Главная » 2012 » Декабрь » 3 » Архетип младенца
15:51
Архетип младенца

Многие люди удивляются, почему в наше время миф должен у кого-то вызывать интерес. На самом деле Юнг говорит об этом совершенно прямо. В своем очерке, посвященном архетипу трик-стера, он пишет: «Все мифические фигуры соответствуют внут¬ренним психическим переживаниям и изначально порождаются этими переживаниями».
Это очень интересное утверждение, и потому оно заслужива¬ет весьма внимательного изучения. Психика многогранна, синони¬мична природе и несет в себе все ее возможности. Во мне суще¬ствуют святой и убийца, аскет и распутник, монах и скот. Когда какой-то образ выражается в массовой культуре, он представляет собой не что иное, как драматическое воплощение существующих в психике энергий. Как мы помним, драматизация психических энергий является незаметной; поэтому она становится доступной сознанию, когда воспроизводится в образе. Как отмечает Юнг в другой своей работе,
Мифы - это изначальные проявления предсознательной психики, непроизвольные высказывания о событиях в бессознательной пси¬хике, но менее всего - аллегории физических процессов.
Итак, что же представляют собой эти изначальные проявле¬ния и что мы можем из них узнать?
Начнем с того, что имаго младенца распространено очень широко; оно очень часто проявляется в наших сновидениях, во время бодрствования и в наших фантазиях. Слишком часто мы упрощаем образ ребенка, который становится «всего лишь» воспо¬минанием о нашем детстве. (Даже если бы так оно и было, несом¬ненно, это имело бы для нас очень важное психологическое значе¬ние, ибо архаичные образы детства во многом формируют нас именно такими, какие мы есть.) Юнг еще больше углубляется в этот образ, замечая, что «мотив младенца представляет собой предсознательный, младенческий аспект коллективной психи¬ки» . Но что это значит?
Образ ребенка при рефлексии порождает у нас много ассоци¬аций. Какая из них является основной, какая объясняет наше сно¬видение, какую мы сами можем объяснить? Ломая голову над этой дилеммой, мы начинаем осознавать, что все они оказывают¬ся важными. От какого своего ребенка родитель мог бы отказать¬ся? Все они являются для него важными, все являются любимы¬ми, все обладают чем-то уникальным. Тогда мы обращаемся к представлению о многогранности образа и к его многочисленным возможным взглядам на него, которые открываются еще больше в нашем переживании.
Итак, что приходит в голову, когда вы думаете о ребенке? Первозданность, будущность, беспомощность, зависимость, ин¬фантильность, бессознательность, открытость возможностям и так далее и так далее... Что именно является истинным? Несомненно, в чем-то истинны все, разве нет? Затем мы осознаем богатство об¬раза и множество возможностей, позволяющих ему воплощать свой смысл. Такой же многогранный образ, в данном случае образ младенца, открывает путь к сознательному отношению к много¬численным возможностям вступления в нашу масштабную жизнь. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Просмотров: 1405 | | Рейтинг: 0.0/0