Главная » Статьи » Психология и педагогика

Особенности ценностных ориентаций у студентов-психологов с разным уровнем эмпатии


Хонина Анна Александровна

Изучение ценностных ориентаций молодёжи приобретает особую значимость и акту-
альность особенно сейчас, когда молодое поколение оказалось в сложном положении, его 
жизнь и деятельность происходят в кризисных условиях, связанных с кризисом всей систе-
мы общественных отношений современного общества. Проблема ценностных ориентаций 
студентов особенно остро встаёт в настоящее время, в период глубоких социальных изме-
нений, разрушения старых систем ценностей. В связи с этим большую роль начинает играть 
проблема подготовки высокопрофессиональных специалистов в областях, приобретающих 
всё большую значимость для общества. Одной из таких областей является психология, по-
этому в проблему становления студентов-психологов как высококвалифицированных спе-
циалистов входит ряд мер, направленных на развитие у них профессионально важных ка-
честв. Базовым таким качеством, свойством, на наш взгляд, является эмпатия, без которой 
не возможно развитие других значимых свойств психолога.
 
Учёные, рассматривающие эмпатию как способность или свойство личности, концен-
трируют своё внимание на изучении особенностей рефлексии, развития социальных чувств, 
моральной и ценностной ориентации. Функционирование эмпатии определяется ценностя-
ми и мотивационными установками личности. Направленность эмпатических переживаний 
связана с общей направленностью личности и её ценностными ориентациями (Лабунская, 
2001). Таким образом, эмпирическое исследование было направлено на изучение особенно-
стей ценностных ориентаций у студентов-психологов с разным уровнем эмпатии. 
Объектом эмпирического исследования выступили студенты-психологи 1–4 курсов в 
количестве 132 человек. В процессе исследования были использованы следующие методы: 
методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича; методика определения эмпатии А. 
Меграбиана и Н. Эпштейна в адаптации Ю. А. Менджерицкой; методика определения эм-
патических способностей В. В. Бойко. 

По  результатам  исследования  были  определены  наиболее  и  наименее  значимые 
терминальные и инструментальные ценности для всей выборки и отдельно по каждому 
курсу. В целом, для студентов-психологов 1–4 курсов наиболее значимыми терминаль-
ными ценностями оказались: любовь, здоровье, наличие хороших и верных друзей, ак-
тивная деятельная жизнь, счастливая семейная жизнь (в порядке убывания значимости). 
Среди наименее значимых можно выделить такие, как развлечение, счастье других, кра-
сота природы и искусства. В структуре инструментальных ценностей предпочитаемыми 
для студентов являются: жизнерадостность, образованность, ответственность, честность, 
среди отвергаемых можно назвать исполнительность, высокие запросы, непримиримость 
к недостаткам в себе и других. 

Нами была выявлена также динамика ценностных ориентаций у студентов с 1 по 4 
курсы. Для студентов-психологов 1 курса самыми значимыми ценностями являются нали-
чие хороших и верных друзей, любовь, здоровье, уверенность в себе (терминальные ценно-
сти);  жизнерадостность,  независимость,  образованность,  ответственность (инструменталь-
ные ценности). Незначимыми являются счастье других, красота природы и искусства, раз-
влечение (терминальные); рационализм, высокие запросы, непримиримость к недостаткам в 
себе и других (инструментальные). В число значимых ценностей студентов 2 курса входят: 
любовь, здоровье, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь, отверга-
ются развлечение, творчество, красота природы и искусства; исполнительность. В структу-
ре ценностных ориентаций студентов 3 курса выделяются предпочитаемые ценности анало-
гичные студентам 2 курса: любовь, здоровье, наличие хороших и верных друзей, активная 
деятельная жизнь, однако в структуре инструментальных ценностей появляется независи-
мость. Для студентов-психологов 4 курса главнейшую роль начинает играть здоровье, вто-
рое место по значимости занимает любовь, появляется ценность счастливой семейной жиз-
ни, далее активная деятельная жизнь, а также значимой является уверенность в себе. Незна-
чимыми  признались  такие  ценности,  как  счастье  других,  красота  природы  и  искусства, 
творчество. В структуре инструментальных ценностей предпочтение отдаётся следующим 
ценностям: жизнерадостность, честность, ответственность, воспитанность, образованность. 
Отвергаются такие ценности, как высокие запросы, исполнительность, непримиримость к 
недостаткам в себе и других. 

Для изучения особенностей ценностных ориентаций у студентов-психологов с разным 
уровнем эмпатии, мы выделили 3 группы испытуемых: с высоким, средним и низким уров-
нями эмпатии. В каждой группе определялись наиболее и наименее значимые ценности. В 
результате выявилось, что у студентов с высоким и средним уровнем эмпатии доминируют 
альтруистические  ценности:  терпимость,  чуткость,  широта  взглядов,  а  с  низким  уровнем 
эмпатии – эгоистические: высокие запросы, независимость, твердая воля. При этом терпи-
мость преобладает у высокоэмпатичных, чуткость у среднеэмпатичных студентов, широту 
взглядов выше ставят низкоэмпатичные личности. У студентов со средним уровнем разви-
тия эмпатии в обеих структурах ценностных ориентаций преобладают ценности межлично-
стных  отношений  и  альтруистические  ценности.  Данная  тенденция,  по  нашему  мнению, 
связана с проблемой в определении наиболее эффективного именно для психолога уровня 
эмпатии. С одной стороны, высоко развитая эмпатия – это неотъемлемая часть профессио-
нальной деятельности психолога, с другой стороны, постоянное проявление высокой эмпа-
тичности, чрезмерная чувствительность может привести к синдрому эмоционального выго-
рания,  проявлению  невротических  реакций,  поэтому  психолог  должен  каким-то  образом 
отстраняться от излишнего переживания и идентификации с клиентом. В связи с этим, по 
нашему мнению, целесообразно говорить о том, что средний уровень выраженности эмпа-
тии является оптимальным для профессиональной деятельности психолога. 

Таким образом, проведённое исследование показало, что профессиональная принад-
лежность человека накладывает отпечаток не только на непосредственно связанные с ней 
установки, но затрагивает и более глубинные личностные образования, перестраивая соот-
ветствующим образом всю систему мотивов и ценностных ориентаций личности (Оборина, 
1994).  В  связи  с  этим  ведущей  проблемой  является  построение  такой  системы  учебно-
образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы закономерности 
формирования не только профессионально важных качеств у студентов-психологов,  но и 
особенности их ценностных ориентаций. 

Категория: Психология и педагогика | (13.01.2013)
Просмотров: 1442 | Рейтинг: 0.0/0