Главная » Статьи » Психология и педагогика

Социализации человека с физическими недостатками

Концепция социализации человека с физическими недостатками опирается, с одной стороны, на предложенную нами регулятивно-детерминистскую парадигму социализации человека без таких недостатков, а с другой стороны, - на концепцию Адлера о чувстве неполноценности человека с такими проблемами и стремление ее к превосходства качестве компенсации этого психически дискомфортного чувства. Поэтому предварительно нужно рассмотреть основные идеи социализации при первой концепцией, а затем идеи компенсации недостатков - за второй.

Учитывая большое количество и разнообразие пороков и людей с такими проблемами - инвалидов, - типизация их очень сложная. Прежде недостатки делятся на психические, связанные с дефектами психики и устранение которых происходит в психиатрических учреждениях, и на физические, связанные с дефектами некоторых органов (зрения, слуха, моторики и др.), устранение которых отражается на функционировании психики человека, а следовательно - на его поведении. Предметом дальнейшего рассмотрения лишь категория людей с последним типом недостатков.

Предполагается, что наличие дефекта влияет на социализацию человека с физическими недостатками не непосредственно, а опосредованно через чувство социальной неполноценности вследствие неравенства жизненных статусов инвалидов и неинвалидив. Озабоченностью этим обстоятельством объясняется стремление инвалидов к превосходства, к доминированию над другими как положительная компенсация негативного чувства неполноценности. Отсюда следует практическая идея по выравниванию социальных положений инвалидов и неинвалидив путем интеграции первых в группы деятельности других [1].

Кроме того, предполагается, что ощущение продуктивной жизнедеятельности и счастье инвалидов по неинвалидив, обусловленные мотивацией потенциальных достижений в продуцировании материальных и информационно-идеальных ценностей в результате удовлетворения значимых социогенных потребностей, и особенно устойчивой мотивацией потенциальной самореализации личности в результате реализации цели-потребности смысла жизнь как создании конкретной общественно значимой ценности. Наличие порока и вызванное им чувство неполноценности служат дополнительным акселеруючим мотивом реализации социогенных потребностей и прежде всего - потребности смысла жизни.

Напомним сущность социализации за регулятивно-детерминистской парадигмой [2, 3]. Применение методологии системного подхода к теории личности связана с возможностью рассматривать личность как частный случай социального субъекта. Действительно, с ростом населения и развитием цивилизации, население структурируется в социальные субъекты-организации - сложные социальные иерархические формирования. Частном случае таких субъектов является личность - социогенных часть человека как био-социального существа. Человек рождается как бы дважды - как организм и личность. Личностью в форме приобретенной функциональной структуры сферы сознания как психического органа мышления и планирования деятельности она становится в результате социализации. В большинстве личность не способна существовать автономно и приобщается к социальных технологий различных сложных социальных субъектов.

Предложенная парадигма базируется на применении методологии системного подхода к изучению ряда изоморфных социальных систем (лицо - команда - организация - объединение организаций), согласно которой выделено инвариантные для них параметры - детерминирующих активность и регулирующий их целенаправленную деятельность. О личности как частном случае субъектов эти параметры суть потребности и социальные установки. Кроме того личности как социогенных существу присущи неинвариантны или специфические параметры - прежде черты характера, компетентность, умение и другие.

"Личность - человек как продукт социального наследования и субъект межличностных отношений в морально-правовом поле социальных институтов, обладает сферой сознания и самосознания и комплексом детерминирующих (био-и социогенных потребностей) и регулирующих ( социальных - моральных и правовых - установок) параметров и других характеристик (черт характера, профессиональной и жизненной компетентности, умений, гендерных характеристик и т.п.), способной к субъективному прогнозирования и планирования своей деятельности по удовлетворению материальных и информационно-идеальных (духовных) потребностей путем воспроизведения и создания ценностей социального и техногенно-природной среды в глобальном энтропийных процессов "[2, с.172]. В этом определении личность рассматривается и как индивидуальность и как элемент сложной социальной системы. Благодаря приобретенным путем социализации социогенных параметрам личность имеет возможность адаптироваться в социальные структуры.

По мере социализации задача личности - найти свое место в структуре социума, быть востребованным на выполнение определенной функции в технологиях создания ценностей со стороны субъектов-организаций. Следовательно, удовлетворение потребностей социальных субъектов представляет собой смысл их существования. В частности, удовлетворение личностью творческой социогенных потребностей в создании продукта как общественно значимой ценности представляет смысл ее жизни, а критерий удовольствия воспринимается как ее самоактуализация, самореализация.

