Главная » Статьи » Психология и педагогика

Мотивация студентов и синергетика

Актуальность изучения особенностей мотивации к обучению студентов вузов в интегрированных группах растет в Украине в связи с увеличением доли среди поступающих в ВУЗы молодежи с соматическими болезнями и инвалидностью.

В частности, обучением в одной группе со студентами, развитие которых не осложненный болезнью, особенностями отношения к своей болезни, преморбидного состояния и самовосприятия, психологическими защитами, осознаваемыми и неосознаваемыми мотивами обучения, жизненными целями и планами. Такая мотивация включает в себя различные побуждения: мотивы, потребности, интересы, намерения, поезда, цели, мотивационные установки или диспозиции, ценностные ориентации, идеалы и т.д.. Это далеко не закончен перечень факторов, которые в их сложных связях и отношениях составляют мотивационное поле обучения в вузе, предопределяют успешность усвоения знаний и навыков, профессиональное становление и личностное развитие будущего специалиста.

Наиболее подходящей методологической основой для исследования особенностей мотивации обучения студентов в интегрированных группах и эффективного управления ею как процессом, на наш взгляд, является методология системного подхода (П. Анохин, В. Ганзен, Б. Ломов, С. Максименко, В. Мерлин, В . Шадриков и др.) и применения методологических принципов синергетики (В. Буданов, А. Малков, Г. Нестеренко., В. Степин и др..).

Влияние синергетики на социальное познание определяется тем, что она значительно трансформирует общие подходы к развитию социума и позволяет создать универсальные для различных социальных наук объяснительные модели, которые обнаруживают глубинную общность социальных процессов разнообразной природы как процессов социальной самоорганизации.

Находясь в целевом состоянии, люди, как правило, стараются избегать синергии, которая переживается как диссонанс, несовместимость и противоположность. С другой стороны, в парацильових состояниях синергия является источником нашего эмоционального возбуждения. По этой причине синергия становится частью повседневной жизни, даже будучи институциолизованою в разных прийнятливих способах.
Как известно, не каждая система подвержена принципам самоорганизации, а только та, обладающий соответствующими этому процессу характеристиками. Мотивация как система отвечает этим характеристикам, поскольку она есть сложной системой, так как имеет много элементов и подсистем; открытой системой, т.е. способной взаимодействовать с окружающей средой; диссипативной системы, т.е. может существовать как физически, так и духовно только при условии постоянного взаимодействия с средой; неравновесной системе - вследствие существования процессов обмена между самими компонентами в структуре мотивации; нелинейной системой (способной к самодии). Развитие таких систем почти не предсказуем, количество его вариантов больше, чем у линейных систем, так малые воздействия могут вызывать очень значительные последствия и наоборот.

Таким образом, исследования организации и прогнозирования развития мотивационной сферы студентов и мотивации их обучения в интегрированной образовательной среде, вопросы эффективного включения студентов с инвалидностью в общественной жизни и к обучению в вузах, изучение психологических факторов, способствующих и препятствующих этому процессу является чрезвычайно актуальной проблемой, которая требует комплексного решения с учетом системной организации и возможности управлять мотвацийним процессом на основе методологических принципов системного подхода и синергетики и, на этой основе, создавать оптимальные условия организации обучения - перестройки непроизводительных структур личности, нахождения структурного дефицита в личностной организации, нахождения резерва и включение компенсаторных механизмов.

Использование синергетических принципов теории самоорганизации по исследованию процессов развития личности, мотивации поведения и деятельности имеет большой эвристический потенциал.

Синергетика (или теория самоорганизации), имея изначально естественное происхождение, постепенно в центр внимания ставит человековедение. Если говорить о человеке, о его познавательные и практические возможности, о строении личности, о иерархические слои сознания, о исторические слои памяти, то все эти образования можно рассматривать как структуры - процессы самоорганизации. Многие синергетических понятий, таких как самоорганизация и балансирование на грани хаоса, операциональная закрытость, множество возможных дискретных состояний и экзистенциальный выбор в моменты бифуркаций служат тому, чтобы постичь внутреннюю сложность человеческого сознания, процессов развития личности и ее структур.

