Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Психологическая подготовка военнослужащих к деятельности в экстремальных условиях
|
|
Проблема развития теории и практики военно-профессиональной подготовки лич- ного состава пограничной службы в современных условиях является одной из актуаль- ных. В настоящее время ведётся активный поиск моделей и технологий обучения раз- личных категорий военнослужащих. В основу военно-педагогического процесса поло- жены концептуальные положения об отношении к военнослужащему не только как к че- ловеку-исполнителю задачи по охране границы, но и как к «человеку-ценности» [4]. Выделение психологической подготовки как самостоятельного элемента всесто- ронней подготовки воинов-пограничников связано с возрастанием роли человеческого фактора, и значительным увеличением нагрузка на психику военнослужащего. Психологическая подготовка — это система мероприятий по формированию у во- еннослужащих состояния психологической готовности к преодолению отрицательного влияния служебно-боевых факторов обстановки и эффективному решению служебно- боевых задач в ходе защиты и охраны границы [2]. Анализ и факты боевых операций в Афганистане, Таджикистане, Чечне свидетель- ствуют об острой необходимости повышения внимания к проблеме психологической подготовки личного состава пограничной службы. Эта подготовка в условиях постоян- ного психологического противоборства становится важнейшим фактором успешного выполнения подразделениями задач в экстремальных условиях обстановки. Экстремальными называются ситуации, которые создают для человека существен- ные объективные и психологические трудности, обязывают его к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обес- печения безопасности. Экстремальные ситуации многочисленны и разнообразны. По степени экстрималь- ности, различают следующие ситуации: • нормальные — обыденные, не представляющие особых трудностей для человека, не содержащие необычных опасностей, требующие обычной активности и завер- шающиеся, как правило, благополучным результатом. • параэкстремальные — близкие к экстремальным ситуации, способные привести к неудачам, вызвать у человека сильное внутреннее напряжение; • экстремальные — характеризующиеся предельным или близким к предельному внутренним напряжением и перенапряжением, испытываемым человеком. Вероят- ность снижения успеха, срыва действий, наступления нежелательных последствий здесь весьма велика; • гиперэкстремальные — вызывающие внутренние нагрузки, зачастую превышаю- щие возможности человека, непереносимые многими людьми, разрушающие обыч- ное поведение и действия, приводящие зачастую к опасным последствиям [1]. Деятельность в экстремальных условиях имеет ряд отличительных особенностей: • наличие профессиональных помех, от которых может исходить реальная угроза жизни и здоровью; • сложный объект деятельности в экстремальных ситуациях, обладающий набором специфических характеристик; • максимальное напряжение психических и физических сил – военнослужащие по- граничных органов, действующие в экстремальных ситуациях, работают порой на пределе человеческих возможностей, сознательно подвергает себя риску, и только в этом случае они могут рассчитывать на успех (поэтому основным способом деятель- ности в экстремальных ситуациях является активное действие); • высокая значимость результатов деятельности, направленность на достижение особого результата (возможные варианты такого результата: спасение людей; обес- печение безопасности личности, общества и государства; поддержание правопорядка в пунктах пропуска; пресечение массовых беспорядков в пограничной зоне; разору- жение и ликвидация незаконных вооруженных формирований, действующих в при- граничной территории, и т.д.). Практика показывает, что система психологической подготовки для достижения операционно–исполнительной психологической готовности носит, как правило, линей- ный характер. Выделяют два формирования психологической готовности: Первый этап — это психологическая подготовка военнослужащих к учебной дея- тельности, а также к действиям в роли специалиста пограничной службы, солдата на по- ле боя. Для этого должна быть сформирована психологическая готовность по преодоле- нию психологических трудностей, которые наверняка встретятся. На втором этапе психологическая подготовка направлена на формирование и по- вышение готовности к уверенным действиям по охране и обороне государственной гра- ницы, выполнению своих служебных обязанностей [3]. Таким образом, целью психологической подготовки, является достижение состояния психологической готовности военнослужащих выдержи- вать и высокие нервно-психические и физические нагрузки в различных условиях ОСД. Психологическая готовность как результат психологической подготовки есть со- стояние предшествующее определенной деятельности, состояние в котором концентри- руются возможности человека.
| |
|
|
Просмотров: 949 | Рейтинг: 0.0/0 |