Развитие способностей ребенка - Психология и педагогика - Каталог статей - Психология | Социальная педагогика | Психоанализ
Главная » Статьи » Психология и педагогика

Развитие способностей ребенка

Способности детей- как их обнаружить? 

В процессе становления цивилизации XXI века происходит глубинная трансформация всех форм человеческого существования. Одной из важных задач гражданского общества, основной ценностью которого является человек, становится его всестороннее развитие с учетом индивидуальных особенностей. Анализ понятия "способности" развитие в современной педагогической науки направлен на дифференциацию обучения. Целью дифференцированного обучения является содействие формированию индивидуальности каждого ребенка через выявление и развитие способностей, на основе природных задатков. 

В связи с этим перед педагогической наукой возникают все новые и новые вопросы, требующие рассмотрения. Один из таких вопросов - это выявление задатков, способностей ребенка как условия эффективности профильного обучения. 

Проблема определения и выявления способностей - вечный предмет дискуссий. Она неоднозначна и многогранна. Существует множество научно - теоретических подходов и каждая теория, соответственно, базируется на своем определении понятия "способности". Современная психологическая наука исходит из тех позиций, что каждый человек от природы имеет задатки к определенному виду деятельности. Определяющую роль в процессе развития способностей, на основе задатков, играет среда, общество. К тому же чрезвычайно важны в развитии способностей играют волевые усилия личности. В общием включают те способности, которые определяют успехи людей в разных видах деятельности, например, развитая память, внимание, развитие мелкой моторики руки и другие. Специальные же способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы особые задатки и их развитие. К таким способностям можно отнести технические, математические, лингвистические, художественные и спортивные. Специальные способности органически связаны с общими. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы особые склонности и их развитие. К таким способностям можно отнести технические, математические, лингвистические, художественные и спортивные. 

Специальные способности органически связаны с общими. Каждая способность имеет свою структуру. Например, для математических способностей необходимо развитие таких свойств: - умение анализировать, синтезировать, обобщать; - гибкость мышления; - легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей. 

Способности ребенка базируются на природных задатках, наклонах, однако перерастают в одаренность только в случае кропотливой работы. Одаренность не может развиваться в условиях застоя. Развитие, процесс постоянного движение, который способен помочь в формировании одаренности. Иначе она погаснет. 

Ученые наметили основные направления работы, направленной на развитие одаренных детей. 

Психосоциальная сфера 

1. Формировать мотив, направленный на процесс познания 

2. Формировать самостоятельность, умение принимать решения 

3. Необходимые навыки социальной автономности 

4. Развивать настойчивость в решении задач 

5. Воспитывать потребность в доведении продукта деятельности с высокими требованиями 

6. Развитие лидерских качеств 

7. Учитывать склонность к конкурентным формам взаимодействия 

8. Формировать чувство юмора 

9. Развивать способность понимать других 

-Мотивы их деятельности: 

-Особенности других людей 

-Терпимость к критике 

-Чувствительность к моральным проблемам 

10. Развивать готовность делиться идеями 

11. Формировать уверенность в своих силах 

Сфера познавательного развития 

1. Развивать умение мыслить нестандартно, оригинально стимулировать изобретательность 

2. Формировать способность находить альтернативные пути решения 

3. Формировать способность прогнозировать, предвидеть результат, последствия 

4. Развивать стремление проверять новые идеи 

5. Формировать большой словарный запас 

6. Обучать умению излагать свое мнение 

7. Развивать память (оперативную, долговременную) 

8. Развивать внимание, способности концентрироваться 

9. Развивать признаков творческого мышления: скорость, гибкость, оригинальность, точность 

10. Формировать способность оперировать абстрактными понятиями 

11. Формировать умение делать выводы и обобщения 

12. Развивать наблюдательность, желание анализировать события 

13. Стимулировать естественную любознательность ребенка 

Особенности организации учебной деятельности одаренных детей 

1. Направленность обучения на формирование способности мыслить. Еще великий Кант отмечал, что учить надо не мыслям, а мышлению. 

2. Организовать педагогическую деятельность с учетом сенситивных периодов - периодов развития наиболее благоприятных для усвоения социального опыта. Учитывать в деятельности то, что ребенок родился уже с генетическим желанием познать окружающий мир. 

3. Направленность на ребенка. Основное в педагогической деятельности не взрослый с его программами и планами, а ребенок с его индивидуальными особенностями, интересами и потребностями.

4. Использовать такую ​​форму работы как "исследовательское обучение". При организации исследовательского обучения, учитывать специфику, ориентироваться на следующие основные требования: 

Выбор темы

- Тема должна быть интересной для ребенка, захватывать ее 
- Тема должна быть достижимой и решение проблемы должно приносить реальную пользу участникам исследовательской работы 
- Тема должна быть оригинальной. Исследовательская работа дело серьезное и требует сосредоточенности, кропотливого труда. Она не терпит спешки. Важно научить учащихся собирать материал, искать источники информации. 
- Что нам известно - спросим взрослых - посмотрим книги - посмотрим телепередачи - обратимся к компьютеру - понаблюдаем - проведем эксперимент. Самое сложное на данном этапе - это процесс фиксации информации, но и его можно сделать интересным и увлекательным. Например, завести специальные папки с отметками в виде рисунков, схем, иероглифов, понятных автору. При помощи фломастеров, карандашей, ручек на листах бумаги можно чертить опорные схемы и хранить их до конца исследования. 

Обобщение полученных результатов. 

Необходимость в выделении основного, отделении второстепенного - сложная задача и требует помощи учителя. 

Результат работы должен быть вынесен на обсуждение. 

Помнить, что когда учишь других - учишься сам.

С педагогической точки зрения мы имеем как минимум два результата такой работы. Во - первых, непосредственно работа и во - вторых, бесценный опыт ученика самостоятельной, творческой работы. Пользуйтесь такими достопримечательностями: 1. Будьте творческим. 2. Не сдерживайте инициативу. 3. Поддерживайте самостоятельность, старайтесь избегать прямых инструкций. 4. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам или научиться делать. Ведь именно это является главным результатом. 5. Не выносите оценочные суждения.
Категория: Психология и педагогика | (11.02.2013)
Просмотров: 192 | Рейтинг: 0.0/0