Главная » Статьи » Психология и педагогика

Развитие группы по К. Роджерсу

Основные составляющие групповой ситуации по Роджерсу:

УЧАСТНИКИ ОСМАТРИВАЮТСЯ. После объявления ведущего относительно того, что никто не будет организовывать деятельность группы в каком-либо направлении, наступает период внутренней растерянности, неловкого ' молчания, вежливого поверхностного общения. Смущение и фрустрация естественны. Особенно удивляет отсутствие связанности между участниками.

СОПРОТИВЛЕНИЕ РАСКРЫТИЮ ЛИЧНОСТИ. Уже в период осматривания некоторые раскрываются со стороны личностных установок.

ОПИСАНИЕ ПРОШЛЫХ ЧУВСТВ. Несмотря на недостаток доверия в группе и риск раскрыть себя, чувства начинают выражаться в дискуссии довольно часто. Но они в основном касаются людей и событий внегрупповых. То есть "там и тогда". 

ВЫРАЖЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ. Первое выражение негативных чувств к членам группы или групповому лидеру. Часто предпринимаются нападки на ведущего за то, что он не руководит, по мнению участников, должным образом.
В качестве причин первичного проявления негативных чувств как переживаний "здесь и теперь" Роджерс выделяет следующее: 

а) это один из лучших способов проверить степень действительного доверия и свободы в группе; 

б)позитивные чувства труднее выражать, чем негативные.

ВЫРАЖЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМОГО МАТЕРИЛА. Члены группы начинают понимать, что находятся в своей группе. Все убедились, что выражение отрицательного отношения не привело к катастрофе и что каждый может изменить группу. Начинает развиваться климат доверия.

ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ, ВОЗНИКАЮЩИХ НЕПОСРЕДСТВЕННО В ГРУППЕ. В растущей атмосфере доверия члены группы выражают возникающие чувства к другим членам. Характерны следующие высказывания: "Я чувствую угрозу в вашем молчании", "Я сразу почувствовал к вам антипатию", "Вы для меня, как луч света" и т.п.

РАЗВИТИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ В ГРУППЕ. При достаточно интенсивном групповом общении, члены группы естественно и спонтанно начинают отзываться на переживания других. Это обладает облегчающим и лечебным действием.

ПРИНЯТИЕ СЕБЯ И НАЧАЛО ИЗМЕНЕНИЯ. Член группы учится принимать себя и быть собой. Он становиться ближе к собственным чувствам и более открыт изменениям. 

ЛОМКА ФАСАДОВ. У членов группы возрастает нетерпимость в отношении сохранения участниками прежних масок.

ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. В процессе группового общения участники за короткое время получают достаточно много сведений как их воспринимают окружающие. Обратная связь представлена не в виде оценок и ярлыков, а в виде чувств.

КОНФРОНТАЦИЯ. В процессе получения обратной связи индивид сталкивается с другим лицом к лицу. Такие конфронтации могут быть позитивными, но чаще носят негативный характер.

ВЗАИМОПОМОЩЬ ВНЕ ГРУППОВЫХ СЕССИЙ. Оказание помощи, поддержка друг друга во внегрупповых контактах являются важным аспектом группового опыта. Особенно это важно, когда поддержка оказывается в период раскрытия эмоциональных проблем, тщательно скрывается.

ОСНОВНОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ. В группе индивиды вступают в более близкий непосредственный контакт, чем в повседневной жизни. 

ВЫРАЖЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЧУВСТВ И БЛИЗОСТИ. По мере развития группового процесса возрастает чувство теплоты, групповой общности, доверия. Эти чувства возникают не только из положительных установок, но и из
внутригруппового взаимодействия.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ГРУППЕ. Участники проявляют в отношении друг друга понимание и заботу.
рее представляют поведенческие изменения, которые возникают вне группы. Вот некоторые из них: "Я стал более открытым, непосредственным", "Я с большей готовностью допускаю свое незнание", "Стал более терпимым", "Мне хочется помогать другим".

НЕДОСТАТКИ, РАЗОЧАРОВАНИЯ, РИСК. "Группы встреч" оказывают положительное воздействие на большинство участников. Это сильное лекарство. Но, как и каждое сильное лекарство, положительное действие групп имеет свои пределы. Основным недостатком групп-интенсивного общения есть то, что достигнутый эффект не постоянен. При прекращении групповых сессий возможен возврат к прежнему состоянию. 



Категория: Психология и педагогика | (14.11.2013)
Просмотров: 816 | Рейтинг: 0.0/0