РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ - Психология и педагогика - Каталог статей - Психология | Социальная педагогика | Психоанализ
Главная » Статьи » Психология и педагогика

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ
ПОТРЕБНОСТЯМИ
В современной ситуации остро стал вопрос о социально-педагогичес-
кой помощи детям с особыми потребностями, так как численность заболе-
ваний, которые нередко приводят к детской инвалидности, в Украине воз-
росла на 19,2 % [1,с. 109]. По данным Министерства труда и социальной по-
литики около 1 % детей страдают от врожденных дефектов физического и
умственного развития, что составляет 153 тысячи человек [6, с. 6]. Это про-
исходит вследствие нестабильности социально-экономических процессов,
а также неблагоприятной демографической ситуации, которая сложилась в
нашей стране.
Созданная в Украине система социальной помощи на протяжении многих
лет сводилась к определенному материальному обеспечению и предоставле-
нию медицинских услуг. Наряду с этим большинство инвалидов, имея ограни-
чения в передвижении, были  изолированы от  окружающего мира [5, с. 8].
В отечественной практике накоплен позитивный опыт психолого-педа-
гогической работы с детьми данной категории. Что касается социально-пе-
дагогической работы, то данное направление является сравнительно новым.
 Рассматривая содержание социально-педагогической работы с деть-
ми с особыми потребностями, необходимо учитывать, что оно определяет-
ся особенностями конкретного региона и диктуется функционированием раз-
личных учреждений по работе с  данной категорией детей, динамикой инва-
лидности [2, с. 215]. Исходя из этого, в данной статье мы рассмотрим  систе-
му организации работы социальных служб и школ Старобельского района
Луганской области, где уровень детской инвалидности составляет  12,4% [8,
с. 129].
Цель работы — анализ системы социальных служб и школ г. Старо-
бельска Луганской области по работе с детьми с особыми потребностями в
современных условиях.
В Старобельске на сегодняшний день существует сеть учреждений, од-
ним из направлений деятельности которых является социально-педагогичес-
кая работа с детьми с особыми потребностями. Примером осуществляе-
мой работы могут послужить следующие организации: Центр социальных
служб для семьи детей и молодежи (РЦСССДМ), Старобельская общеобра-
зовательная школа ІІ—ІІІ ступеней № 4, отделение медико-социально-педа-
гогической реабилитации детей-инвалидов, профилактики заболеваний и пре-
дотвращения инвалидности у детей до 16 лет, Старобельская межрайонная
медико-социальная комиссия, Общество глухих и общественная организа-
ция инвалидов «Виктория».
В работе РЦСССДМ особое внимание уделяется социальной поддержке
детей и молодежи с особыми потребностями, творческому развитию детей. С
этой целью предусмотрены такие виды работы: клубы общения, игротеки,
смотры художественной самодеятельности, районные выставки работ детей
с особыми потребностями, приобщение их к участию в общественных меро-
приятиях,  оздоровление в летних лагерях, проведение анкетирования роди-
телей и ребенка  с целью выявления его увлечений и потребностей, благотво-
рительные акции. Проводится ежемесячная викторина «Почта связи» для де-
тей с ограниченными возможностями, которые по состоянию здоровья обу-
чаются на дому. На каждого ребенка составляется индивидуальная карта.
Так, дети и молодежь с особыми потребностями Старобельского райо-
на каждый год принимают участие в литературном конкурсе для детей и мо-
лодежи с особыми потребностями «Натхнення», фестивале творчества
«Через терени до зірок», конкурсе изобразительного и декоративно-приклад-
ного искусства  «Світ твоїх мрій» и др.
Центр оказывает помощь в издании книг талантливых авторов. Литера-
турные произведения детей и молодежи с особыми потребностями  Старо-
бельского района включены в книги «Завойоване щастя», «Натхнення», ли-
тературно-художественный альманах «Вітрила надій». Печатаются заметки
в местных средствах массовой информации.
Детям с особыми потребностями и их семьям предоставляется инфор-
мационная, правовая, социально-педагогическая, психологическая и другие
виды социальной помощи.
