 
Были использованы следующие методы исследования: 

1. Опросник Т.И. Ильиной «Мотивы поступления в ВУЗ». Опросник включал 50 
вопросов, которые разделенных на три группы шкал мотиваций: приобретение знаний, 
овладение профессией, получение диплом [1]. 2. Специально разработанный опросник, 
по выявлению ведущих мотивов, поступления курсантов в военный институт. 
Основные результаты исследования. 

Мотивы поступления были условно разделены на три группы: 

•  «основной мотив» (движитель); 

•  «второстепенный мотив»; 

•  «не основной мотив». 

Полученные  результаты  были  обработаны  с  помощью  методов  математической 
обработка полученных данных электронной программой EXCEL. 
Шкала основных мотивов: 1. Получения диплома о высшем образовании. 2. Полу-
чение офицерского звания для дальнейшего прохождения службы и работы в различных 
органах и подразделениях силовых структур. 3. Работа в пограничной службе является 
третьим по значимости мотивом. 

Шкала второстепенных мотивов: 1. Получение среднего военного образования. 2. За-
щита интересы своего государства. 3. Получение возможности уехать в «горячую точку». 
Шкала не основных мотивов: 1. Уклониться от срочной службы в армии. 2. Посо-
ветовали родители. 3. Романтика военной службы. 

Основные выводы: 

1. Основным мотивом поступления в военный вуз является, получение диплома о 
высшем гражданском образовании. Это даёт возможность предполагать то, что большая 
часть поступивших курсантов преследовали цель использования института как источни-
ка получения лишь диплома. 

2. Мотив на получение офицерского звания свидетельствует о том, что учеба в ин-
ституте это «стартовая площадка» для формирования профессиональной карьеры офи-
цера в будущем. 

3.  Прохождение  службы  в  войсках  и  структурных  подразделениях  пограничной 
службы, как мотив поступления, занимает третью позицию. Это говорит о том, что сре-
ди поступивших, есть те, кто хочет связать свою жизнь и судьбу с охраной государст-
венной границы. Большинство гражданских абитуриентов в этой категории – дети из се-
мей, которые имеют прямое или косвенное отношение к пограничной службе. 

4. Мотивация уклонения от срочной службы попала в шкалу незначимости, что да-
ёт основание констатировать наличие сознательности и стойких целевых установок, по-
ступающих в высшие военные учебные заведения. 
Категория: Психология и педагогика | (16.01.2013)
Просмотров: 1312 | Рейтинг: 0.0/0