ОТКЛОНЕННЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ И ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ - Психология и педагогика - Каталог статей - Психология | Социальная педагогика | Психоанализ
Главная » Статьи » Психология и педагогика

ОТКЛОНЕННЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ И ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ


В современной ситуации развития нашего общества, знаменующейся поворотными историческими событиями, ломкой старой системы нравственных ценностей, порождающих множество трудных ситуаций в жизни конкретного человека, особую актуальность для психологической науки представляет исследование индивидуальности как достаточно позднего этапа психического развития, формирования в ходе жизненного пути человека относительно автономной системы высокого уровня организации, интегрирующей накопленное в процессе индивидуального развития в сложные механизмы дальнейшего саморазвития.

Становление индивидуальности представляет собой достижение такого уровня развития человека, при котором его механизмы позволяют творчески преодолевать жизненные трудности, обретать новые пути самореализации в условиях, когда исчерпались прежние возможности; сам жизненный путь становится предметом приложения творческих сил человека.

В то же время, несмотря на неоднокралгное акцентирование в современной научной психологической литературе значимости проблематики индивидуальности, сама проблема остается теоретически дискуссионной, и прежде всего потому, что наиболее авторитетные отечественные психояоги, с именами которых связана эта область исследования (Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин, С-П-Рубинштейн и др.) пользовались разными критериями для ее определения.

Диапазон определения индивидуальности очень широк: от рассмотрения ивдивидуальности как своеобразной формы выражения неповторимости, уникальности каждого человека до взгляда на индивидуальность в контексте психического развития человека, как на высокий уровень этого развития, продуктом которого и является (наряду с другими характеристиками) неповторимость, уникальность данного человека.
Неоднозначно трактуется и соотношение личности и индивидуальности.

Гораздо менее известной и практически не освещенной в литературе является проблема отклоненных альтернатив. Более двадцати лег назад Б.ФЛорпшев обозначил ее как феномен психического развития человека, что получило выражение в его гипотезе: <история развития человека - это история отклоненных им альтернатив>
[9,348],[10].

Традиционно мы встречаемся с понятием альтернативы в контексте исследований по психологии выбора: предметом исследования становятся выбранные способы поведения, ценности, предпочтения в сфере межличностных отношений; отклоняемое же человеком по преимуществу выпадает из поля зрения психолога при интерпретации полученных фактов относительно всей целостности психической организации человека.

Нам представляется перспективным изучение данной проблемы в контексте исследования формирования индивидуальности как масштабного феномена, интегрирующего продукты психического развития человека, что на наш взгляд, о-пфоет новые грани исследования феномена отклоненных альтернатив и, в свою очередь, существенно обогатит представление о процессе формирования и развития индивидуальности.

Вслед за Б.Г.Ананьевым, мы рассматриваем индивидуальность как этап психического развития человека, высший уровень развития личности и ее <глубину> [ 1.329].

Центральную область особой организации индивидуальности составляет внутренний мир человека. Именно становление измерения <глубины> человека [6,5], формирование его внутреннего пространства характеризует уникальность каждой личности, ее своеобразие [5; 12].

К феномену отклоненных альтернатив мы подходим как к сложному динамическому явлению, встроенному в единый процесс психического развития и являющемуся многофункциональным. Среди некоторых функций отклоненных альтернатив нами была сделана попытка наметить контуры некоторых из них.

Отклоненные алыгернатвы, как нам представляется, выполняют функцию некоторого противовеса: только благодаря <удержанию> отклоненных альтернатив в состоянии отклонения и утверждается, реализуется выбранная линия поведения (ценностей и т.д.); на комплимипарном, оттеняющем фоне отклоненных альтернатив только и могут психологически существовать, воплощаться вовне дейстаигельно выданные альтернативы, наполняясь при этом на таком диалогазирующем фоне [4,153] новым смыслом, выкристаллизовывающимся из взаимодействия отклоненных и выбранных альтернатив.

