Главная » 2013 Январь 15 » Развитие и самореализации личности в условиях образовательного учреждения
12:30 Развитие и самореализации личности в условиях образовательного учреждения | |
|
|
Глубокие социальные, духовные и экономические сдвиги, происходящие на рубеже третьего тысячелетия в Украине, побуждают к реформированию системы образования, которая должна способствовать утверждению человека как высшей социальной ценности, самом раскрытию его способностей, удовлетворению разнообразных образовательных потребностей, обеспечению приоритетности общечеловеческих ценностей, гармонии отношений человека и окружающей среды, общества и природы. В подготовке такого человека особую роль выполняет школа, где интегрируются научно-методические основы формирования личности. Общетеоретической основой современного этапа реформирования украинской школы признается парадигма личностно-ориентированного образования, которая, по утверждению философов, психологов, педагогов, должна строиться на основе современных научных представлений о потребностях современной личности и общества, об особенностях их взаимодействия. Решение этих проблем ставит перед воспитателями (учителями, родителями) задачи, которые нашли отражение в Законе Украины "Об образовании" и Законе "Об общем среднем образовании", где говорится о необходимости формирования и развития социально-активной гуманистически направленной личности с глубоко осознанной гражданской позицией. Новые требования воспитания вызвали к жизни Национальной доктрине развития образования Украины в XXI веке, в которой определяется, что в основу национального воспитания должны быть положены принципы гуманизма, демократизма, единства семьи и школы, преемственности и преемственности поколений. За последнее десятилетие коренным образом изменились цели и задачи воспитания школьника, содержание этого процесса, методы и условия становления личности. Все это требовало критической переоценки того состояния, сложившегося в системе школьного образования, и осуществление нового подхода к исходным позициям в развитии школьника. Развитие человека - это процесс становления и формирования личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Потенциальные возможности окружающей среды следует умело использовать в процессе воспитания. В среде, под его влиянием, человек социализируется. Через нее происходит наследование и преобразования индивидами социального опыта в собственные установки, ориентации, навыки, умения, способности и т.д.. Ее цель - помочь ребенку адаптироваться в обществе, усвоить опыт старших, понять свое призвание, найти пути эффективного самоопределения. Результатом социализации является активное воспроизведение личностью приобретенного социального опыта в деятельности и общении. В процессе развития наук о ребенке сформировалась совокупность взглядов на социализацию, объединяет следующие идеи: о неразрывной связи с образованием и воспитанием, о связи социализации с адаптивными процессами, о социальных - контакты как одну из содержательных сторон социализации, о значение самосознания, социальной ориентации и развития языка для успешной социализации. В контексте этих идей социализация рассматривается как обретение людьми социального опыта и ценностных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей. Основными институтами социализации многие ученые признают систему образования и воспитания. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации. Сегодня на проблему социализации личности обращают внимание И.Д.Бех, О.А. Головатый, А.Й Капская, Д.В. Ольшанский и др.. Они считают, что внешние обстоятельства влияют на ребенка через внутренние условия, через те качества, что у нее сформировались раньше. При этом в развивающемся организме, возникают противоречия между требованиями, которые ставит общество к личности, и тем, чем он владеет. Отсюда стремление человека к дальнейшему познанию мира, к обогащению своего опыта. Мир становится другим. Очевидно, что только человек с широким личностным диапазоном возможностей, развитым интеллектом, способен к творческому индивидуального само осуществление. "Обновление нации всегда начинается в головах мыслящих ее членов и постепенно, распространяясь за пределы этой группы, опускается до низов общества", - утверждал У.