Главная » Статьи » Работа и карьера

Лидерские стили

Лидерские стили
В истории изучения проблемы лидерства довольно часто исследо-
ватели обращались к понятию стиля как наиболее устойчивой характеристики
лидера (проявляющейся в его поведении, установках, направленности). Одно из
самых ранних упоминаний — 1935 год, когда было обнаружено три стиля у лиде-
ров-дошкольников:

1) инструментальный (вовлекающий других детей в конструктивные игры);

2) социальный (нацеленный на сотрудничество);

3) «гангстерский» (лидер добивался личных целей с помощью силы и подчерк-
нутого неуважения к другим (Stogdill R. M., 1948)).

Позднее, изучая работу воспитателя детей, Курт Левин обнаружил три лидер-
ских стиля (на основании распределения власти между лидером и последовате-
лями), которые впоследствии стали классическими:

1) авторитарный (с единоличным захватом власти);

2) демократический (с делегированием власти своим подопечным);

3) либеральный, или невмешивающийся (при этом лидером становится либо
другой член группы, либо группа распадается).

136 Глава 3. Современные тенденции в изучении лидерства
Хотим обратить внимание, что выделенные стили были результатом наблюдений
за детьми и их воспитателями! Тем не менее на долгие годы эта классификация сти-
лей считалась единственно возможной, даже когда речь шла о менеджере или о пре-
зиденте страны! Видимо, столь велик был авторитет имени Курта Левина!
Хотя параллельно существовала и другая тенденция — в организационной
психологии не прекращался поиск других стилей.

Так, до сих пор очень распространенными являются две классификации сти-
лей — Университета Огайо (инициативная структура и доброжелательность)
и Ф. Фидлера (ориентация на задачу и ориентация на взаимоотношения).

Также популярны и пять лидерских стилей из «менеджерской решетки»
Р. Блейка и Дж. Моутон на основании двух переменных (заботы о людях и заботы
о производстве, продуктивности): «страх перед бедностью», «загородный клуб»,
«власть–подчинение», «организационное управление», «командное управление».
Принято также разделять инструментальный и экспрессивный стили лиде-
ров (первый свойствен мужчинам, а второй — женщинам, см. следующую главу).
Если подводить итог, в настоящее время в зарубежной организационной
психологии наиболее распространенными считаются шесть стилей поведения
лидера, которые отражают разные аспекты этого поведения и не обязательно
сводятся к дихотомии «инструментальный–экспрессивный» (или деловой–
эмоциональный):

1) ориентированный на задачу, или деловой;

2) ориентированный на взаимоотношения, или межличностный;

3) авторитарный;

4) демократический;

5) структурирующий (директивный);

6) коллаборативный, или основанный на сотрудничестве с работником (Cann A.,
Siegfried D., 1990; Еagly A. H., Johnson B. T., 1990).

Поскольку для каждого из приведенных стилей существует специально разрабо-
танная методика и за каждым из них стоит определенная теория или концепция (см.
главу 2) и поскольку содержательно они отличаются друг от друга (специальные ис-
следования это показали!), неправомерно сокращать это количество (к примеру,
иногда в литературе понятия стиля, ориентированного на задачу, и авторитарного
стиля употребляются в качестве синонимов) — подобное упрощение приводит к со-
держательной, смысловой потере! Мы приводим в приложении методику изучения
лидерских стилей Р. Бейлза—Ц. Шнейера (в нашей модификации).

Обращаем внимание на существование классификации стилей отечественного
психолога А. А. Ершова, которая имплицитно присутствует в его методике ориен-
тации руководителя:

u на дело;

u на психологический климат;

u на себя;

u на официальную субординацию (цит. по: Волков И. П., 1989).

Важным моментом, на наш взгляд, является то, что конкретный лидер (или
менеджер) может использовать не один стиль, а все четыре — в зависимости от
Феноменология лидерологии на современном этапе 137
ситуации и выраженности той или иной направленности. Выделение же ориента-
ции на себя и на официальную субординацию в ситуации, когда лидер или менед-
жер принимает решение, более точно отражает реальность, чем некоторые зару-
бежные классификации.

Мы приводим в приложении и эту методику, очень хорошо себя зарекомендо-
вавшую и как исследовательский, и как тренинговый инструмент.

Наша классификация моделей лидерского поведения на первый взгляд то-
же может быть причислена к стилевым. Однако, как нам кажется, она охваты-
вает более широкий спектр лидерских характеристик (в том числе и личност-
ных), в ней содержится указание на способ достижения лидерского статуса.
И поскольку ее можно назвать гендерной (так как она учитывает половую
и гендерную принадлежность претендентов на лидерство), мы ее рассмотрим
в следующей главе.

Категория: Работа и карьера | (28.01.2013)
Просмотров: 1204 | Рейтинг: 0.0/0