Главная » Статьи » Психология и педагогика |
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
|
|
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В современной ситуации остро стал вопрос о социально-педагогичес- кой помощи детям с особыми потребностями, так как численность заболе- ваний, которые нередко приводят к детской инвалидности, в Украине воз- росла на 19,2 % [1,с. 109]. По данным Министерства труда и социальной по- литики около 1 % детей страдают от врожденных дефектов физического и умственного развития, что составляет 153 тысячи человек [6, с. 6]. Это про- исходит вследствие нестабильности социально-экономических процессов, а также неблагоприятной демографической ситуации, которая сложилась в нашей стране. Созданная в Украине система социальной помощи на протяжении многих лет сводилась к определенному материальному обеспечению и предоставле- нию медицинских услуг. Наряду с этим большинство инвалидов, имея ограни- чения в передвижении, были изолированы от окружающего мира [5, с. 8]. В отечественной практике накоплен позитивный опыт психолого-педа- гогической работы с детьми данной категории. Что касается социально-пе- дагогической работы, то данное направление является сравнительно новым. Рассматривая содержание социально-педагогической работы с деть- ми с особыми потребностями, необходимо учитывать, что оно определяет- ся особенностями конкретного региона и диктуется функционированием раз- личных учреждений по работе с данной категорией детей, динамикой инва- лидности [2, с. 215]. Исходя из этого, в данной статье мы рассмотрим систе- му организации работы социальных служб и школ Старобельского района Луганской области, где уровень детской инвалидности составляет 12,4% [8, с. 129]. Цель работы — анализ системы социальных служб и школ г. Старо- бельска Луганской области по работе с детьми с особыми потребностями в современных условиях. В Старобельске на сегодняшний день существует сеть учреждений, од- ним из направлений деятельности которых является социально-педагогичес- кая работа с детьми с особыми потребностями. Примером осуществляе- мой работы могут послужить следующие организации: Центр социальных служб для семьи детей и молодежи (РЦСССДМ), Старобельская общеобра- зовательная школа ІІ—ІІІ ступеней № 4, отделение медико-социально-педа- гогической реабилитации детей-инвалидов, профилактики заболеваний и пре- дотвращения инвалидности у детей до 16 лет, Старобельская межрайонная медико-социальная комиссия, Общество глухих и общественная организа- ция инвалидов «Виктория». В работе РЦСССДМ особое внимание уделяется социальной поддержке детей и молодежи с особыми потребностями, творческому развитию детей. С этой целью предусмотрены такие виды работы: клубы общения, игротеки, смотры художественной самодеятельности, районные выставки работ детей с особыми потребностями, приобщение их к участию в общественных меро- приятиях, оздоровление в летних лагерях, проведение анкетирования роди- телей и ребенка с целью выявления его увлечений и потребностей, благотво- рительные акции. Проводится ежемесячная викторина «Почта связи» для де- тей с ограниченными возможностями, которые по состоянию здоровья обу- чаются на дому. На каждого ребенка составляется индивидуальная карта. Так, дети и молодежь с особыми потребностями Старобельского райо- на каждый год принимают участие в литературном конкурсе для детей и мо- лодежи с особыми потребностями «Натхнення», фестивале творчества «Через терени до зірок», конкурсе изобразительного и декоративно-приклад- ного искусства «Світ твоїх мрій» и др. Центр оказывает помощь в издании книг талантливых авторов. Литера- турные произведения детей и молодежи с особыми потребностями Старо- бельского района включены в книги «Завойоване щастя», «Натхнення», ли- тературно-художественный альманах «Вітрила надій». Печатаются заметки в местных средствах массовой информации. Детям с особыми потребностями и их семьям предоставляется инфор- мационная, правовая, социально-педагогическая, психологическая и другие виды социальной помощи. Целью социально-педагогической работы Старобельской ООШ № 4 с детьми