Нами было выдвинуто предположение, что оталоненные человеком в ходе жизненного пути альтернативы включены в процесс формирования и развития индивидуальности. Мы полагаем, что выбранные, получая реализацию вовне, тем самым констшуируют, образно говоря, верхнюю границу внутреннего пространства человека, переходящую во внешний мiф индиввдуальности. Опоюненные же альтернативы как не получившие внешнего воплощения, по-видимому, уходят <вовнутрь>, участвуя в формировании так называемого внутреннего измерения человека.

Становление внутреннего мира индиввдуальности представляется нам формированием напряженного пространства, <растянутого> между полюсами, которые составляют выбранные и отклоненные человеком альтернативы. Тем самым отклоненные альтернативы, участвуя в констшуировании пространства индивидуальности, создают его подвижную границу, которая при движении <в глубину> <растягивает> это пространство, приводит к росту внутреннего мира человека.

С целью подтверждения нашего предположения была предпринята попытка поискового исследования. На материале индивидуального жизненного пути испьпуемых и использования метода семантического дифференциала в экспериментально смоделированных ситуациях (22 человека в возрасте от 18 до 30 лет, 15 женщин, 7 мужчин) нами были получены некоторые факты, подтверждающие нашу гипотезу: а) отклоненные альтернативы психологически не исчезают после отклонения, а участвуют в формировании внутреннего мира человека; б) с ходом развития индиввдуальности отклоненные альтернативы все в большей степени становоггся предметом внутренней деятельности человека, включаются в контекст осмысления его жизненного пути; в) отклоненные альтернативы создают <глубинную> подвижную границу пространства индивидуальности, движение которой расширяет его, ведет к росту челове-
ка в <глубину>.

Логическим продолжением дальнейшего исследования нашей гипотезы стало обращение к позднему периоду жизни человека, поскольку этот возраст - завершающий этап его жизни, интегрирующий продукты предыдущего развития и, следовательно, являющийся адекватным для изучения феномена отклоненных альтернатив именно в контексте формирования и развития индивидуальности.

Обобщение результатов исследования, полученных на м ,ериале комплексной анкеты, разработанной Н.Л.Меньшиковой, предназначенной для изучения психологии лиц пожилого и старческого воласта и отменявшейся на базе проблемной Лаборатории ДИВЭТИНа г.Днепропетровска, охватывающей широкий круг психологических проблем, фактически составляющих психическую жизнь пожилого человека (образ жизни, отношение к жизни, смерти, себе, прошлому, старости, блок целеобразования и т.д.), позволило выделить факты, свидетельствующие о наличии индивидуального разброса проявления функциональной роли отклоненных альтернетив относительно индивидуальности.

Анализ результатов исследования позволил нам условно вычленить 3 группы испытуемых. Первая группа - испытуемые, которые осознают отклоненные ими в
жизни альтернативы и продолжают активно отклонять в сфере, доступной управляемости ими. Отклоненные альтернативы таких людей, мы полагаем, продолжают <работать> на формирование, углубление внутреннего мира индивидуальности. Во вторую группу вошли испытуемые, у которых отклоненные ими в ходе жизни альтернативы исчезают из памяти (и осознания жизни) как не бывшие в ней. Третья группа - испытуемые, у которых наблюдается условно названный нами феномен <всплывания> отклоненных альтернатив, что возможно, отражает момент <уплощения>, <схлопывания> пространства их внутреннего мира.

Пока достаточно сложно сказать, какие явления стоят за выделенным нами индивидуальным разбросом проявления функциональной роли отклоненных альтернатив у людей пожилого и старческого возраста. Однако мы предполагаем, что необходимо развести феномены <возвращения> и <всплывания> отклоненных альтернатив. <Возвращение> отклоненной до этого альтернативы способно обогатить человека новой системой ценностей, новым смыслом, определить новое направление жизни человека в условиях, когда все предшествующее исчерпало себя. Такой феномен проявляется в условиях успешного совладения с трудной ситуацией. Как обратная сторона - отмечаемый исследователями факт разрушения личности в сложных кризисных си-
туациях у людей, <разворачивающих один жизненный сценарий, людей целеустрем- ленных, принимающих только последовательные решения ( т.е. подтверждающие предыдущие), что делает возврат к <незамеченным>, <непонятым> точкам выбора все менее возможным> [8,31], [2].

