Главная » Статьи » Здоровье и жизнь

Формирование здорового образа жизни

Формирование здорового образа жизни населения требует значительных усилий со стороны государственных органов исполнительной власти на национальном и региональном уровнях. Среди государственных институтов основная ответственность за сохранение здоровья населения была возложена на Министерство образования и науки, Министерство Украины по делам семьи, молодежи и спорта и Министерство здравоохранения.

В начале 2011 г. в нашей стране произошла государственная административная реформа, которая внесла изменения в функционирование органов исполнительной власти, ответственных за внедрение политики здорового образа жизни, требует новейших исследований в этой сфере. В научной литературе (Н. Авраменко, С. Гладун, А. Федько, И. Фуртак, Г. Шапошник, Т. Чеканова) преимущественно рассматривается политика здравоохранения в целом, а также организационные аспекты такой политики, не сосредоточиваются на изучении формирования здорового образа жизни населения.

О важности пропаганды здорового образа жизни среди населения говорится в научных работах многих ученых, среди которых Е. Кудрявцев, Д. Венедиктов, А. Степанов, Д. Изуткин и Ю. Лисицын.

Вопрос стиля жизни молодежи, привития ей навыков и культуры здорового образа жизни, организации профилактической работы в детской и молодежной среде изучали А. Балакирева, Ю. Галустян, Л. Жалило, Р. Левин, А. Стойко, А. Царенко А. Яременко и многие другие.
Самооценку молодежи по здоровью и образу жизни анализировали украинские исследователи Т. Семигина, Н. Романова, А. Белышев [1, с. 139-149].

Направления развития социальной политики в отношении здоровья, экологические, информационные, общественные, законодательные аспекты деятельности по формированию здорового образа жизни населения на основании передового отечественного и мирового опыта исследовали Т. Бойченко, А. Вакуленко, Н. Комарова, Р. Левин, Н. Романова, И. Солоненко.
О организационные аспекты государственной политики в сфере формирования здорового образа жизни молодежи говорится в научной работе И. Лящук [2].

Опыт внедрения модели «Молодежь за здоровье» в Украине описала в ежегодный государственный доклад о положении молодежи Н. Романова [3, с. 33-37].

Здоровье, как предмет государственной политики в направлении решения проблем управления, описано в научной работе А. Федько [6]. В общем, современную политику внедрения здорового образа жизни можно признать недостаточно изученной, что подтверждает актуальность темы исследования.

Цель статьи - исследовать современное состояние здоровья молодежи и перспективы развития политики формирования здорового образа жизни молодежи в Украине. Задачи:

1. Проанализировать состояние здоровья современной молодежи.

2. Выявить пробелы нынешней политики формирования здорового образа жизни молодежи.

3. Определить перспективы развития политики формирования здорового образа жизни в Украине.

В Законе Украины «Об основах законодательства Украины о здравоохранении» четко сказано о том, что государство берет на себя ответственность за формирование здорового образа жизни населения и способствует его утверждению путем распространения необходимых для этого знаний.

Сейчас внедрение и разработку этой политики возложена на Министерство образования, науки, молодежи и спорта. И хотя к выполнению национальных программ присоединяется ряд других государственных органов, прослеживается отсутствие единой модели работы, которая бы объединяла усилия органов власти на разных уровнях. К тому же, без международного финансирования проектов в области формирования здорового образа жизни, средства государством выделяются разрозненно, в зависимости от содержания мероприятий, запланированных в национальных программах, которые являются касательными и касаются профилактики или здравоохранения.

Особенно важным для общества является состояние здоровья такой группы населения, как молодежь, что составляет основу его производительных сил, в частности в экономическом и демографическом аспекте. Высокий уровень здоровья считается уникальным ресурсом для достижения важных и необходимых целей, стоящих перед человеком, в частности получения качественного образования, успешной занятости и карьеры для молодежи, или, как утверждает отечественный исследователь В. Грот, что это внесением инвестиции в будущее государства [4].

Однако, последние исследования, проведенные Государственным институтом семейной и молодежной политики в 2010 г., свидетельствуют о наличии негативных тенденций в отношении состояния здоровья молодежи (возраст опрошенных от 14 до 35 лет). Так, «хорошим» состояние своего здоровья считает только 56,3% молодых людей, а еще треть оценила его лишь на «удовлетворительно» (33,7%). Более половины лиц (57,8%) признали, что заботятся о своем здоровье «посредственно», то есть время от времени, а почти 10% на это вообще не обращают внимания. Почти 50% опрошенных утверждают, что употребляют нездоровую пищу, а 28% молодых людей не имеют необходимых средств на здоровое питание, еще почти 10% утверждают, что несколько раз в неделю они недоедают [3].
Кроме этого, приходится констатировать, что сегодня в Украине курят 45,7% юношей и 35,5% девушек, употребляют алкоголь 68% юношей и 64% девушек, а 13,1% молодежи употребляют марихуану или гашиш1.

На наш взгляд, такая ситуация возникла из-за того, что проведение профилактической работы в Украине имеет ряд противоречий: с одной стороны - существует насущная необходимость в усилении внимания государства к мерам по формированию здорового образа жизни, установления административных ограничений и запрета продажи алкогольных напитков и табачных изделий молодежи, а с другой - наблюдается отсутствие специального государственного органа, который бы отвечал за разработку и реализацию государственной политики в сфере формирования здорового образа жизни. Сейчас действует немало неправительственных организаций, работающих с проблемой алкозависимости, наркозависимости, противодействия распространению социально опасных болезней, но отсутствуют эффективные механизмы функционирования, единственная стратегия деятельности, распределение функций и сферы влияния. Наряду с внедрением инновационных технологий профилактической работы (в условиях ощутимого дефицита средств и нехватки специально подготовленных специалистов) в профильных учреждениях и организациях продолжают использоваться расходные и часто неэффективные формы не только первичной, но и вторичной профилактики [5, с. 39-48].

Прослеживается неравномерное распределение ресурсов между регионами и игнорирование местных потребностей населения можно определить как значительное препятствие для эффективной реализации принципов здорового образа жизни на местном уровне, непосредственно в общине. Некоторые регионы не имеют возможности самостоятельно реализовывать значительную часть практик здорового образа жизни молодежи из-за нехватки местных ресурсов и государственного финансирования. Существует насущная необходимость в создании координационного межотраслевого органа с соответствующими полномочиями.

Таким образом, проведенное исследование показало, что для дальнейшего развития политики формирования здорового образа жизни необходимо: 

а) разработать и внедрить концепцию здорового образа жизни, как необходимое условие для развития украинского общества и соответствующую национальную программу;

б) разработать разноуровневую модель работы по формированию здорового образа жизни с учетом административной государственной реформы;

в) внедрять новейшие технологии работы через сеть образовательных, социальных и досуговых учреждений для населения разного возраста;

г) организовать подготовку специалистов по вопросам формирования здорового образа жизни в высших учебных заведениях;

д) обеспечить создание благоприятного к здоровью среды путем развития спортивной инфраструктуры, организованного отдыха и досуга.

Но ошибочно считать, что этого может быть достаточно. Без активного участия граждан, их сознательного отношения к выбору образа жизни в интересах здоровья, отказа от рискованного поведения и употребления алкоголя или табака - курение существенных изменений в этой сфере не произойдет. В общем, данная тематика требует более глубокого исследования, учитывая различные молодежные возрастные группы и широкую сеть государственных учреждений, после завершения административной реформы и определение полномочий только начали формировать стратегические направления работы.
Категория: Здоровье и жизнь | (20.02.2013)
Просмотров: 1110 | Рейтинг: 0.0/0