Джеймс в своей книге "Психология в беседах для учителя". Он пытался обратить внимание "педагогической молодежи на текучесть духовных явлений", на необходимость, исходя из этого, рассматривать воспитание как организацию силы человека и тех тенденций его поведения, которые должны приспосабливать к окружающей его общественной и физического мира. Позже М.В.Шелгунов в своей работе "Письма о воспитании" писал: "Где тот общий дух, который питал бы всех одним стремлением и каждому человеку указывал одну и ту же цель - не материальную, ..., а выше, благотворно действующее на поднятие его духа? "Навязывая детям свои тенденции, свои предвзято идеи, - считал он, - мы создаем из них рабов, а не свободных людей, мы только меняем ливрее рабства, а не создаем людей, которые должны думать, действовать по - своем и сами создавать свои обстоятельства. Фундаментальные проблемы (ФПО) - так называет Роберт Н.Вейс новую науку об образовании, основу которой закладывает концепция индивидуума. Другими словами: работники сферы образования в Америке уже давно встали перед проблемой нового понимания индивидуализма и гуманизма. В основе Е-теории, выдвинутой Р.Вейсом, лежит предположение: каждый индивидуум должен оцениваться в обучении, воспитании, жизни на основе индивидуальных характеристик и качеств, а также умение преодолевать внутренние препятствия такие как: неспособность предвидеть все последствия во взаимоотношениях людей, нетерпимость, возражения, соблазн словесного образа т.д.. "Человек ориентирована на производство в себе Человека ..., такой человек становится, по сути своей, важным условием выживания как вида на земле", считает Т.Ф.Акбашев, анализируя условии, благоприятные для развертывания жизненного потенциала личности. Украинский философ В.С.Возняк отвергает мысль о том, что школа готовит ребенка к жизни, считая, что педагогический процесс следует рассматривать как жизненный процесс, процесс жизненно творческий, где личность в самом процессе творит самого себя и свою жизнь. Необходимость обновления системы воспитания и образования рождается глубокими изменениями в общественных отношениях. Такой период переживает украинское общество. Большой процент безработных в нашей стране - это не только показатель экономического кризиса, нестабильности, но и показатель дефицита деловых, энергичных людей, настоящих специалистов своего дела на мировом уровне. Задачи новых систем состоит в том, чтобы формировать определенный тип личности, которая бы четко осознавала: "Кто" Я "?", "Каков мой образ" Я "?", "Для чего" Я "?", "Какой смысл моей жизни ? ". Осознавая это, она сможет самоопределиться, получит удовольствие от своей деятельности, то есть успешно интегрируется в общество. К сожалению, современная школа постепенно превращается из учебно - воспитательного учреждения в учебное заведение. А "триединая цель, которая ставится на уроке, - пишет академик Д.Тхоржевський, - ограничивается одной из них, а именно - учебной". Воспитательная цель, как и развивающая, остается без внимания учителей и руководителей школ. Профессор П.Щербань констатирует, что система образования в Украине до сих пор ориентирована на передачу знаний, а образовательные технологии основываются преимущественно на запоминании информации и являются пассивными, а не разливательными и не воспитательными и, отмечает, что в цивилизованных странах мира молодых людей в школах учат жить, быть личностью, патриотом своей родины, организатором деловой жизни, что гораздо труднее, чем учить знать и уметь выживать. Кто-то может возразить, что были пионеры, октябрята, существуют Уставы школы, является самоуправления и тому подобное. Действительно все с воодушевлением исполняли Законы октябрят, Законы юных пионеров, об их нарушении велись записи в дневнике, вокруг них проводились собрания, заслушали "нерадивых" учеников и тому подобное. От выполнения этих законов зависело будущее человека. То есть, целью всей воспитательной работы было "осуществление", "соблюдение", "исполнения". Многие было израсходовано усилий учителями, воспитателями. Но почему сейчас не действуют эти законы? Получается, что у нас не хватило того духа, о котором говорили психолог У.Джеймс, педагог М.В.Шелгунов. Ибо "Дух - это сознание, мышление, психические способности, то, что возбуждает к действию, к деятельности, начало, определяющее поведение, действие. Это внутренняя нравственная сила" (С.И.