Главная » Статьи » Психология и педагогика

Влияние сессии на психофизиологическое обеспечение

Актуальность исследования. Экзаменационным сессиям присущ перераспределение (по ряду объективных и субъективных факторов) видов напряженности деятельности студентов. Резко преобладает психическая и интеллектуальная напряженность. Затем, по мере приближения экзамена и полного осознания «цены оценки», резко возрастает и напряженность эмоциональная. Причем возможности эмоциональной разрядки ограничены: нет привычных условий общения в коллективе академической группы: ни ритмической смены мест занятий; сокращены различные мероприятия развлекательной направленности; больше, чем обычно, проводится времени в статических позах за рабочим столом и так далее. Поэтому можно считать актуальными исследования в этом направлении.

Объект исследования - учебная деятельность студентов в период экзаменационной сессии.

Предмет исследования - возможности психофизиологического обеспечения учебной деятельности студентов в период экзаменационной сессии.

Цель работы - исследовать возможности психо - физиологического обеспечения учебной деятельности студентов в период экзаменационной сессии.

Организация исследования. Проанализировав психофизиологические особенности жизнедеятельности студентов в указанный период, а также учитывая особенности времени года: январь - февраль, студентам нескольких академических групп предложено организовать занятия по двигательной активности во время экзаменационной сессии. Причем, как программный материал предлагались спортивные игры. Комплектовали экспериментальную группу на добровольной основе. Разъяснена необходимость обследования каждого участника экспериментальной части. Студенты высказали свои предложения относительно содержания двигательной активности. Большая часть студентов изъявила желание играть в баскетбол, некоторые - плавать и значительная часть, участвовавшая ранее в соответствующих исследованиях, - принимать процедуры, связанные с действием электромагнитного поля (ЭМП).

В основных положениях Программы физического воспитания как одна из задач (для студенческой молодежи) вынесено: полноценно использовать возможности средств физической культуры для профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья. Основные исходные положения Программы предполагают доведение объема двигательной активности студенческой молодежи до 8 - 10 часов в неделю (сейчас реально 2 часа).

Однако следует признать, что при всей обоснованной необходимости увеличения объема двигательной активности вряд ли можно считать возможным равномерное (в течение учебного года) внедрение указанных рекомендаций. Спортивная база еще не соответствует гигиеническим требованиям (по площади и объему закрытых спортивных сооружений на одного человека), не позволит в ближайшие годы реализовать предлагаемые изменения. Занимаясь на открытых площадках около половины учебного года, можно наполнить занятия необходимой двигательной активностью. Реальное положение дел еще больше подтверждает необходимость научных разработок содержательной сторонни двигательной деятельности с тем, чтобы эффективно использовать имеющееся время.

Были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная. В составе первой было 15 человек, в составе второй - 13. Участники контрольной группы прошли обследование перед началом экзаменационной сессии и по ее окончанию. Весь период сессии для них был практически полностью пассивным относительно движений, т.е. были прекращены все формы двигательной активности (организованные и индивидуальные).

С экспериментальной группой практически ежедневно (за исключением воскресенья, дня, предшествующего испытания и дня самого экзамена) проводились организованные занятия. В программу занятий была включена только игра в баскетбол. Cтpуктypa самого занятия полностью сохранялась: 1 - а (вводной) часть, 2 - а (основная) часть и 3 - я (заключительная) часть. Однако, время занятия был сокращен с 90 минут до 60.

Следует напомнить, что на первых 3 - 4 занятиях студенты настойчиво добивались увеличения продолжительности занятия до 90 и даже 120 минут. Однако, учитывая высокий эмоциональный фон, сопровождающий игровую деятельность, а также то, что повышенный фон значительно искажает субъективную оценку человеком своего психофизиологического состояния (усталость незаметно переходит в утомляемость), продолжительность всех занятий не превышала 60 минут. Учитывался и тот факт, что значительная физическая нагрузка (напряженность) имеет длительный следствие, когда восстановительные процессы организма затягиваются и образуется длительный период пониженной работоспособности. 3аняття начинались в одно и то же время (11.00), что давало возможность в определенной степени поддерживать естественный суточный ритм жизнедеятельности студентов.

