Главная » 2013 Январь 15 » Этапы социализации личности
12:15 Этапы социализации личности | |
|
|
Развитие и само изменение человека на всех возрастных ступенях жизни мы выделили в отдельную главу поскольку считаем, что следует детально рассмотреть не только то как меняется человек с возрастом, но и те рычаги и нормы, которые должны соответствовать этим изменениям. Что должны сделать родители, педагоги, воспитатели, чтобы индивидом были усвоены не только нормы его группы, но и через формирование личного "Я" оказалась его уникальность как личности, чтобы процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей способствовал его социализации. То есть, необходимо создавать модель социальной помощи, особенно детям и подросткам, ориентированную на социальную компетентность. Очень важно, чтобы все, причастные к воспитанию и становления ребенка в микро социуме, знали возрастные особенности и обязанности, которые должны выполнять дети при предъявлении к ним определенных требований. То есть, должна существовать определенная модель формирования социальной компетентности, которая поможет на практике, при реализации, ориентироваться родителям, учителям, воспитателям, социальным педагогам в требованиях к развитию ребенка. В основе понятия "обязанности развития" заложена идея о том, что жизненный путь человека можно разделить на различные стадии или фазы. С социально-педагогической точки зрения избран следуя периодизацию жизни человека: - Младенец (от рождения до 1 года), - Раннее детство (1-3 года), - Дошкольное детство (3-6 лет), - Младший школьный возраст (6-10 лет), - Младший подростковый (10-12 лет), - Старший подростковый (12-14лет), - Ранний юношеский (15-17 лет), - Юношеский (18-23 года), - Молодость (23-30 лет), - Ранняя зрелость (30-40 лет), - Поздняя зрелость (40 - 55 лет), - Преклонный возраст (55-65 лет), - Старость (65-70 лет), - Долгожитель (более 70 лет). Процесс социализации продолжается в течение всей жизни. Это означает, что социализация никогда не завершается, но и "никогда не бывает полной" (Т.Бергер, Т. Лукман). Социализация взрослых изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация ребенка формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р.Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором сходят на нет психологические приметы детства. Например, отказ от детских лидеров, от идеи о том, что наши требования должны быть законом для окружающих и т.д.. Но, как считает Н.В.Бордовська, в "незавершенности социализации" можно видеть бесконечность и неограниченность самораскрытия личности. Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных этапов в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности сенсорно-моторная (от рождения до двух лет), операционная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (7 до 11). По заключению Д.Смелзера процесс формирования личности происходит по трем стадиям: 1) Стадия имитации и копирования детьми поведения взрослых. 2) Игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли. 3) Стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей. С.Гончаренко выделяет первичную социализацию (детство, подростковый возраст) и в трудовую, после трудовую. Д.Б.Эльконин, на основе трудов Л.Выготский и А.Леонтьева, создал периодизацию типов ведущей деятельности в зависимости от возраста. 1) Непосредственно эмоциональное общение (до 1 года). 2) Предметно-манипулятивная деятельность (1-3 года), когда ребенок воспроизводит общественно выработанные способы действия с вещами, возникает собственно "Я". 3) Игровая деятельность (3-6 года), во время которой формируется ориентация на общее содержание человеческих отношений. 4) Учебная деятельность формируется у детей от 6 до 10 лет, когда возникает теоретическое осмысление и развиваются соответствующие им способности такие как рефлексия, анализ, мысленное планирование. 5) Цельная общественно-полезная деятельность (10 - 15 лет), которая формирует состав к участию в необходимом работе, строить общение, устанавливать межличностные связи, умение оценивать возможности своего "Я". 6) Учебно-профессиональная деятельность (15 - 17-18 лет), когда формируются способность строить жизненные планы, гражданские качества личности, мировоззрение. Э.Эриксон рассматривает этапы социализации, как возрастные стадии, на которых индивиды имеют определенные проблемы, возникающие на жизненном пути. Он считает, что нерешенная проблема негативно влияет на социализацию вообще. Стадия 1. Детский (младенец) период. Проблема - доверие или недоверие к окружающим (еда, безопасность, пожалуйста). Стадия 2. Возраст 1 - 2 года. Проблема - автономия или стыд и сомнение. С одной стороны ребенок отстаивает свои права, с другой - родители повышают требования к ней, стыдят, если он не умеет выполнять физиологические и другие обязанности. Стадия 3. Возраст от 3 до 5 лет. Основная проблема - инициатива или чувство вины. Осознается различие между мальчиками и девочками, проявляется дух соперничества, развиваются любознательность и представления. Чрезмерное притеснения со стороны взрослых приводит к безынициативности в дальнейшем. Стадия 4. Младший школьный возраст. Проблема - усердие или небрежности. На этой стадии происходит обучение коллективной работе, формируются взаимоотношения. Главное - достояние уверенности в себе, своих способностях. Стадия 5. Подростково - юношеский возраст. Основная проблема - становление индивидуальности (идентификация) или ролевая диффузия (неопределенность в выборе ролей). Поиск своего места в жизни, выбор дальнейшего пути. Первые неудачи в выборе друзей, работы и т.