Главная » Статьи » Психология и педагогика

Политическая идентификация

Значительную актуальность во время трансформационных преобразований приобретает потеря в части украинского народа идентичности со своей страной, ощущение собственной причастности к социально - политических процессов, что является признаками появления глобальной социально - политической, экономической и ценностно - культурного кризиса в Украине. О кризисе идентичности в условиях глубоких динамических социально - культурных и политических изменений украинского общества говорят не только политологи, но и социологи, психологи и управленцы. Особое значение данная проблематика имеет для молодежи, которая стоит перед выбором ориентиров своего дальнейшего самоутверждения, особенно политического участия, политической деятельности.

Политическую идентификацию принято рассматривать как процесс самоотождествления индивида с политическим лидером, группой, которой может быть партия, политическим движением, образцом политического поведения, политической ролью.

Идентификация разворачивается на основе завершенных идентификационных процессов, среди которых Энтони Д. Смит выделил родовую и половую, местную и региональную, социоэкономического и религиозную, этническую и национальную идентификации. Именно эти идентификационные процессы помогают человеку понять свою сущность, опираясь на ограниченную идентичность, не быть манкуртами при таком высоком уровне профессионального образования молодежи, которая имеет место в Украине, и которую используют эффективно в политико - управленческих учреждениях украинского общества, которое трансформируется в демократических началах .
Цель исследования - выявить и охарактеризовать факторы, которые являются основой политической идентификации студенческой молодежи. Для достижения цели исследования нами был проведен опрос по авторскому вопросник «Молодежь в общественно - политической жизни Украины». Исследование проводилось в течение декабря 2009 года на базе Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича и Киевского национального университета культуры и искусств. Всего в исследовании приняло участие 160 студентов 2 - 4 - х курсов.

Прежде всего определим этимологию понятия «фактор».

Фактор - это условие, движущая сила, причина какого - либо процесса, определяет его характер или одну из основных черт; фактор [4]. Отсюда следует, что процесс формирования политического сознания обусловливают психологические условия политической идентификации студенческой молодежи.

Для того чтобы понять, о каких условиях речь, обратимся к структуре политического сознания. Политическое сознание в своей структуре охватывает следующие компоненты: политические знания, политические ценности, политическую информацию, политические оценки, политические переживания и т.п..

Исследования политического сознания методами политической психологии характеризуется стремлением объединить анализ ее социально - политического содержания (потребности, интересы, ориентации, установки и др.)., Оценивая политическое сознание на основе данных, касающихся информированности личности о политике, характера его мировоззрения, системы ценностей [8, с. 56].

На индивидуальном уровне политическое сознание трактуется как свойство и способность «политического человека», способной определенным образом воспринимать политику, более - менее точно ее оценивать и соответственно целенаправленно действовать в политической жизни. Анализ механизмов, управляющих функционированием политического сознания на этом уровне, позволяет выделить в нем два блока компонентов. Это мотивационные составляющие (политические потребности, ценности, установки, чувства и эмоции) и познавательные (знания, информированность, интерес к политике, убеждения) составляющие [8, с. 58].

Процесс политической идентификации трудно представить без политического интереса и политического мышления, которые и входят в структуру политического сознания. Если политический интерес отражает уровень заинтересованности и включенности человека в политическую жизнь, то политическое мышление - это форма сознательного отражения человеком процессов и явлений окружающей политической реальности в виде суждений, выводов, решений и умозаключений. Системообразующей функцией политического мышления является отражение политической реальности как особой деятельности [8, с. 74].

Политическое мышление отличается от обычного политической направленностью, собственной спецификой и рядом особенностей, наличие которых объясняется характером отношений между «политическим человеком» и той политической реальностью, которая противостоит ей как объект.

Если обычные предметы возможно исследовать практически непосредственно обнаружив свойства и качества, то в политике предмет мышления и мыслящий субъект разделены социальной дистанцией, которая исключает такое изучение. И действительно, избирателю трудно объективно изучить кандидата, за которого он голосует, не наблюдая за ним в работе. О профессиональные качества и характер действий кандидата остается делать вывод из его слов, жестов, стиля поведения [1, с. 65]. Как следствие, на основе подобных наблюдений возникают политические представления, без которых политическое мышление практически невозможно.

Наиболее характерно определение политических представлений можно дать, воспользовавшись определением социальных представлений, которые предлагает известный психолог Серж Московичи. Политические представления - сложная многоуровневая система представлений представителей социальных групп о политические действия, идеи и ценности. Политические представления выполняют двуединую задачу: по_перше, помочь людям (группам людей) ориентироваться в политическом мире и влиять на него: по_друге, обеспечить членам общества возможность общаться через овладение определенного «кода» для социально - политических обменов, наименование и класси ции различных аспектов политической жизни, индивидуальной и групповой истории [7].

Содержание политического мышления определяется целями, ценностями, определенными политическим сознанием и политической культурой, ведущие к усвоению человеком нового феномена - политичности.

