Самоопределение и определение этносубъектов в условиях перехода на исторически новый уровень развития общества - Психология и педагогика - Каталог статей - Психология | Социальная педагогика | Психоанализ
Главная » Статьи » Психология и педагогика

Самоопределение и определение этносубъектов в условиях перехода на исторически новый уровень развития общества

Самоопределение и определение этносубъектов 
в условиях перехода на исторически новый уровень 
развития общества 
Этнические проблемы — в числе наиболее престижных из обсуждаемых на 
страницах журнала. Им не случайно посвящаются специальные номера и  
разделы, потому что основной читатель журнала непосредственно связан с  
человеком, изучением человека, его воспитанием, образованием, пониманием как 
носителя систем многих и разных отношений. Но практически каждый  
человек включен в систему этносодержащих отношений, выступая носителем не 
только культурных традиций и систем связей своего этноса, но и выделяя их 
среди других, не говоря уже об объективной необходимости многочисленных 
контактов с другими этносами уже в силу своего присутствия в многоэтнич- 
ном мире. В этом плане человек, относящийся к определенному этносу, уже 
изначально принадлежит всей совокупности многоэтнически  
представленного сообщества, выступая участником его воспроизводства. 
Понимание и учет вышеотмеченного момента представляется  
чрезвычайно важным в разработке этнических проблем, особенно в настоящее  
время в период обострения межэтнических отношений и развития тенденций к 
этническому не столько самоопределению, сколько самоутверждению,  
разделению. В условиях, когда происходит реальный переход на новый уровень 
исторического развития и фиксируются глобальные изменения во всех  
сферах жизнедеятельности сообщества — в экономической, политической,  
демографической и т. д., среди многих и разных преобразований четко  
прослеживаются два имеющих чрезвычайно важное значение для обсуждения  
этнических проблем момента, связанных с двумя тенденциями в развитии 
отношений разных обществ, разных этносов. 
Первая жестко фиксируемая в современном мире тенденция —  
этническая дифференциация, разделение, этносамоопределение, этносамоутверж- 
дение этносубъектов — этнических групп, государств, стран, национальных 
областей и т. д. 
Вторая тенденция, характеризующая условия развития этносубъектов,  
реальный рост потребности выхода на расширение контактов с другими  
этносами, не только в строго задаваемым экономическими потребностями или  
политическими расчетами плане, но и на базе расширения  
информационно-коммуникативной сферы и объективно задаваемых культурных связей и т. д. 
Именно эта ситуация в развитии современного общества, в частности с 
двумя направленными векторами развития современных этносубъектов, 
определяет специфику проблем этнических отношений, отличных от  
предшествующего, совсем недавнего периода. Все более очевидным становится 
недостаточность поисков решения проблем межэтнических отношений на основе провозглашения только в реально сложившейся современной  
ситуации толерантности все более замыкающихся в своей этнической специфике 
различных этнических общностей. Процессы этнического самоопределения 
происходят и обсуждаются на старых принципах отношения к ним и  
понимания этнических проблем как на уровне отдельных этносов, так и на уровне 
международного сообщества или отдельных многоэтничных государств. 
Конфликт же возникает на границе культурно-исторической специфики  
этноса, претендующего на политическую самостоятельную роль, и условно 
всего другого пространства за его пределами. Однако эта позиция является 
явно устаревшей в качестве единственной. И задача разработки этнической 
политики в наши дни не может опираться только на принципы  
толерантности и повышение самозащиты, защиты каждого от другого на уровне  
взаимотерпимости, взаимопонимания и даже взаимоуважения в рамках  
социокультурных пространств, в которые входят те или иные этносы. Со стороны же 
более крупных объединений, в качестве каковых выступают  
многонациональные государства, провозглашение лояльных отношений, политика обере- 
гания, снятия конфликтов, расширения прав и даже воспитание и развитие 
взаимного уважения и т. д. при всей значимости становятся недостаточными 
в наши дни. 
В частности, в условиях развертывания интегративных процессов,  
коммуникативно-информационного прессинга, появления принципиально  
новых, имеющих общее значение задач (в том числе и решения кризисных 
проблем) каждый этнос должен сохранять и приобретать свободу действия в 
качестве реального этносубъекта в мировом пространстве. Но такая свобода 
предусматривает не только юридическое оформление права на нее, в том 
числе участия в политической, экономической жизни, но и внутреннее  
психологическое осознание своей причастности ко всеобщему пространству  
ответственности. А это предполагает принципиально иную психологическую 
установку. 
Главным становится не отгораживание, не окукливанние  
представленности этнического образования как «инородного» особого элемента в общем 
пространстве межэтнических, межгосударственных, межкультурных связей, а 
открытость своего Я как этносубъекта внешнему миру как причастности к 
нему со всей своей особенностью, неповторимостью. Поэтому  
актуализируется поиск общих культурных схем, связей, позволяющих вводить свое особое в 
организацию взаимодействия, осуществлять реальную причастность к нему в 
качестве самостоятельных этносубъектов, и не на уровне разрешительно  
вводимых, а объективно необходимых, самоопределившихся в своей потребности 
быть нужными другим именно в силу своей особенности и одновременно  
всеобщности. А это требует принципиально новой установки и в разработке эт- 
нопроблем, когда предметом обсуждения становятся не только вопросы  
расширения толерантности во всей широте и глубине ее понимания, но и  
формирования глубинной потребности содружества в росте каждого и всех вместе. 
В настоящем коротком предисловии не представляется возможным  
аргументированное изложение данной позиции. Но представляется целесообразным 
обозначить поле предлагаемого обсуждения — обсуждения не только важнейших 
проблем этноса и направлений их исследований как продолжения начатого  
разговора, но и с учетом принципиально новой ситуации жизни и развития этносов, 
нового характера стоящих перед ними задач, исторически новой ситуации  
функционирования этносубъектов в сегодняшней действительности. 
В настоящей подборке интересных работ, связанных с этнической  
проблематикой, тема специфики современной ситуации функционирования и 
развития этносов нашла отражение в новых серьезно заявленных подходах. 
Однако, открывая тему дискуссии «Этносубъект современной истории», мы 
в качестве одной из задаваемых для такой дискуссии проблем определяем 
проблему новой позиции этносубъекта как позиции свободы открытия себя 
во внешнее пространство во всей своей особенности в отличие от воли закрытия 
и ограничения в своей специфике и вынужденном сохранении и поиске  
пространств толерантности. 
Толерантность и содружество как основание воспроизводства и развития 
нового уровня взаимодействия в современной истории — истории перехода 
на новый уровень исторического развития всего сообщества — полагает  
поиск новых парадигм, новых тем и проблем, новых решений. 
Категория: Психология и педагогика | (23.11.2012)
Просмотров: 146 | Рейтинг: 0.0/0