Явление социализации изучалось многими учеными с позиций различных социально-психологических парадигм и рассмотрены нами ранее [2, с.15-26]. В распространенном определении социализация личности связывается с опытом жизнедеятельности ее в обществе, с гармонизацией ее с социальной средой. Соглашаясь с общепринятыми понятиями социализации, напомним, что по предложенной нами регулятивно-детерминистской парадигмой сущность социализации заключается "в приобретении человеком социогенных параметров (социогенных потребностей, социальных установок, черт характера, компетентности и других) под социальным влиянием для возможности ее жизнедеятельности как личности в социальных структурах различных социальных институтов "[2, с.182]. Назначение социализации - формирование сферы сознания и самосознания в ее психической системе. Социализированная личность сознательно включается с помощью материальных и духовных потребностей в целенаправленную деятельность субъектов различных социальных институтов путем интериоризации системы присущих им социальных установок. Социализация человека продолжается всю жизнь.

Заметим, что период первичной социализации ребенка происходит обычно в кругу семьи усилиями родителей. С возрастом, с приобретением среднего образования жизненный путь каждого индивида ветвится за социальными институтами, которым соответствуют отдельные целевые планы жизнедеятельности в трудовом коллективе, в организации политической партии, в образовательном учреждении, в любительском кружке, в семейном кругу и т.д.. Соответствующий комплексный план жизнедеятельности личности рассматривается как тенденция к прогнозированию будущего, определение смысла жизни, которое мы связываем с созданием материальных и информационно-идеальных (духовных) ценностей, а вместе с тем - с повышением статуса. Творческая личность самореализуется не только как автор материальной ценности (ученый, архитектор, конструктор, писатель), но и как автор социального формирования (полководец, ректор, тренер, дирижер) и автор самосозидания (интеллектуал, специалист, мастер, чемпион). Продуцирования ценностей включает наряду с материальными и информационными произведениями и конструкциями (диссертация, механизм), также социальные образования (политическая партия, спортивная команда, экипаж).

Практически социализация индивида заключается в способности его включиться своими материальными и информационно-идеальными потребностями в целенаправленную деятельность субъектов различных социальных институтов при интериоризации ряда социальных (морально-правовых) установок. Для каждого индивида желательно определиться с социогенными потребностями, в частности, необходимостью смысла жизни, то есть с творческой потребностью в создании общественно значимой ценности. "Адлер считал, что смысл жизни обеспечивает подчинение стремлений лица общественному интересу, выход за пределы эгоизма и одиночества. Она сама должна открыть и сформулировать этот смысл. Он не является врожденным" [4, с.63]. Успешная реализация этой потребности личности, то есть самореализация ее в перспективе, свидетельствовала о продуктивное и счастливое ее жизни.

Если говорить о социализации человека с физическими недостатками, то, как выше сказано, будем различать пороки без органических нарушений функций психики человека и с такими нарушениями. Последние требуют лечения в психиатрических учреждениях, и дальше не будут. Что касается недостатков людей без органических нарушений психики (слабовидящих, слабослышащих, с нарушениями моторики, с нарушениями внешнего вида и функций некоторых внутренних органов), то о состоянии разработки теоретических основ нормализации жизнедеятельности этой категории лиц можно познакомиться в публикации Сердюк [1]. Наличие дефекта приводит к необходимости его компенсации. Компенсации пораженных органов организма человека осуществляются по возможности фармацевтически и хирургически и с помощью физических устройств (очков, наушников, протезов и т.д.).

По концепции Адлера у людей с физическими недостатками при столкновении с трудностями жизни с внутренней неуверенности развивается чувство неполноценности [5]. Но это чувство - не следствие болезни, а следствие заниженного жизненного статуса инвалидов относительно неинвалидив. То есть по сути речь идет не о компенсации функции какого-либо органа с дефектом, а о компенсации чувства неполноценности. По меткому выражению Сердюк "дефект вызывает компенсацию не прямо, а опосредованно, через создаваемое им чувство малоценности". И далее: "В двучленной процесс« дефект - компенсация »вносится третий, промежуточный:« дефект - чувство малоценности (неполноценности) - компенсация »" [1, с.226].

Итак лица, которые чувствуют свою социально-психологическую неполноценность из-за сниженного первоначальный статус, нуждаются именно социально-психологической компенсации. Одной из форм такой компенсации является создание интегрированных групп деятельности инвалидов и здоровых людей. Компенсация рассматривается как возобновление общественно-человеческих функций, а не как восстановление функции отдельного пораженного органа. Успешность такой компенсации базируется, в частности, на идеи Адлера о стремлении человека с физическими дефектами в превосходства качестве компенсации чувства неполноценности, к подчинению своей воле других лиц и тем самым - к повышению жизненного статуса в социальной среде.