Особенность синергетических эффектов заключается в глубине воздействия на психологические явления. Этот стимулирующий эффект мог бы не работать или проявляться не так сильно, если бы влияющие переживались каждый отдельно, независимо. Другой эффект, нередко возникает, состоит в том, что характеристики переживаются более ярко, чем если бы они переживались отдельно и независимо.
В. Буданов [1] описал принципы синергетики, которые могут быть отнесены к онтологических постулатов.

1. Гомеостатичнисть. Этот термин может быть использован при изучении механизмов интериоризации и адаптации, возникающих у человека, например, в процессе обучения и самообучения. В контексте исследования личности, которую следует рассматривать как сложную, динамичную систему, это означает способность направлять свое поведение, самонастраиваться и самозминюватися путем заимствования, запоминание и воспроизведение знаний, умений, норм, поведенческих образцов, необходимых для успешного функционирования.
Механизмы гомеостаза обеспечивают целостность системы, о личности и мотивации означает подчинение всех элементов структуры основной ее доминанте.

2. Иерархичность. Основным содержанием структурной иерархии является сложная природа высших уровней по низшим.
Рассматривая мотивацию учения как много - уровневый процесс, низким уровнем (базовым) будет первичная мотивация. Параметры порядка, которые характеризуют поведение определенной системы на макроуровне, и движение элементов этой системы на микроуровне взаимно обуславливают друг другом.
На этапе вторичной мотивации своеобразно меняться ценностное сознание. Ее динамика приобретать колебательного характера, обнажая два полюса: связанные с традиционными моральными ценностями («экзистенциальные ценности») и ценностями - идеалами общества.
Функционально первая ценностей выступает регулятором повседневной практической деятельности людей, определяя их отношение к социальным, институциональных факторов общества.

3. Нелинейность. Нелинейностью называется свойство системы иметь в своей структуре различные стационарные состояния, соответствующие различным допустимым законам поведения этой системы. Эволюция поведения и развития данного типа систем сложна и неоднозначна, поэтому флуктуации (случайные внешние воздействия) могут вызвать отклонения системы от ее стационарного состояния в каком - либо направлении.

4. Неустойчивость включает в себя два предыдущих принципы - нелинейность и незамкнутость. Состояние неустойчивости, выбора принято называть точками бифуркаций (точки ветвления возможных путей эволюции системы). На жизненном пути каждого человека очень много точек бифуркаций, выбора, осознанных и неосознанных. Осуществляя выбор дальнейшего пути, субъект выбирает наиболее благоприятный для себя путь, одновременно является одним из реализованных в данной среде.

5. Динамическая иерархичность - важнейшая интегративная признак системы, эффект целостности, то есть появление в данной совокупности объектов таких свойств, которых нет у каждого из них в отдельности.

Это актуализация знаний, умений, привычек, с помощью которых человек интегрируется в окружающий мир, и эта актуализация является результатом коллективного взаимодействия структурообразующих элементов сознания, продуктом тех связей, которые возникают между ними. Поэтому свойство целостности показывает, что сложным системам присуща креативность. Сознание личности, будучи когнитивной структурой, является целостной. Она проявляется спонтанно, непредсказуемо и относительно недетерминированной в процессе самоорганизации.

Современная ситуация в области образования, несомненно, нуждается в осмыслении. Достижение нового качества образования возможно при реформе существующих методов и подходов к обучению и воспитанию. Как говорил К. Лоренц, родоначальник современной эволюционной эпистемологии, жизнь есть познание, а научиться жить - значит научиться учиться. Сегодня человек, то школьник, студент или зрелый человек, оказывается погруженной в огромные потоки информации, ее захватывает виртуальный мир, время размывая внутренние стержни личности, подчиняя воздействия рекламы, навязанным шаблонам «достойной жизни».
Понимая, что этап обучения в вузе является важным этапом социализации личности, глубоко связан с процессами ее развития, самореализации, этот этап предполагает создание условий для эффективного решения образовательных задач.

