Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Особенности ценностных ориентаций у студентов-психологов с разным уровнем эмпатии
|
|
Хонина Анна Александровна Изучение ценностных ориентаций молодёжи приобретает особую значимость и акту- альность особенно сейчас, когда молодое поколение оказалось в сложном положении, его жизнь и деятельность происходят в кризисных условиях, связанных с кризисом всей систе- мы общественных отношений современного общества. Проблема ценностных ориентаций студентов особенно остро встаёт в настоящее время, в период глубоких социальных изме- нений, разрушения старых систем ценностей. В связи с этим большую роль начинает играть проблема подготовки высокопрофессиональных специалистов в областях, приобретающих всё большую значимость для общества. Одной из таких областей является психология, по- этому в проблему становления студентов-психологов как высококвалифицированных спе- циалистов входит ряд мер, направленных на развитие у них профессионально важных ка- честв. Базовым таким качеством, свойством, на наш взгляд, является эмпатия, без которой не возможно развитие других значимых свойств психолога. Учёные, рассматривающие эмпатию как способность или свойство личности, концен- трируют своё внимание на изучении особенностей рефлексии, развития социальных чувств, моральной и ценностной ориентации. Функционирование эмпатии определяется ценностя- ми и мотивационными установками личности. Направленность эмпатических переживаний связана с общей направленностью личности и её ценностными ориентациями (Лабунская, 2001). Таким образом, эмпирическое исследование было направлено на изучение особенно- стей ценностных ориентаций у студентов-психологов с разным уровнем эмпатии. Объектом эмпирического исследования выступили студенты-психологи 1–4 курсов в количестве 132 человек. В процессе исследования были использованы следующие методы: методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича; методика определения эмпатии А. Меграбиана и Н. Эпштейна в адаптации Ю. А. Менджерицкой; методика определения эм- патических способностей В. В. Бойко. По результатам исследования были определены наиболее и наименее значимые терминальные и инструментальные ценности для всей выборки и отдельно по каждому курсу. В целом, для студентов-психологов 1–4 курсов наиболее значимыми терминаль- ными ценностями оказались: любовь, здоровье, наличие хороших и верных друзей, ак- тивная деятельная жизнь, счастливая семейная жизнь (в порядке убывания значимости). Среди наименее значимых можно выделить такие, как развлечение, счастье других, кра- сота природы и искусства. В структуре инструментальных ценностей предпочитаемыми для студентов являются: жизнерадостность, образованность, ответственность, честность, среди отвергаемых можно назвать исполнительность, высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других. Нами была выявлена также динамика ценностных ориентаций у студентов с 1 по 4 курсы. Для студентов-психологов 1 курса самыми значимыми ценностями являются нали- чие хороших и верных друзей, любовь, здоровье, уверенность в себе (терминальные ценно- сти); жизнерадостность, независимость, образованность, ответственность (инструменталь- ные ценности). Незначимыми являются счастье других, красота природы и искусства, раз- влечение (терминальные); рационализм, высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других (инструментальные). В число значимых ценностей студентов 2 курса входят: любовь, здоровье, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь, отверга- ются развлечение, творчество, красота природы и искусства; исполнительность. В структу- ре ценностных ориентаций студентов 3 курса выделяются предпочитаемые ценности анало- гичные студентам 2 курса: любовь, здоровье, наличие хороших и верных друзей, активная деятельная жизнь, однако в структуре инструментальных ценностей появляется независи- мость. Для студентов-психологов 4 курса главнейшую роль начинает играть здоровье, вто- рое место по значимости занимает любовь, появляется ценность счастливой семейной жиз- ни, далее активная деятельная жизнь, а также значимой является уверенность в себе. Незна- чимыми признались такие ценности, как счастье других, красота природы и искусства, творчество. В структуре инструментальных ценностей предпочтение отдаётся следующим ценностям: жизнерадостность, честность, ответственность, воспитанность, образованность. Отвергаются такие ценности, как высокие запросы, исполнительность, непримиримость к недостаткам в себе и других. Для изучения особенностей ценностных ориентаций у студентов-психологов с разным уровнем эмпатии, мы выделили 3 группы испытуемых: с высоким, средним и низким уров- нями эмпатии. В каждой группе определялись наиболее и наименее значимые ценности. В результате выявилось, что у студентов с высоким и средним уровнем эмпатии доминируют альтруистические ценности: терпимость, чуткость, широта взглядов, а с низким уровнем эмпатии – эгоистические: высокие запросы, независимость, твердая воля. При этом терпи- мость преобладает у высокоэмпатичных, чуткость у среднеэмпатичных студентов, широту взглядов выше ставят низкоэмпатичные личности. У студентов со средним уровнем разви- тия эмпатии в обеих структурах ценностных ориентаций преобладают ценности межлично- стных отношений и альтруистические ценности. Данная тенденция, по нашему мнению, связана с проблемой в определении наиболее эффективного именно для психолога уровня эмпатии. С одной стороны, высоко развитая эмпатия – это неотъемлемая часть профессио- нальной деятельности психолога, с другой стороны, постоянное проявление высокой эмпа- тичности, чрезмерная чувствительность может привести к синдрому эмоционального выго- рания, проявлению невротических реакций, поэтому психолог должен каким-то образом отстраняться от излишнего переживания и идентификации с клиентом. В связи с этим, по нашему мнению, целесообразно говорить о том, что средний уровень выраженности эмпа- тии является оптимальным для профессиональной деятельности психолога. Таким образом, проведённое исследование показало, что профессиональная принад- лежность человека накладывает отпечаток не только на непосредственно связанные с ней установки, но затрагивает и более глубинные личностные образования, перестраивая соот- ветствующим образом всю систему мотивов и ценностных ориентаций личности (Оборина, 1994). В связи с этим ведущей проблемой является построение такой системы учебно- образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы закономерности формирования не только профессионально важных качеств у студентов-психологов, но и особенности их ценностных ориентаций. | |
|
|
Просмотров: 1442 | Рейтинг: 0.0/0 |