Целью социально-педагогической работы Старобельской ООШ № 4 с
детьми с особыми потребностями является обеспечение им полноценных
условий жизни. Основными диагностическими и психокоррекционными мето-
дами, которые использует школа в работе с данной категорией детей, явля-
ются беседа, интервью, наблюдение, тренинг, арттерапия, музыкотерапия.
В школе проводится работа по включению этих детей в сферу общения:
привлечение к участию в школьных мероприятиях, посильной трудовой дея-
тельности, организация школьных выставок работ детей с особыми потреб-
ностями, вечера общения, кружки художественного творчества. Осуществ-
ляется социальный патронаж семей, дети которых обучаются на дому вслед-
ствие неспособности самостоятельно передвигаться.
Большое значение в деятельности с детьми с особыми потребностями
отводится волонтерской работе. Волонтерский отряд «Радушие» помогает
поддерживать контакты ученика и школы, налаживать межличностные отно-
шения со сверстниками.
Одним из важных направлений работы социальной службы школы явля-
ется формирование в микрорайоне и школе здорового общественного мне-
ния по отношению к детям с особыми потребностями, воспитания правиль-
ного отношения других детей к ним как полноценным членам коллектива.
Среди учреждений, которые непосредственно работают с детьми с осо-
быми потребностями и главным направлением которых является реабили-
тация детей данной категории, особого внимания заслуживает отделение ме-
дико-социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов, профилак-
тики заболеваний и предотвращения инвалидности у детей до 16 лет (далее
— отделение).
Отделение создано на базе Управления труда и социальной защиты на-
селения г. Старобельска и является структурным подразделением террито-
риального центра социального обслуживания пенсионеров.
Целью деятельности отделения является предоставление детям и под-
росткам, которые имеют отклонения в умственном и физическом развитии,
комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи, обес-
печение максимально полной и своевременной их адаптации к жизни в об-
ществе, обучения и труда.
В отделении действует программа реабилитации детей с особыми по-
требностями «Шаг за шагом!». Целью данной программы является оказа-
ние детям и подросткам, имеющим отклонения в умственном и физическом
развитии, квалифицированной медико-социальной и психолого-педагогичес-
кой помощи.
Содержание программы включает в себя:
1) обслуживание детей с недостатками в физическом и интеллектуаль-
ном развитии специалистами отделения;
2) ведение культурно-массовой работы;
3) санитарно-просветительскую работу;
4) социальный патронаж семей;
5) педагогическую помощь неорганизованным детям с особыми потреб-
ностями;
6) осуществление медико-социальной реабилитации детей, не являю-
щихся инвалидами, но имеющих на момент реабилитации последствия пато-
логических процессов, которые могут быть устранены или облегчены воз-
действием комплекса мероприятий, применяемых в отделении;
7) медикаментозное и физиотерапевтическое лечение;
8) психотерапию.
В соответствии с программой реабилитации детей с особыми потреб-
ностями «Шаг за шагом!» составляется индивидуальная программа реаби-
литационных мероприятий на каждого ребенка.
Программа реабилитации предусматривает не только способствование
развитию ребенка, но и приобретение родителями специальных знаний, пси-
хологическую поддержку семьи, помощь семье в обеспечении возможности
отдохнуть, восстановить силы, установление отношений партнерства в реа-
билитации детей с особыми потребностями. Наличие междисциплинарной ко-
манды специалистов обеспечивает проведение реабилитационных мероп-
риятий в пределах одного учреждения.
Среди мероприятий, которые включаются в индивидуальную програм-
му реабилитации ребенка, отделение рекомендует санаторно-курортное ле-
чение. По данным Центра социальных служб для семьи детей и молодежи, в
2005 году было оздоровлено 74 ребенка с особыми потребностями, 4 из них
– в МДЦ «Артек» (победители конкурса «Світ твоїх мрій»).
Таким образом, отделение отражает медико-социальный аспект реаби-
литации детей с особыми потребностями.
Старобельская межрайонная медико-социальная комиссия оказывает
помощь в получении  детьми с особыми потребностями профессионального
образования. Благодаря ее сотрудничеству с областным отделением Фонда
социальной защиты инвалидов за 2003 – 2005 гг. из Старобельского района
в высшие учебные заведения области поступило 27 детей данной категории
(2003 г. – 9 чел., 2004 г. – 9 чел., 2005 г. – 9 чел.).
