Главная » 2012 » Декабрь » 3 » Природа восприимчивости к мифу
15:46
Природа восприимчивости к мифу
Как вообще могут совмещаться природные паттерны и глубинные движения и устремления души, если не во вневременной динами­ке мифа? Что связывает с духовностью нас, жителей Запада, ку­пающихся в материальном изобилии, и что соединяет нас с транс­цендентным?
Симптомы отделения от корней, полного разрыва с родовыми имаго, которые связывали наших предков с космосом, божеством, родом и самостью, в последние четыре века становились все более и более очевидными. Научный метод, который отделяет субъекта от объекта и опирается на контроль, повторяемость и предсказуе­мость, а также претензии монархов и парламентов на определение судеб всего мира заставляют современного человека плыть по тече­нию, не имея никакого сакрального предания, которое могло бы провести его сквозь дебри обманчивых мирских суррогатов.
Такие главные изменения в человеческой восприимчивости, с одной стороны, принесли человеку пользу, а с другой - стали его проклятием. Развитие наук способствовало уменьшению смертно­сти и увеличению продолжительности жизни и дало нам огром­ные преимущества в налаживании средств связи и транспорта, производительности труда и расширило возможности общения.
Разрушение «божественного права» привело к развитию де­мократии и переложило бремя ответственности с монарха на гражданина, и тогда человек ощутил свое достоинство и свою зна­чимость. Вместе с тем, как в 1936 году заметил Юнг, «в конечном счете большинство наших трудностей вытекает из утраты нами контакта с нашими инстинктами, с той незабываемой древней мудростью, которая сохранилась в нас».
Фактически, инстинктивная мудрость может быть потеряна для сознательного мышления, но в неимоверных глубинах бессо­знательного воплощаемая природой мудрость никогда не забыва­лась, и, если не давать ей возможности внешнего выражения, она будет проявляться в патологии.
Эта история из истории хорошо известна, поэтому ее не сто­ит здесь повторять. Но проблема доступа к невидимому миру все­гда оставалась главной. Чтобы в наше время найти новый взгляд, научиться видеть под другим углом, как говорит Барфилд, требу­ется психологическая установка, желание заглянуть вглубь, чтобы заметить на этой глубине действующие силы и то, как они интери-оризируются каждым из нас.
Во многом современная психология вряд ли заслуживает сво­его названия, ибо она не является способом отражения «души» (слово, производное от греческого psyche), что вытекает из этимо­логии. Большинство течений современной психологии подразделя­ют личность человека на поведенческую, когнитивную сферу и не­врологию, которые соответственно корректируются и лечатся пу­тем научения, упражнения и применения средств фармакологии. Хотя в некоторых случаях такое разделение личности приносит пользу, от решения более общего вопроса поиска смысла психо­логи часто отказываются, не имея достаточно профессионализма или отвечая массовому спросу. Так что же происходит, если не при­слушиваться к душе? Почему нам нужно чего-то быстрее достичь или что-то лучше узнать, если мы не имеем никакого представле­ния о том, кто мы такие и каким ценностям отвечают эти блоки ин­формации?
Если мы не спрашиваем, что хотят боги, - то есть в чем зак­лючаются скрытые намерения этих древних автономных сущно­стей души, - значит, мы живем не только поверхностной жизнью, но и обманываем сами себя. Это умозаключение вряд ли покажет­ся новым, однако оно потребует от нас укрепления силы духа, ина­че «окультуривание» современности неминуемо приведет нас к душевному разладу. Как отмечается в древнекитайском тексте «Искусство разума»,

Человек хочет знать именно то... Но его средства познания пред­ставляют собой это... Как он может познать то? Только совершен­ствуя это.
То - это внешний мир, который мы хотим познать, но мы его можем познать только посредством этого, нашего внутреннего, очень индивидуального способа познания. Если мы не знаем это, то находимся во власти того, что предназначает нам мир. Истин­ная эволюция нашего мира заключается не столько в учении Дар­вина, несмотря на его великую полезную метафору, сколько в уче­нии Юнга, сделавшего для современных людей доступной вневре­менную область психики. Эволюция мира определяется эволюци­ей сознания, эволюцией познания отношений между человеком и автономным миром, между человеческой восприимчивостью и бо­жественной автономией.

