Представление о семейных ролях как результат гендерной социализации - Психология и педагогика - Каталог статей - Психология | Социальная педагогика | Психоанализ
Главная » Статьи » Психология и педагогика

Представление о семейных ролях как результат гендерной социализации


Десяткина Злата Романовна 

В научной психологической мысли термин «гендер» является основополагающей со-
циально-биологической характеристикой в определении понятий «мужчина» и «женщина». 
Поскольку пол является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются 
на те тендерные различия, которые обоснованы биологически, как на «половые». 

В процессе массового изменения социального сознания за последние десятилетия 
во всем мире, особенно в странах постсоветского пространства, всеобщем расширении 
движения феминизма, изменения общепринятых стереотипов в области образов мужчи-
ны и женщины, снижения роли мужчин как «добытчика» в семье и, в целом, тотальное 
преобладание  модели  рыночного  индивида  в  условиях  глобализации  ставит  изучение 
гендерной социализации в качественно новую плоскость. 
Предметом данной работы являются представления семейных ролей как результат 
тендерной социализации. 

Целью работы является изучение представления о семейных ролях в соответствии 
с психологическим полом как результат тендерной социализации. 
В исследовании участвовало 60 не замужних девушек в возрасте от 18 до 26 лет. 
различающиеся по типу поселения (город / село). 

Поставлены следующие гипотезы: 1. Сельские респонденты, в отличие от город-
ских, по психологическому полу будут феминны, чем маскулинны; 2. Представление о 
семейных ролях будет полярно у сельских и городских респондентов. 

За  основу  методических  процедур  автором  взяты  шкала «маскулинности –
фемининности» личностного опросника РР1 формы В, а так же модифицированный оп-
росник «Распределение ролей в семье» (РРС), разработанный отечественными психоло-
гами Ю.Е.Алешиной, Л.Я.Гозман и Е.М.Дубовской. 

В основу опросника РРС положены 7 основных внутрисемейных ролей, наиболее 
полно характеризующих современную семью: 1) воспитание детей; 2) эмоциональный 
климат в семье (роль «психотерапевта»); 3) материальное обеспечение семьи; 4) органи-
зация развлечений; 5) роль «хозяина» – «хозяйки»; 6) сексуальный партнер; 7) организа-
ция  семейной  субкультуры.  По  результатам  опросника  РРС  были  вычислены  средние 
значения по каждой роли (см. рис. 1 и 2). 

Анализ  опросных  листов  показал,  что  поставленная  автором  гипотеза  о  том,  что 
сельские  респонденты,  в  отличие  от  городских,  по  психологическому  полу  будут  фе-
минны, чем маскулинны, подтвердилась. В силу того, что в сельской местности прева-
лирует  более  консервативное  воспитание,  что  связано  с  низким  процентом  матерей-
одиночек (77% опрошенных  из «полных»  семей)  и  соблюдением  общенациональных 
культурных традиций народа Саха. 

Как отметила Егорова А.И. для жителей села характерно склонность выделять ти-
пично феминные качества, в то время как для городских Саха характерно более проме-
жуточное выделение. 

На практике, в ходе опроса, гипотеза №2 показала не столь высокое различие (см. 
рис 1 и 2). Но по таким семейным ролям как воспитание детей, организация семейной 
субкультуры  сельские  респонденты  предписали  большее  влияние  женскому  полу.  В 
свою  очередь,  в  противовес  этому,  группа  городских  респондентов  придерживалось 
мнения о равноправии полов по этим пунктам. 

Следует отметить, что городские респонденты склонны представлять себя в роли 
«кормильца»  семьи.  Предпосылкой  этому,  возможно,  является  более  демократичное 
воспитание, более высокий уровень эмансипации, обилие средств массовой информации 
диктующих моду на независимый в финансовом плане образ жизни. Пример: Self made 
woman (образы, прививаемые современными женскими журналами). 

В силу большего количества матерей-одиночек, женщина в городской среде выну-
ждена  материально  обеспечивать  свою  семью  самостоятельно (50% респондентов  из 
«неполных»  семей).  В  целом  городское  население  отличается  своими  ценностями  ус-
пешности жизни (уровень благосостояния, карьера, уважение окружающих, эгоизм – ка-
чество прививаемые индивидууму рыночной экономикой). 

Показатели  сфер:  эмоциональный  климат  в  семье,  организация  развлечений,  роль 
«хозяина»-«хозяйки», сексуальный партнер в обеих выборках примерно равные, с призна-
нием равноправных отношений, но все же с некоторым доминированием роли женщины. 
По  такой  семейной  роли  как  сексуальный  партнер  городские  респонденты  пред-
ставляют равноправные позиции. Тогда как сельские респонденты хотели бы предоста-
вить эту роль будущим мужьям. 

Таким образом, можно сделать вывод, что представление о семейных ролях в го-
родской выборке будут поделены в равной степени между мужем и женой (эгалитарная 
форма  будущей  семьи).  Немаловажную  роль  в  таком  разделении  играет  психологиче-
ский пол личности. Так, по результатам выявлено, что городские респонденты относят 
себя к андрогинному типу (промежуточное значение между полюсами «маскулинности» 
и «феминности»). Сельские респонденты относятся к более феминному типу. Предпоч-
тение отдается традиционной форме будущей семьи, где мужу и жене отведены опреде-
ленные роли. 
Категория: Психология и педагогика | (13.01.2013)
Просмотров: 236 | Рейтинг: 0.0/0