<Всплывание> же активно отклоняемых до этого альтернатив, вероятно, отражает разрушение - в силу инволюционных процессов, социальной изоляции и других неблагоприятных факторов, имеющих место в позднем возрасте, - функции отклоненных альтернатив - формировать пространство внутреннего мира человека, <растягивать> его в <глубину>. Их <всплывание> приводит к <уплощению> внутреннего пространства, исчезновению <глубины>, создаваемой наличием противоположного выбираемому полюса.

Очевидно, особенности функционирования отклоненных альтернатив у пожилых, осуществляющих продуктивное старение, сохраняющих способность к саморазвитию и движению вперед, которые активно преодолевают все тяготы старения, продолжая развивать, но уже по-новому, свой потенциал, выделяют в окружающем области, в которых они сохраняют свою автономность, способность контролировать происходящие события и осуществлять собственные выборы [3], будут существенно отличаться от таковых у пожилых, реализующих неконструктивный тип старения.

Тем самым, исследование специфики проявления функциональной роли отклоненных альтернатив у людей пожилого и старческого возраста приобретает несомненную значимость для решения как теоретических, так и практических проблем геронгонсихологии. Результаты такого исследования важны для работы по созданию стратепоi к тамик практической помощи пожилым людям. И это тем более актуально, так как тяжелые современные социально-экономические условия, а также отмеченная демоiрафами тенденция к значительному постарению всего населения земного шара придают проблеме психологической реабилитации пожилых людей статус одной из самых актуальных областей психологических знаний.

Изучаемая нами проблема функциональной роли отклоненных альтернатив в контексте проблемы формирования индивидуальности человека в целом представляет собой новую, сложную, еще малоисследованную область теоретических знаний. Дальнейшее углубленное и всестороннее исследование феномена отклоненных альтернатив приоткрывает, на наш взгляд, новые перспективы теоретического изучения проблемы формирования и развития индивидуальности.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Издат-ю ЛГУ, 1969 -339с.

2. Анцыферова ЛИ. <Психологам повседневности: жизненный мир личности и <техники> ее бы-
тия>> // <Психологический журнал> 1993 №2, С.З-1 б

3. Анцыферова Ли <Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или холодной зимы?> //
<Психологический журнал>, 1994., И"}, С.6-13.

4. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетки. - М.: Худлиг-ра, 1975 - 604с.

5. Ломов Б.Ф. Теоретические и методологические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984 - 444с.

6. Мамардашвили МХ. Психологическая топология пути. МЛруст <В поисках утраченного време-
ни>. - С.-Пег.: Изд-во Русского Гуманитарного ин-та, 1997 - 571 с.

7. МерлинВ.С.Очеркиiп-еграiiьногоисследованияиндивидуальности.-М.Ледагопiка, 1986-2530.
8, Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. -
М.,1988-197с.

9. Поршнев Б.Ф. <Функция выбора - основа личности> / Проблемы личности: материалы симпозиу-
ма/подред. В.М.Банщиковаидр. -т.1 М.]969,С.344-349

10. Поршню Б.Ф.О начале человеческой истории. - М.: Мысль, 1974 -487с.

11. РубинштейнСЛ.Основыобщейпсихологии.М.:Педаго1Ика, 1989т.2-322с.

12. Слободчиков В.В. <Психологические проблемы становления внутреннего мира человека>// <Во-
просы психологии> 198б№6, С. 14-22.

Категория: Психология и педагогика | (16.11.2012)
Просмотров: 311 | Рейтинг: 0.0/0