Политичность - это неотъемлемое качество личности, как биологичнисть, физиологичность, социальность. Еще Аристотель в свое время назвал человека политическим животным, имея в виду гражданско - политические качества, присущие личности.
Политичность личности формируется рядом социально - политических и психологических предпосылок. Такими, в частности:

- Потребности ориентации в информации, знания о вероятности наступления определенных политических событий, время и место их появления, степень опасности;

- Интерес к различным политических процессов в обществе;

- Представление о политическом устройстве общества;

- Реагирование на политико - управленческие процессы в обществе;

- Ощущение стремлений других людей относительно политического руководства определенным политиком;

- Потребности избежать управления собственным поведением политическим манипулированием.

Политичность - это способность человека воспринимать, усваивать политику, реагировать на ее проявления, вырабатывать адекватную линию поведения. Политические явления затрагивают обе сферы личности: рациональную и эмоциональную. Поэтому политичность включает в себя понимание политики, знания, отношение, восприятие, ощущение политики. Политичность в известной степени присуща подавляющему большинству людей, а не только тем, кто входит в какой-либо партии, является активистом общественно - политической жизни [11, с. 39].

Политичность чаще всего отражает уровень заинтересованности политическими процессами в государстве, обществе и т.д.. Однако следует иметь в виду, что неучастие в политике еще не означает аполитичности личности, личность может иметь собственную позицию относительно политических реалий. Так, на вопрос: «Интересуетесь ли вы политической ситуацией в Украине?" Из 160 опрошенных студентов вышеупомянутых университетов 65% ответили - стараюсь быть информированным,, 8% - интересуюсь, когда это меня касается, 13,1% - совсем не интересуюсь, 3 , 8% - интересуюсь и принимаю активное участие. Распределение политического интереса проявился следующим образом (см. рис. 1.).

Итак, как видно из рис. 1, общий уровень интереса к политике у молодежи значительно преобладает отсутствие интереса к ней. И хотя так называемых «активистов», то есть тех, кто интересуется и активно участвует в политической жизни страны, процент незначителен (всего 3,8% респондентов), больше всего среди опрошенных тех, кто пытается быть информированным о состоянии политических дел в государстве (65 %). Это свидетельствует о неравнодушие молодого поколения к событиям государства, в социально - политической ситуации и продолжает реализоваться в Украине. Однако низкая активность (13,1%) объясняется еще недостаточно сформированным политическим центром среди студентов.

Качество политичности измеряется информационной осведомленностью, доверием и участием в политике. Высшим проявлением политичности личности является гражданственность, т.е. сознательное активнее включения в процессы политической жизни общества.
Особенно актуальным процесс формирования гражданской позиции остается для молодежи, стоящей на пороге самоопределения, выбора своей позиции, которая впоследствии стала бы фундаментальной основой их участия в трансформационных преобразованиях в современном украинском в обществе.

Многие авторы в своих работах затрагивают данной проблемы, в частности, М. Пирен, В. Москаленко, Ю. Шаргородский, В. Васютинский, М. Слюсаревский, Н. Дембицкая, Т. Поснова и др.., Чьи работы посвящены проблемам психологии личности и гражданской позиции человека; этнополитическим процессам государственно - создание в Украине; государственной политики в области семьи и молодежи; социальной этики, общественной морали, гражданских обязанностей; социальной стратификации; духовного возрождения Украины и воспитания духовности украинской политической нации и т.д. [3, 9 ].

Например, М. Пирен ценности рассматривает как базовую основу формирование государственной национального сознания, касается граждан конкретного государства, их гражданской позиции. Автор отмечает, что национальное воспитание, в частности воспитания патриотизма и гражданственности, является краеугольным потребностью украинского государства [10, с. 5].

По национальной сознания исследователи пришли к выводу, что одни лишь теоретические представления о сознании не раскрывают ее сущности. Так, Мамардашвили считает, что сознание не подлежит теоретизации, а по мнению Е. Исаева и В. Слободчикова, сознание интегрирует многообразные явления человеческой деятельности в действительно целостный способ бытия, что делает человека человеком [13].

Сознание, в том числе и политическое сознание личности, характеризуется такими психологическими особенностями:

- Способностью аккумулировать знания об окружающем мире на основе познавательных процессов (ощущение, восприятие, памяти, мышления, воображения);

- Четким закреплением в сознании субъекта, то есть различение «Я» и «не - Я человека;

- Обеспечением целенаправленной деятельности человека - сознание формирует цели деятельности;

- Наличием в ее составе определенного отношения в чувствах к кому-то или чему-то.

В системе идеологических ценностей важное место наряду с политическим, принадлежит национальному интересу. Национальный интерес отражает фундаментальные ценности и стремления народа, которые обусловлены конкретной социально - политической ситуацией, сложившейся в государстве и за его пределами. Это означает, что национально - государственные интересы Украины является объективным фактором, обусловленным всей совокупностью ее жизненных потребностей. Их смысл определяет, какой должна быть идеологическая политика государства, чтобы ее целостность и благосостояние граждан были надежно обеспечены и защищены.