Период студенчества - это период поиска оптимального смысла жизни. Он осложняется тем обстоятельством, что выбор основной стратегии жизни совпадает с периодом, когда человек имеет малый жизненный опыт, мало житейской мудрости, а образовательный процесс в школе и вузе не создает надлежащих условий для главной задачи - постановки жизненных целей и выбора ведущей линии жизни. У студентов с инвалидностью особенность этапа обучения в вузе связана с действием многих факторов, обусловленных влиянием на формирование личности инвалидизиючого дефекта. В результате чего могут формироваться ложные представления о себе, свои возможности, способности и, как следствие, деформация жизненного сценария, неадекватный профессиональный выбор, неэффективность процесса профессионального становления, отсутствие или искажение мотивации обучения, жизненных планов, целей и др.. А, как показано В. Чудновским [3], особое значение в формировании и развитии личности имеет ориентация на отдаленные цели, которые, по сути, является смыслом жизни.
Синергетика в трансформации целей образования, формирования и развития оптимальной мотивации учебной деятельности студентов, тем больше студентов с инвалидностью, может быть использована как общая исследовательская установка, как когнитивная схема исследования, как метод научных исследований и практической деятельности.

Роль синергетики в трансформации представлений о мотивации обучения, цели и задачи студенческого периода двояка. Речь идет как просинергетичну образование, распространение синергетических знаний, изучение законов самоорганизации, так и о построении синергетической мотивационной системы обучения и способов организации самого процесса обучения и воспитания. Согласно синергетической представлений при выработке стратегии образования вовсе не обязательно, чтобы каждый участник образовательного процесса имел определенную цель, поскольку эффект самоорганизации может наступить и без постановки цели, т.е. возможно «спонтанное возникновение порядка и организации из беспорядка и хаоса» [4]. С точки зрения синергетического мировоззрения, неправомерно смешивать понятия цели и смысла, поскольку отсутствие цели не означает отсутствие смысла. Поэтому смыслом стратегии образования становится не построение последовательности действий педагога, направленных на студента как на объект педагогических воздействий, а создание условий для студента как будущего субъекта профессиональной деятельности, создание мощного, духовно обогащенного и разнопланового образовательной среды каждый участник которого должен осознавать не столько цель образования, а ценность образования, и формировать в него следует не образ будущей профессии, а образ будущего, связанного с профессией. Одной из причин имеющихся на сегодняшний день противоречий в образовании является неравномерность развития гносеологии и аксиологии - теории познания и теории ценностей [5].

Моделирование образовательных систем с учетом синергетического принципа самоорганизации открытых систем создает оптимальные условия для их осмысления [6]. Синергетическая интерпретация открытых систем, развивающихся, к которым относится и система образования, порождает обращение к нелинейной причинности, приводит к осознанию невозможности анализа какой - либо эволюционной системы на основе эмпирического материала, не зная причин и закономерностей, порождающих это развитие. С точки зрения синергетики, всякий эволюционный процесс в открытых системах сопровождается на всех уровнях взаимосвязанным движением, поэтому в оборот входят такие синергетические термины, как «аттрактор», «самоорганизация» «бифуркации», «флуктуации» и др.., Которые воспринимаются как на метафорическом, чисто интуитивном уровне, так и приобретают методологического содержания. Однако методология синергетики недостаточно развита, хотя принципы синергетики сформулированы, но они не укоренились как технологии когнитивного этапа моделирования.

В частности, только «кольцевое», согласованное применение принципов синергетики позволяет отойти от метафорического уровня к системно - структурных онтологий, сконфигурировать модель динамической системы, а построение модели всегда связана с построением обратной задачи, что требует априорной информации, отбор которой принадлежит компетенции как теории , так и практики.
Категория: Психология и педагогика | (20.02.2013)
Просмотров: 492 | Рейтинг: 0.0/0