Работа Общества глухих и общественной организации инвалидов «Вик-
тория» направлена на оказание помощи и поддержки молодежи с особыми
потребностями и является следующим шагом в их реабилитации. Но в про-
водимых культурно-массовых мероприятиях, культурно-просветительской де-
ятельности могут принимать участие и дети.
Характерным является то, что социальные службы, с одной стороны,
взаимодействуют между собой с целью эффективной адаптации детей с
особыми потребностями в обществе, а с другой стороны, существует такой
факт, как отсутствие единых статистических данных.
Так, по данным Детской консультации г. Старобельска, в 2003 г. в Ста-
робельском районе зарегистрировано 124 ребенка с особыми потребнос-
тями, в 2004 г. – 139, в 2005 г. – 152.
По   данным    Управления    труда   и  социальной  защиты   населения,   в
2003 г. зарегистрировано 157 детей с особыми потребностями, в 2004 г. –
136, в 2005 г. – 167.
И  по  данным  Центра  социальных  служб  для  семьи, детей и молодежи
в  2004 г. зарегистрировано 146 детей  с особыми потребностями, а в 2005 г.
– 140.
Все сказанное выше позволяет сделать следующие выводы:
1. Система социальных служб и школ г. Старобельска Луганской облас-
ти  является административно сформированной, охватывает основные на-
правления работы с детьми с особыми потребностями, но при этом имеет
дефекты функциональной организации работы.
2. В г. Старобельске отработаны и внедрены в практику такие основные
направления работы с детьми с особыми потребностями: медико-социальный
аспект, помощь в получении профессионального образования, культурно-про-
светительская и культурно-массовая работа, социальный патронаж.
3. Медико-социальное направление – наиболее распространенный вид
работы с данной категорией детей, но наличие финансовых и технических
проблем сказывается на качестве работы учреждений города в этом на-
правлении.
4.  Проблема получения детьми с особыми потребностями профессио-
нального образования заключается в ограниченности бюджетных мест, ко-
торые распределяет областное отделение Фонда социальной защиты инва-
лидов.
5. Недостатком работы служб является невозможность оказания свое-
временной социально-педагогической помощи многим детям с особыми по-
требностями района, обусловленная наличием финансовых и технических
проблем, отсутствием социальных служб в отдаленных населенных пунктах
района, недостаточным координированием деятельности с учреждениями
охраны здоровья, а также отсутствием узкоспециализированных социальных
педагогов по работе с детьми с особыми потребностями различных катего-
рий.
Литература
1. Бутенко А. В. Исследование особенностей развития личности у де-
тей с глубокими нарушениями зрения // Практическая психология и социальная
работа. —  2003. —  № 2—3.
2. Капська А. Й. Соціальна педагогіка: Підручник. – К., 2003.
3. Положення про відділення медико-соціально-педагогічної реабілі-
тації дітей-інвалідів, профілактики захворювань та запобігання  інвалідності
у дітей до 16 років. – Розпорядження голови райдержадміністрації Старо-
більська  №  206 від  12.05.2004.
4. Соціалізація молоді з особливими потребами. – Старобільськ:
СЦССМ, 2001.
5.Социальная   реабилитация  молодежи с ограниченной дееспособ-
ностью   / Под   общ.   ред. С.В. Толстоуховой,  И. М. Пинчук. – К.:  УДЦССМ,
2000.
6. Соціальна робота з дітьми та молоддю з особливими потребами //
Соц. робота в Україні: теорія  і практика. —  2003. — № 4.
7. Соціально-педагогічна робота з дітьми та молоддю з функціональ-
ними обмеженнями: Навч.-метод. посібник для соц. працівників і соц. педа-
гогів / За ред. проф. А.Й. Капської. – К.: ДЦССМ, 2003.
8. Цукренко В. Опыт социально-педагогической работы с детьми с осо-
быми потребностями // Науковий пошук молодих дослідників. – Луганськ, 2005.
– С. 129—135.

Категория: Психология и педагогика | (21.11.2012)
Просмотров: 386 | Рейтинг: 0.0/0