Главная » Статьи » Психология и педагогика

Психологическая подготовка военнослужащих к деятельности в экстремальных условиях

 
Проблема развития теории и практики военно-профессиональной подготовки лич-
ного состава пограничной службы в современных условиях является одной из актуаль-
ных. В настоящее время ведётся активный поиск моделей и технологий обучения раз-
личных  категорий  военнослужащих.  В  основу  военно-педагогического  процесса  поло-
жены концептуальные положения об отношении к военнослужащему не только как к че-
ловеку-исполнителю задачи по охране границы, но и как к «человеку-ценности» [4]. 
Выделение  психологической  подготовки  как  самостоятельного  элемента  всесто-
ронней  подготовки  воинов-пограничников  связано  с  возрастанием  роли  человеческого 
фактора, и значительным увеличением нагрузка на психику военнослужащего. 

Психологическая подготовка — это система мероприятий по формированию у во-
еннослужащих  состояния  психологической готовности  к  преодолению  отрицательного 
влияния  служебно-боевых  факторов  обстановки  и  эффективному  решению  служебно-
боевых задач в ходе защиты и охраны границы [2]. 

Анализ и факты боевых операций в Афганистане, Таджикистане, Чечне свидетель-
ствуют  об  острой  необходимости  повышения  внимания  к  проблеме  психологической 
подготовки личного состава пограничной службы. Эта подготовка в условиях постоян-
ного  психологического  противоборства  становится  важнейшим  фактором  успешного 
выполнения подразделениями задач в экстремальных условиях обстановки. 

Экстремальными называются ситуации, которые создают для человека существен-
ные объективные и психологические трудности, обязывают его к полному напряжению 
сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обес-
печения безопасности. 

Экстремальные ситуации многочисленны и разнообразны. По степени экстрималь-
ности, различают следующие ситуации: 

•  нормальные — обыденные, не представляющие особых трудностей для человека, 
не  содержащие  необычных  опасностей,  требующие  обычной  активности  и  завер-
шающиеся, как правило, благополучным результатом. 

•  параэкстремальные — близкие к экстремальным ситуации, способные привести к 
неудачам, вызвать у человека сильное внутреннее напряжение; 

•  экстремальные — характеризующиеся  предельным  или  близким  к  предельному 
внутренним  напряжением  и  перенапряжением,  испытываемым  человеком.  Вероят-
ность  снижения  успеха,  срыва  действий,  наступления  нежелательных  последствий 
здесь весьма велика; 

•  гиперэкстремальные — вызывающие  внутренние  нагрузки,  зачастую  превышаю-
щие возможности человека, непереносимые многими людьми, разрушающие обыч-
ное поведение и действия, приводящие зачастую к опасным последствиям [1]. 

Деятельность в экстремальных условиях имеет ряд отличительных особенностей: 

•  наличие  профессиональных  помех,  от  которых  может  исходить  реальная  угроза 
жизни и здоровью; 

•  сложный объект деятельности в экстремальных ситуациях, обладающий набором 
специфических характеристик; 

•  максимальное напряжение психических и физических сил – военнослужащие по-
граничных  органов,  действующие  в  экстремальных  ситуациях,  работают  порой  на 
пределе человеческих возможностей, сознательно подвергает себя риску, и только в 
этом случае они могут рассчитывать на успех (поэтому основным способом деятель-
ности в экстремальных ситуациях является активное действие); 

•  высокая  значимость  результатов  деятельности,  направленность  на  достижение 
особого результата (возможные варианты такого результата: спасение людей; обес-
печение безопасности личности, общества и государства; поддержание правопорядка 
в пунктах пропуска; пресечение массовых беспорядков в пограничной зоне; разору-
жение и ликвидация незаконных вооруженных формирований, действующих в при-
граничной территории, и т.д.). 

Практика  показывает,  что  система  психологической  подготовки  для  достижения 
операционно–исполнительной психологической готовности носит, как правило, линей-
ный характер. Выделяют два формирования психологической готовности: 
Первый этап — это психологическая подготовка военнослужащих к учебной дея-
тельности, а также к действиям в роли специалиста пограничной службы, солдата на по-
ле боя. Для этого должна быть сформирована психологическая готовность по преодоле-
нию психологических трудностей, которые наверняка встретятся. 

На втором этапе психологическая подготовка направлена на формирование и по-
вышение готовности к уверенным действиям по охране и обороне государственной гра-
ницы, выполнению своих служебных обязанностей [3]. 

Таким  образом,  целью  психологической  подготовки,  является 
достижение  состояния  психологической  готовности  военнослужащих  выдержи-
вать и высокие нервно-психические и физические нагрузки в различных условиях ОСД. 
Психологическая  готовность  как  результат  психологической  подготовки  есть  со-
стояние предшествующее определенной деятельности, состояние в котором концентри-
руются возможности человека. 
Категория: Психология и педагогика | (22.01.2013)
Просмотров: 949 | Рейтинг: 0.0/0