с особыми потребностями является обеспечение им полноценных условий жизни. Основными диагностическими и психокоррекционными мето- дами, которые использует школа в работе с данной категорией детей, явля- ются беседа, интервью, наблюдение, тренинг, арттерапия, музыкотерапия. В школе проводится работа по включению этих детей в сферу общения: привлечение к участию в школьных мероприятиях, посильной трудовой дея- тельности, организация школьных выставок работ детей с особыми потреб- ностями, вечера общения, кружки художественного творчества. Осуществ- ляется социальный патронаж семей, дети которых обучаются на дому вслед- ствие неспособности самостоятельно передвигаться. Большое значение в деятельности с детьми с особыми потребностями отводится волонтерской работе. Волонтерский отряд «Радушие» помогает поддерживать контакты ученика и школы, налаживать межличностные отно- шения со сверстниками. Одним из важных направлений работы социальной службы школы явля- ется формирование в микрорайоне и школе здорового общественного мне- ния по отношению к детям с особыми потребностями, воспитания правиль- ного отношения других детей к ним как полноценным членам коллектива. Среди учреждений, которые непосредственно работают с детьми с осо- быми потребностями и главным направлением которых является реабили- тация детей данной категории, особого внимания заслуживает отделение ме- дико-социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов, профилак- тики заболеваний и предотвращения инвалидности у детей до 16 лет (далее — отделение). Отделение создано на базе Управления труда и социальной защиты на- селения г. Старобельска и является структурным подразделением террито- риального центра социального обслуживания пенсионеров. Целью деятельности отделения является предоставление детям и под- росткам, которые имеют отклонения в умственном и физическом развитии, комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи, обес- печение максимально полной и своевременной их адаптации к жизни в об- ществе, обучения и труда. В отделении действует программа реабилитации детей с особыми по- требностями «Шаг за шагом!». Целью данной программы является оказа- ние детям и подросткам, имеющим отклонения в умственном и физическом развитии, квалифицированной медико-социальной и психолого-педагогичес- кой помощи. Содержание программы включает в себя: 1) обслуживание детей с недостатками в физическом и интеллектуаль- ном развитии специалистами отделения; 2) ведение культурно-массовой работы; 3) санитарно-просветительскую работу; 4) социальный патронаж семей; 5) педагогическую помощь неорганизованным детям с особыми потреб- ностями; 6) осуществление медико-социальной реабилитации детей, не являю- щихся инвалидами, но имеющих на момент реабилитации последствия пато- логических процессов, которые могут быть устранены или облегчены воз- действием комплекса мероприятий, применяемых в отделении; 7) медикаментозное и физиотерапевтическое лечение; 8) психотерапию. В соответствии с программой реабилитации детей с особыми потреб- ностями «Шаг за шагом!» составляется индивидуальная программа реаби- литационных мероприятий на каждого ребенка. Программа реабилитации предусматривает не только способствование развитию ребенка, но и приобретение родителями специальных знаний, пси- хологическую поддержку семьи, помощь семье в обеспечении возможности отдохнуть, восстановить силы, установление отношений партнерства в реа- билитации детей с особыми потребностями. Наличие междисциплинарной ко- манды специалистов обеспечивает проведение реабилитационных мероп- риятий в пределах одного учреждения. Среди мероприятий, которые включаются в индивидуальную програм- му реабилитации ребенка, отделение рекомендует санаторно-курортное ле- чение. По данным Центра социальных служб для семьи детей и молодежи, в 2005 году было оздоровлено 74 ребенка с особыми потребностями, 4 из них – в МДЦ «Артек» (победители конкурса «Світ твоїх мрій»). Таким образом, отделение отражает медико-социальный аспект реаби- литации детей с особыми потребностями. Старобельская межрайонная медико-социальная комиссия