Что касается социализации лиц с физическими недостатками, то эта категория лиц хотя и чувствует себя неполноценными в кругу людей без таких недостатков результате, как они думают, снижение их социального и жизненного статуса, имеет все основания ставить жизненные цели и реализовать их, как и здоровые лица , используя для выравнивания с ними статуса средства компенсации. Для примера распространенные и простые среди них - средства косметики, которые используют инвалиды и неинвалиды для маскировки некоторых внешних недостатков.

Пути и средства социализации по формированию социогенных параметров категории лиц с физическими недостатками такие же, как и формирование подобных параметров обычных людей, но затруднены необходимостью преодоления чувства неполноценности вследствие врожденного дефекта или увечья. Как и в случае здоровых людей, человек с недостатком в процессе ранней социализации должен вступить ряд социогенных параметров - социогенных потребностей, социальных установок, черт характера, компетентности, умений и других, необходимых для индивидуальной или групповой (командной) деятельности. Основой выбора вида деятельности на начальном этапе социализации должны быть выявлены заранее способности ребенка (музыкальные, лингвистические, математические и т.п.).
Лицо с дефектом вступит уверенности, если у него сформируется интерес к определенному виду деятельности по способностям, направленной на создание некоторого материального или информационно-идеального продукта-ценности. Для успешной социализации главное - проявить интерес, сформулирован в виде цели деятельности, т.е. (по терминологии регулятивно-детерминистской парадигмы) сформировать социогенных цель-потребность и ряд социальных установок, регламентирующих деятельность по ее реализации. Как и в случае здорового человека, лицо с дефектом некоторого органа руководствуется возможностью самореализации индивидуально или в составе группы при реализации групповой цели-потребности.

По регулятивно-детерминистской парадигмой приведения лиц с недостатками к нормальному образу жизнедеятельности состоит, как и у здоровых лиц без таких недостатков, в формировании целеустремленности и сосредоточенности на продукте труда, обусловленных устойчивой мотивацией относительно потребления и созданию материальных и информационно-идеальных ценностей. Ведущей в ряду целей-потребностей человека является социогенных мета-потребность смысла жизни, связанной с созданием общественно значимых ценностей.

Дополнительный импульс к реализации этой цели-потребности лицу с проблемами предоставляет стремление избавиться чувство неполноценности, которое переживается как психический дискомфорт. По метафорическим выражением Обуховский "дефект - это трамплин, подбрасывает лицо над ее недостатками, а компенсация этого дефекта является движущей силой жизненных стремлений, шансом достичь совершенства" [4, с.62]. С этим утверждением можно согласиться лишь частично. Ведь по предложенной нами парадигмой причиной, движущей силой жизненных устремлений и жизнедеятельности любого лица - и инвалида, и неинвалида - есть потребности, прежде всего, творческая социогенных потребность смысла жизни с доминирующим мотивом самореализации, а органический дефект является не движущей силой, а акселеруючим мотивом личности в реализации этой потребности.

Имея эту цель-потребность в создании конкретного продукта-ценности, человек чувствует себя в состоянии преодолеть любые трудности, поскольку в ее воображении живет ее будущий успех. Заметим, что реализация любой степенью значимости социогенных потребностей следует рассматривать как определенного масштаба самореализацию личности: будь то лауреат или чемпион района, города, государства или мира.

Споводовану нереализованной социогенных потребностей в создании некоторой ценности активизацию личности с дефектом можно объяснить механизмом двойного когнитивного диссонанса. Во-первых, расхождение между созданными в воображении реальным и воображаемым состояниями продвижения по завершению конечного продукта вызывает когнитивный диссонанс, который воспринимается личностью как психический дискомфорт, которого он старается избавиться, подтягивая реальный творческий продукт к мысленному образца. Во-вторых, расхождение между созданными в воображении реальным состоянием здоровья без компенсации дефекта и мнимым состоянию с его компенсацией тоже вызывает когнитивный диссонанс и психический дискомфорт. При реализации цели-потребности, в частности, потребности смысла жизни, лицо достигает психического состояния консонанса, при котором исчезает психический дискомфорт. Длительное переживание эмоционального состояния радости и счастья в результате самореализации и самоактуализации личности позволяет ей "забыть" о своих недостатках здоровья, и является положительным результатом преодоления чувства неполноценности.

Итак, приходим к выводу, что социализация личности с физическими недостатками хотя и сложнее, чем социализация личности без таких недостатков, но благодаря ускоряющем мотива компенсации чувство неполноценности чувством превосходства она (социализация) может быть и эффективной, и успешной.
Категория: Психология и педагогика | (20.02.2013)
Просмотров: 1087 | Рейтинг: 0.0/0