Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Представление о семейных ролях как результат гендерной социализации
|
|
Десяткина Злата Романовна В научной психологической мысли термин «гендер» является основополагающей со- циально-биологической характеристикой в определении понятий «мужчина» и «женщина». Поскольку пол является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на те тендерные различия, которые обоснованы биологически, как на «половые». В процессе массового изменения социального сознания за последние десятилетия во всем мире, особенно в странах постсоветского пространства, всеобщем расширении движения феминизма, изменения общепринятых стереотипов в области образов мужчи- ны и женщины, снижения роли мужчин как «добытчика» в семье и, в целом, тотальное преобладание модели рыночного индивида в условиях глобализации ставит изучение гендерной социализации в качественно новую плоскость. Предметом данной работы являются представления семейных ролей как результат тендерной социализации. Целью работы является изучение представления о семейных ролях в соответствии с психологическим полом как результат тендерной социализации. В исследовании участвовало 60 не замужних девушек в возрасте от 18 до 26 лет. различающиеся по типу поселения (город / село). Поставлены следующие гипотезы: 1. Сельские респонденты, в отличие от город- ских, по психологическому полу будут феминны, чем маскулинны; 2. Представление о семейных ролях будет полярно у сельских и городских респондентов. За основу методических процедур автором взяты шкала «маскулинности – фемининности» личностного опросника РР1 формы В, а так же модифицированный оп- росник «Распределение ролей в семье» (РРС), разработанный отечественными психоло- гами Ю.Е.Алешиной, Л.Я.Гозман и Е.М.Дубовской. В основу опросника РРС положены 7 основных внутрисемейных ролей, наиболее полно характеризующих современную семью: 1) воспитание детей; 2) эмоциональный климат в семье (роль «психотерапевта»); 3) материальное обеспечение семьи; 4) органи- зация развлечений; 5) роль «хозяина» – «хозяйки»; 6) сексуальный партнер; 7) организа- ция семейной субкультуры. По результатам опросника РРС были вычислены средние значения по каждой роли (см. рис. 1 и 2). Анализ опросных листов показал, что поставленная автором гипотеза о том, что сельские респонденты, в отличие от городских, по психологическому полу будут фе- минны, чем маскулинны, подтвердилась. В силу того, что в сельской местности прева- лирует более консервативное воспитание, что связано с низким процентом матерей- одиночек (77% опрошенных из «полных» семей) и соблюдением общенациональных культурных традиций народа Саха. Как отметила Егорова А.И. для жителей села характерно склонность выделять ти- пично феминные качества, в то время как для городских Саха характерно более проме- жуточное выделение. На практике, в ходе опроса, гипотеза №2 показала не столь высокое различие (см. рис 1 и 2). Но по таким семейным ролям как воспитание детей, организация семейной субкультуры сельские респонденты предписали большее влияние женскому полу. В свою очередь, в противовес этому, группа городских респондентов придерживалось мнения о равноправии полов по этим пунктам. Следует отметить, что городские респонденты склонны представлять себя в роли «кормильца» семьи. Предпосылкой этому, возможно, является более демократичное воспитание, более высокий уровень эмансипации, обилие средств массовой информации диктующих моду на независимый в финансовом плане образ жизни. Пример: Self made woman (образы, прививаемые современными женскими журналами). В силу большего количества матерей-одиночек, женщина в городской среде выну- ждена материально обеспечивать свою семью самостоятельно (50% респондентов из «неполных» семей). В целом городское население отличается своими ценностями ус- пешности жизни (уровень благосостояния, карьера, уважение окружающих, эгоизм – ка- чество прививаемые индивидууму рыночной экономикой). Показатели сфер: эмоциональный климат в семье, организация развлечений, роль «хозяина»-«хозяйки», сексуальный партнер в обеих выборках примерно равные, с призна- нием равноправных отношений, но все же с некоторым доминированием роли женщины. По такой семейной роли как сексуальный партнер городские респонденты пред- ставляют равноправные позиции. Тогда как сельские респонденты хотели бы предоста- вить эту роль будущим мужьям. Таким образом, можно сделать вывод, что представление о семейных ролях в го- родской выборке будут поделены в равной степени между мужем и женой (эгалитарная форма будущей семьи). Немаловажную роль в таком разделении играет психологиче- ский пол личности. Так, по результатам выявлено, что городские респонденты относят себя к андрогинному типу (промежуточное значение между полюсами «маскулинности» и «феминности»). Сельские респонденты относятся к более феминному типу. Предпоч- тение отдается традиционной форме будущей семьи, где мужу и жене отведены опреде- ленные роли.
| |
|
|
Просмотров: 715 | Рейтинг: 0.0/0 |