Ожегов). Получается, что изменились обстоятельства (социальные и экономические преобразования в стране) и человек сразу растеряла то, чему ее столько лет учили. Идет дегуманизация общественных отношений. Анализируя духовное состояние человека, один из современных философов метко заметил: "Мы так без ¬ надежно розлюдянились, что за сегодняшнюю скоромную кормушку отдадим все свои принципы, душу свою, все усилия наших предков, все возможности для потомков ..." Видимо не следует позорить время, а следует обратить внимание на воспитание. Мы привыкли к тому, что если что-то плохо, следует улучшать формы, методы, средства воспитания. Но видимо дело не только в этом, а в более глубинных наслоениях нашего бытия, нашего мировосприятия, нашей идеологии воспитания. Проблемы социального воспитания в школе можно сгруппировать по двум направлениям (И.В.Болгова): 1. Юридическая нерешенность многих важных вопросов детства в современных условиях, правовой вакуум. 2. Не решение организационных вопросов на всех этапах социального управления в вопросах социально - педагогической работы с детьми. Управление - осмысленный влияние личности на объекты, процессы, людей, которые принимают участие, с целью оказать определенное направление деятельности и получить определенные результаты. Педагогическом управлению присуща определенная специфика: воспитатель руководствуется внутренними потребностями школьника; главным является положение, что каждый человек является самобытная личность; основой воспитанного воздействия является гуманность взаимоотношений. Среди методов и форм духовного формирования одно из ведущих мест принадлежит активным формам и методам (ситуационно-ролевые игры, социограммы, метод анализа социальных ситуаций с морально-этическим характером, игры-драматизации и др.), которые дают детям возможность предметно, непосредственно и эмоционально быть в ситуации морального выбора и нравственного поиска. Личностно-ориентированная педагогика выводит на первый план самого человека, его ценности, его личную свободу, ее умение прогнозировать и контролировать себя. Этот процесс начинается с раннего детства. "Нет детей - есть люди", писал Ян Корчак. Ребенок - это человек, а это значит, что к ней следует относиться как к полноценной личности. Синергетический метопринцип (синергия - единство). Это самоуправления, самоорганизация, самосохранения, саморазвитие. То есть в воспитании это еще и самовоспитания. Герменевтических метопринцип - искусство разъяснения. По педагогике, то этот принцип дает возможность осмыслить и переосмыслить как прошлый опыт, так и педагогические инновации. Для примера возьмем педагогическое наследие А.С.Макаренко. Каждое новое поколение педагогов, изучая его педагогическое наследие, впитывало в себя и применяло определенные педагогические идеи, методы, приемы воспитания и перевоспитания Скажем в 50-70 годы бралось основном то, что касалось становления детского коллектива, коллективных форм и методов работы с учащимися. Для педагогов 80-90 лет с развитием педагогика сотрудничества и сотворчества учителя и учащихся, эта взаимосвязь рассматривается в контексте воспитания и самовоспитания личности, привлечения ее к производительному труду. Сейчас с позиций становления и развития его педагогической системы, мы видим целый ряд новых идей, особенно для деятельности пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних. Воспитание духовно здоровой личности должно начинаться с формирования у подрастающего человека моральных ценностей, которые связываются и раскрываются через такие понятия как совесть, доброжелательность, терпимость к инакомыслящим. Воспитание духовности связано с необходимостью бережного отношения к индивидуальным "духовных святынь" каждого ученика. То есть не вмешиваться в духовный мир ученика, а понять его мир и создать реальные условия для духовно-нравственного самоутверждения. Можно привести общеизвестные, но одновременно очень важные для каждого учителя этические правила взаимоотношений с учеником на основе принципа "не навреди". 1.Не унижайте своих учеников, а чаще отмечайте их достоинства и успехи. 2.Не вступать с учениками, а привлекайте их к сотрудничеству. З.Не жалуйтесь на учеников их родителям, а ищите выход из сложной ситуации. 4.Не относитесь предвзято-негативно к своим ученикам. 5.Не храните секреты ваших учеников, если они вам их доверили. 6.Не перегружайте учеников непосильными для них задачами и задачами. 7.Не выключайте того, что в некоторых ситуациях учащиеся оказываются умнее вас. 8.