Тем не менее сегодня мы ежедневно сталкиваемся с прису­щими модернизму признаками душевного недомогания - мы об этом читаем в газетах, находим в своих зависимостях и фобиях, а также видим в тревожных снах. Это не наивная ностальгия по про­шедшим как будто более легким временам, которую мы интуитив­но ощущаем в превратностях современной жизни. Скорее речь идет о том, что пишет Юнг:
Человек ощущает себя изолированным в космосе, поскольку уте­ряна его связь с природой... с явлениями природы... постепенно ут­ратившими свою символическую сопричастность. Гром - уже не голос гневающегося бога, а молния - не орудие его возмездия. В реках нет водяных, в деревьях не присутствует жизненное нача­ло... змеи не являются воплощением мудрости, а горные пещеры не служат прибежищем великого демона. Камни, растения и живот­ные более не говорят с человеком, да и он сам не говорит с ними, как раньше, в надежде, что его услышат. Нет больше связи с приро­дой, нет и той глубоко эмоциональной энергии, порождавшейся этим символическим единением.16
Восприимчивость к мифу восстановить невозможно - мы слишком давно ее утратили. Мы слишком развили свое сознание, иначе говоря, мы слишком отделили себя от инстинктивной жиз­ни. Последнее предложение Юнга в этом отрывке является клю­чевым. Космос - это энергетическая система, частью которой мы являемся. Если мы уже не являемся частью живой мировой системы, то нас больше не наполняют и нами не движут эти соединя­ющие энергии.
Опять же, это не означает, что надо вернуться к первоначаль­ным связям с внешним миром, но мы должны уметь согласовывать свою сознательную жизнь с глубинными намерениями психики, если только сможем воссоединиться со своими глубоко погребен­ными мифологическими откликами. Поскольку психика - это ме­сто встречи души с внешним миром и также с человечеством, то такое восстановление согласия хотя и не убережет нас ни от стра­даний, ни от смерти, но поможет создать более глубокое ощуще­ние гармонии с богами.
В конечном счете, именно в этом заключается основное со­держание работы со сновидениями. Мы не знаем, откуда берутся сны17, зато мы знаем, что если мы будем следовать их мифологи­ческим образам, то нам откроется возможность согласовать созна­тельный выбор с намерениями души. Когда мы придем к этому согласию, оно даст нам ощущение гармонии и смысла. Альтерна­тива - это подчинение отщепленным комплексам или внешним нормам, которое в результате приводит к неврозу. Таким образом, выявление человеком своей индивидуальной мифологии посред­ством отслеживания своих снов - это работа, связанная с мифо-поэтической настройкой. В таком случае, по крайней мере на ка­кое-то время, восстанавливаются древние связи, о которых гово­рил Юнг, и человек живет жизнью, в которой выражается воля божества.

В автобиографии Юнга есть очень интересное место, в кото­ром он описывает свою глубинную связь с природными энергия­ми во время поездки в Кению и которое заставляет снова и снова проникнуться величием и торжественностью картины:
С невысокого холма нам открывался величественный вид на саван­ну, протянувшуюся до самого горизонта; все покрывали бесчислен­ные стада животных - зебр, антилоп, газелей и т.д. Жуя траву и мед­ленно покачивая головами, они беззвучно текли вперед, как спо­койные реки; это мерное течение лишь иногда прерывалось однотонным криком какой-нибудь хищной птицы. Здесь царил покой извечного начала, это был такой мир, каким он был всегда, до бытия, до человека, до кого-нибудь, кто мог сказать, что этот мир -«этот мир». Потеряв из виду своих попутчиков, я оказался в пол¬ном одиночестве и чувствовал себя первым человеком, который узнал этот мир и знанием своим сотворил его для себя.18
Медленная размеренная поступь пасущихся копытных, пе-чальные крики стервятников, поджидающих падаль, состояние извечного покоя - это состояние пребывания вне времени; имен¬но так живут наши души, независимо от присутствия Эго.
Поскольку Юнг был совсем не глуп, его замечание о том, что он ощущает себя у истоков сотворения мира, как бы участву¬ет в его создании, по существу является признанием глубины со¬участия, к которому призвано все человечество. Привнося осо¬знание данного момента и отказываясь от обычных навязчивых притязаний Эго, Юнг свидетельствует о своей мистической со¬причастности, participation mystique, с божествами. Эта глубина реальности открывается нам все время, однако она редко откры¬вается сознанию. Никто из нас не может избежать повседневно¬го нашествия напастей и бед, оказавшись в такой саванне души, переживания которой испытал в Кении Юнг, но тем не менее мы несем в себе эту вневременную размерность души. История рас¬порядилась так, что религия и родовая мифология порождали нуминозные образы, которые могли нас соединять с такими мгно¬вениями вечности.
