Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Умственное развитие младших школьников с разной успеваемостью
|
|
Достаточный уровень умственного развития младшего школьника, дает ему шанс добиться успеха в учебе, стимулирует развитие его личности. Об уровне умственного развития учащегося должен знать педагог. Учитель нуждается в содержательной инфор- мации об индивидуальных особенностях познавательной деятельности, уровне умствен- ного развития младшего школьника. Эта информация необходима учителю, для того чтобы осуществить индивидуальный подход, подобрать задания, наиболее эффективно влияющие на умственную деятельность конкретного ученика, воздействовать на лич- ность ученика через индивидуализированную оценочную деятельность, правильно оце- нить результат своего педагогического труда. Зачастую в начальной школе особенности умственного развития школьника педа- гогом и родителями не берется во внимание, считая важным поведение ребенка на уро- ке, его послушание и пр. Но как показали исследования, следует обращать внимание не только на личностные качества ученика, но и на особенности его познавательной дея- тельности, и сопоставлять уровень умственного развития школьника с его академиче- ской успешностью. В нашем исследовании решались следующие задачи: выявления особенностей умст- венного развития младших школьников при переходе в среднее звено; выявления наличия и характера связи между уровнем умственного развития ученика младших классов и его успеваемостью; анализа различий в умственном развитии учеников в зависимости от пола. Использовался комплекс методик, апробированный Л.Ф.Тихомировой и А.В.Басовым (2003), который позволяет определить уровень интеллектуального разви- тия младших школьников при переходе в среднее звено. Исследование проводилось на базе средней школы №2 поселка Северный, Белгород- ского района, Белгородской области. В состав выборки вошли дети четвертого класса, 19 че- ловек. Из них 11 мальчиков и 8 девочек, возраст которых 10–11 лет. Среди учащихся 4 сла- боуспевающих ученика (2 девочки и 2 мальчика). 6 учеников относятся к среднеуспеваю- щим детям (3 девочки и 3 мальчика). Хорошо успевающих учеников – 9 человек (3 девочки и 6 мальчиков). Успеваемость определялась по среднему баллу успешности в обучении. Результаты исследования подтверждают факт сильной положительной связи успе- ваемости и умственного развития младшего школьника (r = 0,58). Выявились следующие особенности умственного развития учащихся. Большинство детей справляются с математическими заданиями, и легко переключаются на новые спо- собы действия. В сфере математических навыков детей, можно говорить, о неумении следовать инструкции мальчиками при решении определенного рода задач. У некоторых детей недостаточно сформировано умение устного счета. Характерна достаточно высокая переключаемость внимания у детей, при переходе от одного задания к другому; сформирована функция контроля. У большинства детей достаточно развит важнейший компонент познавательной деятельности – память. В основном это характерно для среднеуспевающих и хорошо ус- певающих учеников. Различия в этой сфере между мальчиками и девочками отсутству- ют. Однако есть слабоуспевающие ученики, которые воспроизводят, зачитанный им ма- териал, не полностью, со значительным искажением. Операция мышления, направленная на построение, составление целого из отдель- ных элементов – синтез, развита у большинства детей, как у мальчиков, так и у девочек. Также у многих детей, имеется способность к анализу. Т.е. эти дети способны расчле- нить целостную систему на взаимосвязанные подсистемы, каждая из которых является отдельным, определенным целым, а также установить связи, отношения между ними. Нужно отметить, что почти все дети способны объединять в одну общность пред- меты и явления по основным свойствам, за исключением одной среднеуспевающей де- вочки и четырех мальчиков. Эти дети недостаточно хорошо владеют операцией мышле- ния – обобщением. Таким образом, по нашим данным, лучшие оценки по школьным дисциплинам по- лучают дети с более высоким уровнем умственного развития. В целом, у 4-х хорошо ус- певающих учеников, 4-х среднеуспевающих и 2-х слабоуспевающих учеников результа- ты соответствуют возрастной норме. У 5-и хорошо успевающих, 1-го среднеуспевающе- го и 1-го слабоуспевающего учеников результаты статистически выше возрастной нор- мы. Есть дети, чьи результаты ниже возрастной нормы. Это два мальчика, один из кото- рых относится к среднеуспевающим ученикам, другой к слабоуспевающим ученикам. Также было определенно, что имеются небольшие различия в умственном разви- тии учеников в зависимости от пола. Так девочки немного превосходят в умственном развитии мальчиков. Однако между успешностью учеников нет различия. В группе два мальчика и две девочки – слабоуспевающие; три мальчика и три девочки – среднеуспе- вающие ученики; и шесть мальчиков и три девочки относятся к хорошо успевающим в обучении детям. В целом, в результате проведенного нами исследования можно говорить о готовно- сти в сфере умственных способностей большинства учеников IV-го класса к переходу в среднее звено.
| |
|
|
Просмотров: 1032 | Рейтинг: 0.0/0 |