На процесс идентификации существенный, а нередко и решающее влияние оказывают сложившиеся идентичности, в частности, политическая, этническая, религиозная, экономическая, информационная. Однако политическая идентификация является изменчивым образованием, может неожиданно трансформироваться в зависимости от социально - политических факторов влияния в обществе.
Политическая реальность наших дней дает примеры, когда активисты определенной партии легко и безболезненно меняют свои политические предпочтения, привязанности и ориентации, становятся «несокрушимыми борцами» за другие политические идеалы. При советской власти имела место политическая псевдоидентичнисть, потому механизмы формирования ее имели принудительный характер, так называемый «идентифицирующий принуждение общего» - признание КПСС и ее марксистско - ленинской идеологии. На самом деле, политическая идентичность не должна быть принудительной, индивид всегда должен иметь возможность для собственного свободного выбора, возможность дифференциации и автономии. Она формируется на свободе, идеологическом плюрализме в демократических обществах и этого требует процесс устойчивого развития общества, чтобы личность самостоятельно осуществляла свой политический выбор.

Политическая идентификация личности формируется с учетом изменений, произошедших в результате распада империй и национального возрождения. В современных условиях признаки и уровне национальной идеи трансформируются, существенно изменяют свою значимость и свои приоритеты. Они нередко приобретают определенной окраски, пополняются новыми элементами (общность исторической судьбы, ценности, национальный престиж и т.п.). Поэтому необходимо прежде всего учесть, что те понятия, которые существуют сегодня, отражают различные уровни существования национальной идеи.

Национальные интересы можно разделить на внутренние и внешние, исходя из концепции национальной безопасности.
К внутренним национальных интересов относят:

- Создание гражданского общества;

- Гарантирование конституционного строя;

- Создание социально - ориентированной рыночной экономики;

- Развитие научно - технологического и интеллектуального потенциала;

- Создание эффективной системы национальной безопасности;

- Охрана и обеспечение физического и психического здоровья нации;

- Обеспечение экологически и технологически безопасных условий жизнедеятельности общества;

- Развитие украинской политической нации.

Национальные интересы отражают саму суть политической идентификации общества, а такие факторы, как чувство, вера, ответственность, убеждения, отношение, осознание себя гражданином своего государства обозначают сущность их выражения.
Одним из таких индикаторов отображения национальных интересов отношение к государственной символике. Так на вопрос: «Каково ваше отношение к государственной символике: флаг, герб, гимн Украины?» 72,5% опрошенных студентов ответили - уважительное, они соответствуют моим убеждениям, знаю Гимн, выполняю его на торжествах, 14,4% - уважительное, но Гимн не знаю, 5,6% респондентов выразили безразличное отношение к государственной символике и 6,9% выбрали другой вариант ответа (рис. 2).

Поэтому, как видно, уже начиная с таких моментов, как выполнение государственного гимна, честь государственного Флага и Герба, происходит зарождение в сознании молодых людей уважения к национальной идее, воспитания этой идеи как базовой внутренней ценности государства. Возьмем, к примеру честь Флага Украины, когда в День Флага, как политического символа государства, в честь 19 - й годовщины независимости все области Украины проводили День Флага. Это чрезвычайно важный момент для воспитания гражданской позиции, психологический фактор формирования национальной и политической идентификации личности, прежде всего молодежи - будущего Украины.

К внешним национально - политических интересам следует отнести: 

- наладка и формирование равноправных и взаимовыгодных социально - политических отношений со всеми государствами, интеграции в европейское и мировое сообщество;

- Обеспечение суверенитета, территориальной неприкосновенности, политической и экономической независимости;

- Расширение интеграционных процессов (с безусловным учетом национальных интересов) во всех сферах общественно - политической деятельности государства;

- Обеспечение эффективных мер борьбы с организованной преступностью и коррупцией, нейтрализация факторов, вызывающих криминализации общества;

- Обеспечение эффективного сотрудничества и внешнеполитических отношений как задача глобального значения, которое требует объединения усилий всех государств мира и т.д..

Данные положения смогут реализоваться в процессе политического руководства государством, согласованностью между ветвями власти, а также благодаря единой стратегии общественного единства. Достаточно неоднородно распределились приоритеты студенческой молодежи, когда они отвечали на вопрос: «Каким вы видите путь развития украинского общества?». Среди приведенных вариантов ответа 48,1% опрошенных отметили, что будущее нашего государства - в составе Европейского Союза, 28,1% респондентов видят дальнейшее развитие Украины как самостоятельного государства вне - либо объединениями государств. 15% ответили, что развитие Украины в дальнейшем должно происходить в союзе с Россией и Белоруссией как едином государстве, и лишь 8,8% опрошенных студентов не выбрали ни один из этих вариантов (рис. 3).

Выбирать вектор общественно - политического развития, конечно, на данном этапе принадлежит правящей политико - управленческой элите украинского общества, однако именно за пониманием сегодняшней молодежи - будущая поддержка соответствующего вектора, ведь через 20 лет молодежь настоящее, вполне вероятно, и будет той самой правящей политико - управленческой элитой в Украине.
Итак, политико - идеологическими основами украинской национальной безопасности должны быть: утверждение в общественном сознании идеи стабильного общественно - политического развития.
Категория: Психология и педагогика | (20.02.2013)
Просмотров: 1918 | Рейтинг: 0.0/0