п.. Это может негативно повлиять на дальнейшую жизнь. Стадия 6. Молодые годы. Основная проблема - интимность или самостоятельность. Главные цели на этом этапе - ухаживания, свадьбы и другие виды близких отношений. Стадия 7. Возраст. Основная проблема - производительность (творческая деятельность) или стагнация (творческий застой). Эта стадия связана с реализацией индивида в двух основных ролях - работника и отца. На этом этапе реализуется тот потенциал, который индивид накопил в течение предыдущих стадий социализации. Стадия 8. Старость. Основная проблема - умиротворение или отчаяние. На этом этапе социализации индивида определяет подведение итогов собственной жизни и успешности предыдущих этапов. Как верно считают И. Остапйовський и Т.Остапйовська, данная концепция стадий развития личности имеет определенные преимущества, так очерчены в ней этапы социализации и центральных задач, позволяют корректировать социальную помощь человеку в течение его жизни. Сформируем обязанности развития для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Возрастные этапы Особенности и новообразования Обязанности развития 2-3 года Навыки самообслуживания Последовательность выполнения действия через многократный показ Язык Четкие ответы на вопросы Умение слушать Чистая язык Взаимоотношения с близкими Уметь не мешать другому, обратиться за помощью Помощь в домашней работе Принести папе газету, бабушки - очки Разложить ложки на столе 3-5 лет Самостоятельность Навыки обхождения себя: шнурует обувь, застегивает пуговицы Убирает постель, игрушки Сборка свои вещи Умение считаться с другими упросить у другого Договориться со сверстниками Умение играть или выполнять действия в группе Дружба Развитие взаимоотношений Язык Расширение словарного запаса Независимость Развитие самостоятельной деятельности Умение занять себя 5-6 лет Развитие речи Использование вербальных и невербальных средств общения Пользование инфраструктурой Формирование интереса к окружающим, различных видов деятельности Умение пользоваться телевизором, телефоном, фотоаппаратом Знакомство с разными людьми, профессиями, определения разницы, преимуществ Желание познать новое Тяга к чтению, письму, счету Взаимоотношения Умение находить друзей Развитие взаимоотношений с учетом автономности сторон 6-10 лет Познавательный показатель Умение ориентироваться в ситуации, Выделять проблему выдвигать возможное количество вариантов решения проблемы Проектирование Выделение смысловой единицы Анализ и оценка события Точное, управляемое восприятие, произвольное внимание, наглядно-образное мышление Зрелое отношение к учебе Ответственность Исполнительность Терпение Опрятность Самостоятельность Умение принять решение Найти выход из ситуации Выбирать друзей и виды участия в разной классной и внеклассной деятельности На основе идей М.Поташника, А.Мудрик разработал набор эмпирических показателей социализированности (осмысленно, неосмысленно), как результат социализации в целом, которые можно использовать в практике работы школ. На основе изучения учащихся средних и старших классов они объединены в четыре блока: психологический, инструментальный, коммуникативный, социальный. Для каждого из них характерны определенные новообразования и обязанности развития. Например, психологический блок содержит такие важные обязанности развития, как: личные взгляды на проблему, независимость поступков, творческий подход к формированию личных жизненных событий, развертывания личного жизненного потенциала и т.п.; коммуникативный - умение работать в группе, умение налаживать контакты и др.. Это далеко не полный перечень обязанностей личности, но родителям и педагогам он может помочь и при внедрении личностно-ориентированного подхода к ребенку даст обязательно определенные результаты. Мы сталкиваемся с тем, что большинство родителей воспитывают ребенка интуитивно и знание алгоритма обязанностей ребенка определенного возраста станет им в возможность. Как отмечает В. Радул, "мы имеем проблему с разработкой методик поведения человека в новом экономико-социальной среде демократического общества, рыночных отношений, более полной реализации образования как ведущего фактора развития цивилизации и личности в этом процессе. Одна из составляющих и ключевых проблем педагогической теории и практики - проблема личности и ее развития в специально организованных условиях ". Л.Буева отмечает, что "именно в диалектике способностей и потребностей заложены немалые возможности объяснения развития личности".
|
|
|
|
|