1 - а (вводной) часть занятия была, как правило, стандартной и включала: ходьбу, бег в медленном темпе, общеразвивающие упражнения в движении и общеразвивающие упражнения на месте. Общее время - не более 15 минут.

Вторая (основная) часть включала игру в баскетбол: 4 тайма по 10 минут. Такая организационная форма поддерживалась на протяжении всей экспериментальной части. Предусмотрены три перерыва были непродолжительными (не более 2 - х минут) и их значение состояло в регулировании эмоциональной напряженности. В том случае, когда игра протекала спокойно и не было необходимости снижать напряжение, перерыва имели символический характер (смена площадок или, иначе, переход на другую половину площадки). Игра проводилась на площадке нормальных размеров; составы команд - 5х5. 3амины проводились по инициативе самих студентов. Такие подробности приведены не случайно, так как размеры площадки и количественные составы команд могут в большом диапазоне изменять не только чисто физическая нагрузка, но и диктуют разные требования к психомоторной сферы игроков.

2 - я (заключительная) часть не превышала 3 - 5 минут. Ее задача состояла в снижении психофизиологической напряженности состояния студентов (частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, деактуализации психомоторных функций и др..).
Снижение осуществлялось переходом от состояния борьбы (команда на команду, индивидуальной, борьбы за мяч), протекавшей за каким - либо определенным двигательным ритмом в ритмических движений (бег в медленном темпе 200 - 250 метров с последующими упражнениями для восстановления дыхания).

Результаты обследования, полученные в начале экзаменационной сессии и после ее окончания, показали следующее (отметим, что для удобства анализа и чтения по тексту в цифровых показателях пространственной, временной и динамической перцепции выражены оценочные значения, разработанные нами ранее).

Так, показатели функции внимания (по индексу точности - основного показателя корректурной пробы Ландольта - Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов, 1989) составили в экспериментальной группе 13,92 единицы на первом этапе обследования и 13,88 единицы после окончания сессии . В контрольной группе «пассивных отношении движений» студентов показатели концентрации и устойчивости внимания уровне 14,61 единицы перед сессией и 12,29 единицы после окончания. Если в контрольной группе ухудшение функции внимания по индексу точности составило 2,32 условных единиц (по ранее определенным оценочным критериям это означает изменение оценки «отлично» на «хорошо»), то в экспериментальной группе данный показатель практически не изменился (уменьшение цифрового показателя составляло 0 , 04 условных единиц).

Исследование объема оперативной памяти (по тесту Мэйли - Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов, 1989) показала наличие достаточно большого разброса показателей в обеих группах. Объем воссозданной информации колебался от 36,7% от предложенного до 70,0%. Причем, на всех этапах обследования уровень воспроизводительной информации отличался достаточной стабильностью.

Так, если в контрольной группе данный показатель равнялся 61,8% перед сессией и 60,7% после сессии, то в экспериментальной группе он немногим отличался: 59,9% перед сессией и 59,7% после ее окончания. Недостоверность различий позволяет отметить лишь тенденцию к ухудшению запоминания оперативной информации, приняв во внимание различия в динамике: 1,1% - в контрольной группе и 0,2% - в экспериментальной. Необходимо подчеркнуть, что тест Мэйли предполагает изучение как зрительной, так и слуховой памяти. Мы использовали только вариант исследования зрительной памяти. Ухудшение запоминания по зрительным восприятием (хотя и незначительное) подтверждает мнение о том, что в экзаменационном периоде особенно чрезвычайном перегрузке подвергается зрительная система. В таком случае было бы целесообразно дежурство со звуковым восприятием (воспроизведение предварительной записи на магнитофоне и др..).
Некоторые предварительные исследования в этом направлении осуществляются, однако результатов недостаточно для того, чтобы развернуть обсуждение.
Как уже отмечалось, высокий уровень психофизиологической напряженности, присущий периода экзаменационной сессии, отражается во многих проявлениях психологического и психофизиологического характера. Проявляется специфика сессии и в сфере субъективной оценки студентами своего состояния (исследованной методике САН - Н. Кокун, 2008).