Замечание Юнга вовсе не является примером антропоморфи-ческого высокомерия; скорее этим он выражает смиряющую ответ-ственность, сакральный зов. Юнг далее пишет:
Человек есть тот, кто завершает творение... он тот же создатель... только он один вносит объективный смысл в существование этого мира; без него все это, неуслышанное и неувиденное, молча погло¬щающее пищу, рождающее детенышей и умирающее, бессмыслен¬ной тенью сотни миллионов лет пребывало в глубокой тьме небы¬тия, двигаясь к своему неведомому концу. Только человеческое со-
знание придает всему этому смысл и значение, и в этом великом акте творения человек обрел свое неотъемлемое место.Наша жизнь - это приглашение к сознательной рефлексии, это вызов выдержать, оказавшись свидетелем масштабной симво¬лической драмы, которая разыгрывается и в истории, и в каждом отдельном человеке. Хотя более глубинные намерения таких ука¬заний могут приводить Эго в недоумение и даже испугать, подчи¬нение таким великим энергиям, которые мы называем богами, призывает нас более почтительно относиться к ним по сравнению с тем, как мы привыкли это делать раньше.
Исторически сложилось так, что во всех мировых религиях в разной степени сохранялась восприимчивость к мифу, а также соучастие людей для более масштабного бытия. Для одних лю¬дей такое соучастие становится возможным через религиозные традиции и участие в жизни общины; для других центр тяжести перемещается с санкционированных «его преподобий» и «их вы-сокопреосвященств» на уникальность индивидуального стран¬ствия.
Создание поддержки индивидуального странствия в более масштабной жизни - это главная задача глубинной терапии. Как нам известно, в основном рамки современной терапевтической практики ограничиваются ослаблением симптомов, обновлением поведения и когнитивных установок и фармакологическими ин¬тервенциями. При всей пользе, которую иногда приносят эти ме¬тоды, сами по себе они являются поверхностными, если считать, что самая глубокая потребность каждого из нас состоит в поиске смысла, в открытии для себя новых духовных точек отсчета и в повышении собственной роли в сотворении своей жизни. Анали¬тическую психологию критиковали за ее сомнительную «глубоко религиозную» направленность. На это я бы ответил, что именно углубление духовности, в широком смысле этого слова, является самой насущной потребностью большинства из тех, кто оказыва¬ется на пороге кабинетов юнгианских аналитиков.
За всеми нашими патологиями, всей нашей симптоматикой, которая может выражаться в депрессии, зависимостях, проблемах в межличностных отношениях, печали, тревоге или потере ориен¬тации в жизни, - совершенно по-разному проявляется скрытая
религиозная проблема. Более того, Юнга оговаривали, обвиняя его - подумать только! - в мистицизме и гностицизме. Каждое из этих понятий относится к человеку, испытавшему индивидуаль¬ное нуминозное переживание, и вряд ли - к преступнику. Мы зна¬ем, что человек по-разному отправляет традиционные культы, лишь бы избежать религиозного переживания, он даже может ис¬пользовать терапию как бессознательную стратегию, оберегаю¬щую его от зла и сдерживающую устремления души. Нам извест¬но, что научная практика во многом представляет собой обсужде¬ние жизни в такой форме, которая позволяет избегать ее прожи¬вания. Но, конечно же, такое избегание, то есть пребывание в под¬вешенном состоянии до тех пор, пока не умрем, опрощает душу. Несомненно, жизнь заключается в том, чтобы подойти к нуминоз-ному переживанию.
Последний новогодний доклад, посвященный космологичес¬ким перспективам, предсказывает, что если Вселенная будет про¬должать ускоряться прежними темпами, под действием неких «темных сил», как их называют астрофизики, то
...вместо того чтобы спокойно уплывать в ночь, дальние галактики будут по существу разлетаться с такой скоростью, что между ними не будет возможна никакая связь. По существу, получится так, слов¬но мы будем жить в центре черной дыры, которая становится все более пустой и более холодной.20
В XVII веке Блез Паскаль заметил, что его пугает молча¬ние этих бесконечных пространств. Что ж остается думать нам, прочитавшим статью астрофизика Лоренса М. Кросса с его выво¬дами о бесконечном расширении космических пространств: «Все наше знание, цивилизация и культура обречены на забвение. И это ждет нас в не столь отдаленном будущем»21. Такова реальность, и огромный метафизический лабиринт, по которому сознательно или интуитивно блуждают наши соплеменники, скрывается под каждым их визитом к терапевту, неотступно присутствует в каж¬дом культовом учреждении и выражается в жестикуляции и в лю¬бой повседневной и хорошо известной нам патологии.

Просмотров: 926 | | Рейтинг: 0.0/0