Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Проблема метода исследования формирования и развития Образа-Я у школьников
|
|
Теоретические предпосылки: Данное исследование было выполнено в рамках цен- ностно-деятельностной концепции Г.Е.Залесского. В качестве предмета здесь выступают ценностно-смысловые образования личности, а метод их исследования реализует основ- ные принципы деятельностной теории. В основе ценностно-деятельностной концепции лежит понятие об особой роли характера ценностно-смысловой ориентировки (ЦСО) в формировании и функционировании личностно-смысловых образований (мотивов, убе- ждений, ориентаций, установок). В исследованиях Г.Е.Залесского и его учеников показано, что усваиваемые значе- ния и осознание их личностного смысла, связано с условием, что усваиваемые учеником значения используются в структуре Ц.С.О.(при оценке ситуации, выбора целей и пове- дения в них). Для реализации предложенного подхода при изучении Образа-Я недоста- точно ограничится обычными широко применяемыми методиками (опросники, парные сравнения и т.д.). Требуется построение специального, достаточно общего и строгого метода выделения содержания личностных качеств и оценки уровня их развития, кото- рый открыл возможность для выделения учащимися личностно-значимых качеств, в свя- зи с конкретными типами деятельности, в которой осознается их значимость. А так же удается выяснить мотивационный момент этих качеств (рассматриваются ли они уча- щимися как личностные ценности, мотивы, способны ли выполнять роль критериев при оценке ситуации и выборе поведения в них). А из данных положений вытекают следующие принципы построения нашего ис- следования: О необходимости изучения становления Образа-Я в единстве когнитивного и мо- тивационного компонентов. О необходимости реализации в диагностике принципа связи между представле- ниями учащихся о своих качествах, и конкретными видами деятельности, в которых эти качества были замечены и выделены как личностно значимые. Выбор испытуемых и методики: Для реализации целей и задач данного исследо- вания нам необходимо было проследить развитие Образа-Я, его когнитивного и мотива- ционного компонентов. Для этого было проведено исследование методом поперечных срезов на детях школьного возраста. Исследование проводилось в Лицее№1 им. Г.С.Титова М.О., а так же в общеобразовательной школе № 9 г. Рузаевки, в качестве ис- пытуемых привлекались около 350 учащихся 2–11 классов. В качестве конкретных диагностических методик использовались: специально раз- работанные опросники, направленные на выявление уровней сформированности когни- тивного компонента Образа-Я; структурированное интервью, основанное на составлен- ном предварительно опроснике; новый вариант Ц.Н.М. (ценностно-нормативная мето- дика), позволяющий оценить мотивационную значимость выделяемых качеств Я, а так же позволяющий сформулировать критерии выделения уровней сформированности Об- раза-Я в единстве взаимодействия когнитивного и мотивационного компонентов. Приведем полученные экспериментальные данные. Выявились преимущества авторского подхода в выделении критериев уровней раз- вития Образа-Я на основе взаимодействия двух компонентов. Даже учащиеся с высоким уровнем когнитивного понимания значимости выделяемых личностных качеств (спо- собные объяснить, где они применяют называемые качества или намерены применять, т.е. видят целевую функцию) не всегда способны осознать их в качестве регуляторов, мотивов выбора поведения в конкретных ситуациях. Выяснилось, что приблизительно 26% учащихся не только называют, но и объясняют свои качества, следовательно, из оп- росника можно сделать вывод, что у них сформировался Образ-Я, однако лишь 6% уча- щихся 2–11 классов достигли высшего развития Образа-Я, если использовать Ц.Н.М. С данной точки зрения получены данные о возрастных особенностях развития Об- раза-Я во взаимодействии его когнитивного и мотивационного компонентов. Доказана необходимость, для выделения учащимся значимых качеств, использова- ния не только и не столько «абстрактного» подхода, а предлагать выполнить такую за- дачу в условиях определенной конкретной деятельности (в нашем случае учащимся бы- ло предложено выделить качества помогающие и мешающие в К.С.). В результате ис- следования было выявлено различие между ответами на вопросы о выборе качеств, вне какой либо деятельности и в связи с конкретной деятельностью. Вместе с тем, целесообразно отличать понятие об уровне сформированности Я (его структуре) от понятия уровня развития Я: при наличии двух оснований для выделения уровней удаётся выяснить, когда при сформированной структуре личностные качества ориентируют на выбор конструктивного и когда деструктивного поведения. В литерату- ре хотя и различают качества положительные и отрицательные с точки зрения социаль- ных ожиданий, но с направленностью выбора поведения в большинстве случаев не свя- зывают; к тому же, полученные при таком подходе данные удаётся оценить не только с точки зрения их действенности как мотивационных побудителей, но также, и это осо- бенно важно, прояснить вопрос их принятии в качестве личностных ценностей, участ- вующих в Ц.С.О. Полученный экспериментальный материал подтверждает возможность и целесооб- разность распространения ценностно-нормативного метода диагностики (Г.Е.Залесский) для изучения особенностей формирования Образа-Я, не только его когнитивного компо- нента, но так же и мотивационного, их взаимодействия. Заключение. Полученные данные указывают на важность изучения не только внутренних фак- торов, но и внешних – как разработки моделей обучения, так и становления и особенно- стей функционирования, групповых ориентаций, насколько они соответствуют целям обучения. Настала необходимость расширения понятий не только внутренних факторов формирования Образа-Я, в скрещении которых формируются как групповые, так и ин- дивидуальные ориентации. | |
|
|
Просмотров: 669 | Рейтинг: 0.0/0 |