Не спешите ставить ученику низкую оценку, не заинтересовав его, не проявив усилия научить его. 9.Не ищите для всех раз и навсегда установленных требований, а действуйте с учетом ситуации и конкретного ученика, т.е. творчески. 10.Не вдовольняйтесь высокими, как на ваш взгляд, педагогическими успехами, помните, что у вас всегда есть резерв творческого саморазвития. Духовно-нравственная сфера тесно связана с интеллигентностью личности. Слово интеллигентность мы чаще употребляем в контексте характеристики личности, для которой характерны высокий уровень духовности и нравственности, общей и профессиональной культуры, высокого интеллектуального и творческого "развития, четко выраженной активной и общественной позиции. Интеллигентность характеризует наиболее развитую и прогрессивную часть общества, которая ни в коем случае не служит реакции или регресса общественного развития. Итак, если педагог является человеком высокого уровня интеллигентности, то он обладает способностью к душевного резонанса и далее до глубокого проникновения, понимания и создания духовного мира воспитанника, заботу о его здоровье. В контексте сказанного уместно напомнить слова В.А.Сухомлинского: "Забота о здоровье людей, тем более о здоровье ребенка это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не перечень требований к режиму питания, труда и отдыха. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества ". В настоящее время уже все осознали, что здоровье не только и не столько обусловлено психофизиологическими особенностями человека, сколько способом его жизни в семье, уровнем воспитания в семье и школе, уровнем культуры социальной среды, в которой осуществляется жизнедеятельность человека. Следует отдельно обратить внимание на негативные эмоции и негативную когнитивную оценку действий учащегося со стороны учителя, что противоречит аксиоме создания продуктивной среды познания и воспитания. Например, педагог по верх реактивной поведением все преувеличивает: ученик подвижный - хулиган, пассивный - лентяй. Ученик для такого учителя - враг, а поведение учителя - своеобразный защитный механизм (П.П.Блонський, С.Т.Шацький). Очень часто такой учитель, выражает подсознательно плохое отношение к ребенку, вызывает негативные эмоции. В этом случае ученику дается меньше времени на обдумывание вопроса; не повторит вопрос, если тот не расслышал его, не "видит" поднятой руки ученика, которого эмоционально воспринимает; либерально оценивает неверный ответ ребенка, к которой относится положительно и уменьшает количество баллов ребенку, к которой относится отрицательно; чаще делает замечание: не улыбается ребенку. Такое отношение не совпадает с этикой педагога. Он должен быть инициативным в общении, индивидуализировать свои контакты с учениками, гибким в своих установках, знать, чего хочет и достигать цели с помощью позитивных установок, создание ситуации успеха, а главное - понимание того, что чувствует другой человек, верных когнитивных оценок.У каждого эти характеристики развиты по разному, поэтому речь будет идти о "индивидуальность", "индивидуальное" Я ". Вот на этом уровне наиболее уязвимое место организации работы с ребенком. Потому, во-первых, мы разбираемся, вроде, на индивидуальном подходе к ребенку, но большинство учителей и воспитателей совсем не знают или мало знают о психических явлениях, процессы познания и качества ребенка. Они работают с ней на интуитивном уровне. Во-вторых, в большинстве своем воспитатели слабо ориентируются в трактовке понятий личность-человек, как носитель каких-то качеств и индивидуальность - особенности характера и психического склада, что отличает одного индивида от другого. Поэтому и цель воспитания идет не от этих понятий, не от необходимости формирования, развития недостающих и слабо выраженных качеств для полно-ценного формирования образа "Я", а от задач, стоящих перед школой. А это снова "сумма знаний", а не развертывание жизненного потенциала ребенка. В-третьих, педагогические коллективы понимают, что должны выращивать мыслящих людей, должны заботиться об интеллектуальном потенциале нации. Они включают в школьные программы уроки твор ¬ чести, пытаются увеличить количество методов, которые должны вызвать интерес учащихся к предмету, но не все понимают, что кроме творчества, внимание, память и процесс мышления и определяют интеллект.
|
|
|
|
|