Умственное развитие младших школьников с разной успеваемостью - Психология и педагогика - Каталог статей - Психология | Социальная педагогика | Психоанализ
Главная » Статьи » Психология и педагогика

Умственное развитие младших школьников с разной успеваемостью


Достаточный уровень умственного развития младшего школьника, дает ему шанс 
добиться успеха в учебе, стимулирует развитие его личности. Об уровне умственного 
развития учащегося должен знать педагог. Учитель нуждается в содержательной инфор-
мации об индивидуальных особенностях познавательной деятельности, уровне умствен-
ного  развития  младшего  школьника.  Эта  информация  необходима  учителю,  для  того 
чтобы осуществить индивидуальный подход, подобрать задания, наиболее эффективно 
влияющие  на  умственную  деятельность  конкретного  ученика,  воздействовать  на  лич-
ность ученика через индивидуализированную оценочную деятельность, правильно оце-
нить результат своего педагогического труда. 

Зачастую в начальной школе особенности умственного развития школьника педа-
гогом и родителями не берется во внимание, считая важным поведение ребенка на уро-
ке, его послушание и пр. Но как показали исследования, следует обращать внимание не 
только на личностные качества ученика, но и на особенности его познавательной дея-
тельности,  и  сопоставлять  уровень  умственного  развития  школьника  с  его  академиче-
ской успешностью. 

В нашем исследовании решались следующие задачи: выявления особенностей умст-
венного развития младших школьников при переходе в среднее звено; выявления наличия 
и характера связи между уровнем умственного развития ученика младших классов и его 
успеваемостью; анализа различий в умственном развитии учеников в зависимости от пола. 
Использовался  комплекс  методик,  апробированный  Л.Ф.Тихомировой  и 
А.В.Басовым (2003), который позволяет определить уровень интеллектуального разви-
тия младших школьников при переходе в среднее звено. 

Исследование проводилось на базе средней школы №2 поселка Северный, Белгород-
ского района, Белгородской области. В состав выборки вошли дети четвертого класса, 19 че-
ловек. Из них 11 мальчиков и 8 девочек, возраст которых 10–11 лет. Среди учащихся 4 сла-
боуспевающих ученика (2 девочки и 2 мальчика). 6 учеников относятся к среднеуспеваю-
щим детям (3 девочки и 3 мальчика). Хорошо успевающих учеников – 9 человек (3 девочки 
и 6 мальчиков). Успеваемость определялась по среднему баллу успешности в обучении. 
Результаты исследования подтверждают факт сильной положительной связи успе-
ваемости и умственного развития младшего школьника (r = 0,58). 

Выявились следующие особенности умственного развития учащихся. Большинство 
детей справляются с математическими заданиями, и легко переключаются на новые спо-
собы  действия.  В  сфере  математических  навыков  детей,  можно  говорить,  о  неумении 
следовать инструкции мальчиками при решении определенного рода задач. У некоторых 
детей недостаточно сформировано умение устного счета. 

Характерна достаточно высокая переключаемость внимания у детей, при переходе 
от одного задания к другому; сформирована функция контроля. 

У  большинства  детей  достаточно  развит  важнейший  компонент  познавательной 
деятельности – память. В основном это характерно для среднеуспевающих и хорошо ус-
певающих учеников. Различия в этой сфере между мальчиками и девочками отсутству-
ют. Однако есть слабоуспевающие ученики, которые воспроизводят, зачитанный им ма-
териал, не полностью, со значительным искажением. 

Операция мышления, направленная на построение, составление целого из отдель-
ных элементов – синтез, развита у большинства детей, как у мальчиков, так и у девочек. 
Также у многих детей, имеется способность к анализу. Т.е. эти дети способны расчле-
нить целостную систему на взаимосвязанные подсистемы, каждая из которых является 
отдельным, определенным целым, а также установить связи, отношения между ними. 
Нужно отметить, что почти все дети способны объединять в одну общность пред-
меты и явления по основным свойствам, за исключением одной среднеуспевающей де-
вочки и четырех мальчиков. Эти дети недостаточно хорошо владеют операцией мышле-
ния – обобщением. 

Таким образом, по нашим данным, лучшие оценки по школьным дисциплинам по-
лучают дети с более высоким уровнем умственного развития. В целом, у 4-х хорошо ус-
певающих учеников, 4-х среднеуспевающих и 2-х слабоуспевающих учеников результа-
ты соответствуют возрастной норме. У 5-и хорошо успевающих, 1-го среднеуспевающе-
го и 1-го слабоуспевающего учеников результаты статистически выше возрастной нор-
мы. Есть дети, чьи результаты ниже возрастной нормы. Это два мальчика, один из кото-
рых относится к среднеуспевающим ученикам, другой к слабоуспевающим ученикам. 
Также было определенно, что имеются небольшие различия в умственном разви-
тии учеников в зависимости от пола. Так девочки немного превосходят в умственном 
развитии мальчиков. Однако между успешностью учеников нет различия. В группе два 
мальчика и две девочки – слабоуспевающие; три мальчика и три девочки – среднеуспе-
вающие ученики; и шесть мальчиков и три девочки относятся к хорошо успевающим в 
обучении детям. 

В целом, в результате проведенного нами исследования можно говорить о готовно-
сти в сфере умственных способностей большинства учеников IV-го класса к переходу в 
среднее звено. 
Категория: Психология и педагогика | (16.01.2013)
Просмотров: 525 | Рейтинг: 0.0/0