оказывает помощь в получении детьми с особыми потребностями профессионального образования. Благодаря ее сотрудничеству с областным отделением Фонда социальной защиты инвалидов за 2003 – 2005 гг. из Старобельского района в высшие учебные заведения области поступило 27 детей данной категории (2003 г. – 9 чел., 2004 г. – 9 чел., 2005 г. – 9 чел.). Работа Общества глухих и общественной организации инвалидов «Вик- тория» направлена на оказание помощи и поддержки молодежи с особыми потребностями и является следующим шагом в их реабилитации. Но в про- водимых культурно-массовых мероприятиях, культурно-просветительской де- ятельности могут принимать участие и дети. Характерным является то, что социальные службы, с одной стороны, взаимодействуют между собой с целью эффективной адаптации детей с особыми потребностями в обществе, а с другой стороны, существует такой факт, как отсутствие единых статистических данных. Так, по данным Детской консультации г. Старобельска, в 2003 г. в Ста- робельском районе зарегистрировано 124 ребенка с особыми потребнос- тями, в 2004 г. – 139, в 2005 г. – 152. По данным Управления труда и социальной защиты населения, в 2003 г. зарегистрировано 157 детей с особыми потребностями, в 2004 г. – 136, в 2005 г. – 167. И по данным Центра социальных служб для семьи, детей и молодежи в 2004 г. зарегистрировано 146 детей с особыми потребностями, а в 2005 г. – 140. Все сказанное выше позволяет сделать следующие выводы: 1. Система социальных служб и школ г. Старобельска Луганской облас- ти является административно сформированной, охватывает основные на- правления работы с детьми с особыми потребностями, но при этом имеет дефекты функциональной организации работы. 2. В г. Старобельске отработаны и внедрены в практику такие основные направления работы с детьми с особыми потребностями: медико-социальный аспект, помощь в получении профессионального образования, культурно-про- светительская и культурно-массовая работа, социальный патронаж. 3. Медико-социальное направление – наиболее распространенный вид работы с данной категорией детей, но наличие финансовых и технических проблем сказывается на качестве работы учреждений города в этом на- правлении. 4. Проблема получения детьми с особыми потребностями профессио- нального образования заключается в ограниченности бюджетных мест, ко- торые распределяет областное отделение Фонда социальной защиты инва- лидов. 5. Недостатком работы служб является невозможность оказания свое- временной социально-педагогической помощи многим детям с особыми по- требностями района, обусловленная наличием финансовых и технических проблем, отсутствием социальных служб в отдаленных населенных пунктах района, недостаточным координированием деятельности с учреждениями охраны здоровья, а также отсутствием узкоспециализированных социальных педагогов по работе с детьми с особыми потребностями различных катего- рий. Литература 1. Бутенко А. В. Исследование особенностей развития личности у де- тей с глубокими нарушениями зрения // Практическая психология и социальная работа. — 2003. — № 2—3. 2. Капська А. Й. Соціальна педагогіка: Підручник. – К., 2003. 3. Положення про відділення медико-соціально-педагогічної реабілі- тації дітей-інвалідів, профілактики захворювань та запобігання інвалідності у дітей до 16 років. – Розпорядження голови райдержадміністрації Старо- більська № 206 від 12.05.2004. 4. Соціалізація молоді з особливими потребами. – Старобільськ: СЦССМ, 2001. 5.Социальная реабилитация молодежи с ограниченной дееспособ- ностью / Под общ. ред. С.В. Толстоуховой, И. М. Пинчук. – К.: УДЦССМ, 2000. 6. Соціальна робота з дітьми та молоддю з особливими потребами // Соц. робота в Україні: теорія і практика. — 2003. — № 4. 7. Соціально-педагогічна робота з дітьми та молоддю з функціональ- ними обмеженнями: Навч.-метод. посібник для соц. працівників і соц. педа- гогів / За ред. проф. А.Й. Капської. – К.: ДЦССМ, 2003. 8. Цукренко В. Опыт социально-педагогической работы с детьми с осо- быми потребностями // Науковий пошук молодих дослідників. – Луганськ, 2005. – С. 129—135. | |
|
|
Просмотров: 887 | Рейтинг: 0.0/0 |