Так, если перед экзаменационной сессией у студентов контрольной группы были достаточно высокие показатели самооценки своего состояния (за самочувствием - 7,02; по активности - 6,68; по настроению - 6,84), то после ее окончания показатели заметно снизились (за самочувствием - 6,38; по активности - 5,50; по настроению - 6,35). Обращает на себя внимание снижение самооценки состояния по признакам активности. Наименее информативным можно считать самооценку по признакам настроения. В данном случае «стоимость» напряженной работы в период сессии может подменяться результатам сдачи экзаменов, поскольку полученная оценка является сильным регулятором эмоциональной сферы.

В экспериментальной группе результаты, полученные методике САН, такие. Перед экзаменационной сессией: за самочувствием - 6,91; по активности - 6,12; по настроению - 6,60. После окончания сессии: за самочувствием - 6,82; по активности - 6,64; по настроению - 6,68. Зафиксировано снижение по двум показателям. Однако снижение показателя по признакам активности полно, на наш взгляд, отражает особенности предмета исследования, составляло всего 0,08 балла (в контрольной группе - 1,18 балла). Поэтому на основании данных самооценки можно говорить о том, что предложенный вариант двигательной деятельности носит поддерживающий характер.
Анализируя результаты особенностей временной, пространственной и динамической перцепции (чувство времени, ощущение пространства, ощущение усилия) следует отметить, что во всех случаях изменения недостоверные и можно говорить лишь об их тенденцию.
Следует отметить, что в целом уровень развития специфической сенсорной и сенсомоторной сферы у обследованных невысокий (максимальная средняя оценка зафиксирована в восприятии пространственных признаков - 3,59 балла).

Более информативными оказались результаты, полученные при исследовании тонической активности мышечной системы (TAМ). Первичные результаты передсесийного обследования такие (напомним, что по данным тестом учитывается угол подъема рук и время удержания): в экспериментальной группе показатель подъема рук (среднее значение) 88,7 и время удержания 52,4 секунды. В контрольной группе они соответственно равны 90,4 и 51,2 секунды. Повторное обследование, проведенное в конце сессии, принесло следующие результаты: экспериментальная группа - 91,1 и 50,1 секунды; контрольная группа - 80,8 и 42,9 секунды. В экспериментальной группе выделяются незначительные изменения: некоторое улучшение TАМ по амплитуде (угол подъема) и ухудшение временного показателя (2,3 секунды). В контрольной группе изменения существенны: уменьшение амплитуды на 9,6 и ухудшении временного показателя: на 8,3 секунды. 

Необходимо отметить, что, согласно нашим ранним исследованиям, в зимнее время наблюдается естественное снижение уровня тонической активности мышечной системы. Отсюда, очевидно, и невысокие результаты по предложенному тестом как в одной, так и в другой группе. Можно лишь утверждать, что режим двигательной активности, предложенный студентам экспериментальной группы, позволил поддержать существующий уровень тонической активности.

Исследование сложной психомоторной функции (способности воспроизводить запомненных эталон пространства (3ЕП), чутко откликается на появление признаков утомления (Рашед Гарби Мохаммед, 1977; В. В. Клименко, 1997, 2007; С. И. Лазуренко, 2009, 2010) принесло следующие результаты. В экспериментальной группе отклонения от нулевой отметки составило ± 18,3 см и ± 17,9 см; в контрольной группе отклонения достигло ± 19,1 см и ± 22,7 см. Первыми представлены результаты обследования перед сессией, вторыми - после ее окончания. В экспериментальной группе наблюдается тенденция (изменения недостоверны) к повышению точности преодоления эталонного пространства; в контрольной - обратный процесс (изменения также недостоверны) и более выраженный.

Тенденции, зафиксированные тестами ТАМ и ВЭП, подтверждаются результатами, полученными при изучении следов засветки глаз лампой - вспышкой (последовательный зрительный образ - УСО). Наиболее информативным показателем оказалась продолжительность УСО. Добавим, что данный тест, как и предыдущий, также чутко показывает изменения психофизиологического состояния человека. В экспериментальной группе длительность сохранения последовательного зрительного образа составляла 91,6 секунды и 95,1 секунды в конце сессионного периода. В контрольной группе 93,6 секунды и 105,0 секунд. Следует отметить, что как первичные, так и вторичные результаты экспериментальной и контрольной групп свидетельствуют о развивающегося утомления, особенно зрительной системы. Это еще раз подтверждает предположение о том, что необходим поиск возможных путей рационального чередования преимущественного загрузки зрительной и слуховой систем.

