Главная » Статьи » Психология и педагогика

Проблема метода исследования формирования и развития Образа-Я у школьников


Теоретические предпосылки: Данное исследование было выполнено в рамках цен-
ностно-деятельностной концепции Г.Е.Залесского. В качестве предмета здесь выступают 
ценностно-смысловые образования личности, а метод их исследования реализует основ-
ные принципы деятельностной теории. В основе ценностно-деятельностной концепции 
лежит понятие об особой роли характера ценностно-смысловой ориентировки (ЦСО) в 
формировании и функционировании личностно-смысловых образований (мотивов, убе-
ждений, ориентаций, установок). 

В исследованиях Г.Е.Залесского и его учеников показано, что усваиваемые значе-
ния и осознание их личностного смысла, связано с условием, что усваиваемые учеником 
значения используются в структуре Ц.С.О.(при оценке ситуации, выбора целей и пове-
дения в них). Для реализации предложенного подхода при изучении Образа-Я недоста-
точно ограничится обычными широко применяемыми методиками (опросники, парные 
сравнения  и  т.д.).  Требуется  построение  специального,  достаточно  общего  и  строгого 
метода выделения содержания личностных качеств и оценки уровня их развития, кото-
рый открыл возможность для выделения учащимися личностно-значимых качеств, в свя-
зи с конкретными типами деятельности, в которой осознается их значимость. А так же 
удается  выяснить  мотивационный  момент  этих  качеств (рассматриваются  ли  они  уча-
щимися как личностные ценности, мотивы, способны ли выполнять роль критериев при 
оценке ситуации и выборе поведения в них). 

А из данных положений вытекают следующие принципы построения нашего ис-
следования: 

О необходимости изучения становления Образа-Я в единстве когнитивного и мо-
тивационного компонентов. 

О  необходимости  реализации  в  диагностике  принципа  связи  между  представле-
ниями учащихся о своих качествах, и конкретными видами деятельности, в которых эти 
качества были замечены и выделены как личностно значимые. 

Выбор испытуемых и методики: Для реализации целей и задач данного исследо-
вания нам необходимо было проследить развитие Образа-Я, его когнитивного и мотива-
ционного компонентов. Для этого было проведено исследование методом поперечных 
срезов  на  детях  школьного  возраста.  Исследование  проводилось  в  Лицее№1  им. 
Г.С.Титова М.О., а так же в общеобразовательной школе № 9 г. Рузаевки, в качестве ис-
пытуемых привлекались около 350 учащихся 2–11 классов. 
В качестве конкретных диагностических методик использовались: специально раз-
работанные опросники, направленные на выявление уровней сформированности когни-
тивного компонента Образа-Я; структурированное интервью, основанное на составлен-
ном  предварительно  опроснике;  новый  вариант  Ц.Н.М. (ценностно-нормативная  мето-
дика), позволяющий оценить мотивационную значимость выделяемых качеств Я, а так 
же позволяющий сформулировать критерии выделения уровней сформированности Об-
раза-Я в единстве взаимодействия когнитивного и мотивационного компонентов. 
Приведем полученные экспериментальные данные. 

Выявились преимущества авторского подхода в выделении критериев уровней раз-
вития Образа-Я на основе взаимодействия двух компонентов. Даже учащиеся с высоким 
уровнем  когнитивного  понимания  значимости  выделяемых  личностных  качеств (спо-
собные объяснить, где они применяют называемые качества или намерены применять, 
т.е. видят целевую функцию) не всегда способны осознать их в качестве регуляторов, 
мотивов выбора поведения в конкретных ситуациях. Выяснилось, что приблизительно 
26% учащихся не только называют, но и объясняют свои качества, следовательно, из оп-
росника можно сделать вывод, что у них сформировался Образ-Я, однако лишь 6% уча-
щихся 2–11 классов достигли высшего развития Образа-Я, если использовать Ц.Н.М. 
С данной точки зрения получены данные о возрастных особенностях развития Об-
раза-Я во взаимодействии его когнитивного и мотивационного компонентов. 

Доказана необходимость, для выделения учащимся значимых качеств, использова-
ния не только и не столько «абстрактного» подхода, а предлагать выполнить такую за-
дачу в условиях определенной конкретной деятельности (в нашем случае учащимся бы-
ло предложено выделить качества помогающие и мешающие в К.С.). В результате ис-
следования было выявлено различие между ответами на вопросы о выборе качеств, вне 
какой либо деятельности и в связи с конкретной деятельностью. 

Вместе с тем, целесообразно отличать понятие об уровне сформированности Я (его 
структуре) от понятия уровня развития Я: при наличии двух оснований для выделения 
уровней удаётся выяснить, когда при сформированной структуре личностные качества 
ориентируют на выбор конструктивного и когда деструктивного поведения. В литерату-
ре хотя и различают качества положительные и отрицательные с точки зрения социаль-
ных ожиданий, но с направленностью выбора поведения в большинстве случаев не свя-
зывают; к тому же, полученные при таком подходе данные удаётся оценить не только с 
точки зрения их действенности как мотивационных побудителей, но также, и это осо-
бенно важно, прояснить вопрос их принятии в качестве личностных ценностей, участ-
вующих в Ц.С.О. 

Полученный экспериментальный материал подтверждает возможность и целесооб-
разность распространения ценностно-нормативного метода диагностики (Г.Е.Залесский) 
для изучения особенностей формирования Образа-Я, не только его когнитивного компо-
нента, но так же и мотивационного, их взаимодействия. 
Заключение. 

Полученные данные указывают на важность изучения не только внутренних фак-
торов, но и внешних – как разработки моделей обучения, так и становления и особенно-
стей  функционирования,  групповых  ориентаций,  насколько  они  соответствуют  целям 
обучения. Настала необходимость расширения понятий не только внутренних факторов 
формирования Образа-Я, в скрещении которых формируются как групповые, так и ин-
дивидуальные ориентации. 

Категория: Психология и педагогика | (16.01.2013)
Просмотров: 669 | Рейтинг: 0.0/0