Глубокие адаптивные процессы протекают у студентов в период сессии и в других сенсорных, сенсомоторных и физиологических системах.
Состояние уровня функционирования нейро - сенсорных систем организма у студентов в разные периоды обучения в течение года могут меняться и значительно. С этой целью исследовали состояние перцепции свет - звуковых раздражителей.

Было обнаружено, что после отдыха, в начале учебного года, в исходном состоянии после периода острой адаптации к учебному процессу (через 30 дней после начала занятий) время реакции на звуковой сигнал в среднем по группе (П = 31) составил 152 ± 11 миллисекунд.
Время реакции на световой раздражитель в стандартных условиях составлял 164 ± 16 миллисекунд.

Перед зимней экзаменационной сессией время реакции на звуковой и световой раздражители остался практически прежним.
После экзаменов время двигательной ответы на звуковой и световой раздражители соответственно составил 160 ± 12 миллисекунд и 185 ± 17 миллисекунд. Имеется задержка реакции на раздражение этих сенсорных каналов и переход организма в новое состояние связаны с глубинными процессами перестройки систем организма к новым условиям жизнедеятельности. Это также можно рассматривать и как острый период адаптации к экстремальным условиям психоэмоциональных и интеллектуальных действий (Р. М. Баевский, 1979; Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшенникова, 1993, А. М. Кокун, О. Р. Малхазова , 2005, А. М. Кокун, 2008).

Обращает на себя внимание то, что происходит достоверная задержка реакции по зрительным анализатором. Это еще раз подтверждает, что зрительный канал в ходе экзаменационной сессии задействован интенсивнее и в большей степени, чем слуховой. Происходит перенапряжение этого канала перцепции, что приводит к его утомления. В связи с этим можно рекомендовать в ходе подготовки к экзаменам, вместе с чтением конспектов и другой литературы, также прослушивать магнитофонные записи лекций и другого материала с тем, чтобы в равной мере были задействованы оба сенсорные каналы.

Исследовалась также функция дыхательной системы - количество потребляемого кислорода в минуту. По сути, на уровне основного обмена заметных изменений в абсолютных значениях не произошло - 453,9 ± 11,37 миллилитров кислорода в минуту до сессии и 457,3 ± 11,88 мл / мин после ее завершения. Можно предположить, что это произошло, главным образом, потому, что не удалось четко, в строго определенное время, сделать заборы проб воздуха выдыхалось, сразу после пробуждения испытуемого, когда уровень основного обмена близок к своему минимуму. Мы же проводили измерения лишь через час после пробуждения, безусловно сказалось на абсолютных цифрах.

Вместе с тем показатели динамики уровня потребления кислорода несколько изменились. Если в исходном состоянии, к экзаменационной сессии, оказалась динамика трех типов: 1) ярко выраженные осцилляторные процессы в уровне потребления кислорода с амплитудой в 80 - 100 мл / мин и периодом около 50 сек - 3 человека, 2) те же осцилляции, но амплитудой несколько ниже - до 40 - 60 мл / мин, но периодика несколько нарушается: так, будто есть несколько генераторов с различными частотными характеристиками - такая динамика наблюдалась уже у 15 человек, 3) еще в трех обследованных кривая уровню потребления кислорода была прямой с несколькими всплесками чаще в сторону повышения потребления кислорода. И эта же динамика прослеживалась и после сессии, но распределение было иным: в первую группу попали семь человек, ко второй - пять, к третьей - девять обследованных.

Вероятно такую ​​динамику, точнее распределение участников по группам с различной динамикой, можно объяснить только за счет того, что испытуемые были неодинаковы по своей типологии протекание физиологических процессов: у одних это за счет высокой эффективности работы систем обслуживания (регулирование системами и органами), а в противном случае за счет увеличения объемных показателей систем. Наверное, здесь, как и в спортивной практике, важные емкость, мощность и эффективность протекания всех процессов, связанных с обеспечением организма энергией (А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, 1982; С. И. Операйло, 1998; Г. П. Левковская, В. Е. Сорочинская, В. С. Штифурок, 2001).
Категория: Психология и педагогика | (20.02.2013)
Просмотров: 874 | Рейтинг: 0.0/0