Главная » Статьи » Психология и педагогика

Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушенным зрением


На современном этапе развития коррекционной педагогики и специальной психо-
логии  создание  эффективной  системы  комплексного  сопровождения  семей,  воспиты-
вающих  детей  с  отклонениями  в  развитии  является  актуальной  задачей.  Современные 
исследователи выделяют целый комплекс проблем, с которыми сталкиваются семьи ре-
бенка с нарушенным зрением. К ним традиционно относят социальные проблемы: отчу-
жденность семьи, потеря родителями работы из-за необходимости ухаживать за ребен-
ком с особыми нуждами, отсутствие толерантной культуры в обществе и т.д. Психоло-
гические проблемы характеризуются появлением эмоционального дискомфорта в семье, 
дисгармонизацией супружеских и детско-родительских отношений. Большинство роди-
телей не знают о существовании системы реабилитационной помощи. Отмечается дос-
таточно  низкая  педагогическая  культура  и  незнание  родителями  даже  базовых  основ 
коррекционной  педагогики  и  специальной  психологии,  что  существенно  ограничивает 
возможности создания коррекционно-развивающей среды в домашних условиях и пони-
мание  особенностей  и  перспектив  развития  незрячего  и  слабовидящего  ребенка.  При 
этом семья, воспитывающая ребенка с нарушенным зрением находиться в изоляции, пе-
реживает сильный психологический стресс. 

В специальной литературе имеется описание так называемых фаз психологическо-
го осознания факта рождения ребенка с нарушенным зрением. Первая фаза характери-
зуется  состоянием  растерянности,  страха,  переживанием  шока,  ощущением  того,  что 
рушится  привычная  жизнь.  Родители  испытывают  чувство  неполноценности,  беспо-
мощности, тревоги за судьбу своего ребенка, Опыт работы с такими семьями показыва-
ет, что у многих матерей появлялись мысли о самоубийстве. Усугубляет ситуацию нали-
чие  у  младенца  тяжелых  сопутствующих  заболеваний.  Увеличение  комбинированных 
случаев отклоняющегося развития является сегодня не оспоримым фактом. 

Важным моментом в этой ситуации для специалистов является организация совме-
стной скоординированной работы, в ходе которой необходимо познакомить родителей с 
содержанием  и  структурой  психолого-педагогической  помощи  детям  с  проблемами  в 
развитии в России. Обратить их внимание на то, что они не одиноки в своих проблемах 
и есть специалисты готовые им помочь. Особое внимание необходимо уделить разъяс-
нению причин и факторов, способствующих появлению аномалий в развитии. В зависи-
мости от обстоятельств эти беседы могут носить профилактический характер и вероятно 
помогут задуматься родителям о здоровом образе жизни. Возможны варианты, при ко-
торых родителям следует объяснить, что появление невидящего или слабовидящего ре-
бенка обусловлено множеством фактором, среди которых их личные проблемы занима-
ют незначительную роль и не могут служить источником личной вины, оказывающей 
разрушительное воздействие на весь семейный микроклимат. Полезным будет обратить 
внимание родителей не только на необходимость медицинской помощи детям, но и чле-
нам их семей. В такой ситуации педагоги должны доказать, что от родителей требуется 
мужество, совместный труд со специалистами и разумная позиция по отношению к не-
зрячему ребенку. 

Суть второй фазы – состояние шока, которое трансформируется в негативизм и 
отрицание диагноза. Если педагоги смогут обсудить с родителями их неосознанные ими 
мотивы и намерения, то в большинстве случаев после осознания разочарований и подав-
ленности наступает понимание ребенка, это и есть наилучшая предпосылка успехов в 
воспитании.  По  мере  того  как  родители  начинают  принимать  диагноз  и  понимать  его 
смысл, они погружаются в глубокую депрессию. Это состояние характеризует третью 
фазу,  которая  получила  образное  название «хроническая  печаль».  Четвертая  фаза – 
принятие  диагноза,  начало  психологической  адаптации,  когда  родители  в  состоянии 
правильно  оценить  ситуацию,  начать  руководствоваться  интересами  ребенка,  устанав-
ливать с ним адекватные эмоциональные контакты. 

Для предупреждения родительской некомпетентности дефектологи должны объяс-
нить, что воспитание незрячих и слабовидящих детей в домашних условиях направлено 
на  поддержание  эмоционального,  контакта  ребенка  с  родителями  и  широким  кругом 
знакомых, на расширение знаний об окружающем мире, на знакомство с литературой, 
музыкой,  на  физическое  и  компенсаторное  развитие.  Результатом  совместной  работы 
специалистов и родителей должно стать формирование адекватной позиции родителей в 
отношении ребенка и его дефекта. В системе воспитания должны учитываться индиви-
дуально-возрастные и психофизические особенности, характер поражения и степень со-
хранности зрительных функций и т.д. При этом необходимо помнить, что развитие ре-
бенка со зрительными нарушениями протекает по тем же закономерностям, что и в нор-
ме, но со своими специфическими особенностями и во взаимодействии с физической и 
социальной средой. Этапы работы с семьей плохо видящего ребенка должны быть стро-
го продуманы и подчинены определенным требованиям: ориентация родителей и спе-
циалистов на долгосрочное сотрудничество, активное включение родителей в коррекци-
онно-развивающую работу, создание атмосферы доверия и взаимопонимания, расшире-
ние круга общения семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения и т.д. 

Организовывая коррекционно-развивающую работу в домашних условиях педагог, 
может помочь спланировать эту деятельность родителям и предложить несколько ее на-
правлений: развитие осязания и мелкой моторики ребенка; формирование навыков са-
мообслуживания и личной гигиены; навыков пространственной ориентировки; личной и 
коммуникативной компетентности ребенка, то есть адекватное отношение к себе, своему 
дефекту и окружающим; расширение представлений ребенка о окружающем мире и т.д. 
Родители должны четко осознавать объем и сложность предстоящей работы, и ответст-
венность за ее последовательную и продуманную организацию. 

При обучении и воспитании ребенка необходимо максимально использовать и раз-
вивать его остаточное зрение. Важное значение при воспитании слепого ребенка имеет 
развитие активного осязания. Дети с нарушением зрения нуждаются в специальных за-
нятиях по умственному и речевому развитию, формированию навыков игровой деятель-
ности, самобслуживания, пространственной ориентировки и т.д.. 

Таким  образом,  поддержка  семьи  в  выполнении  воспитательных  функций  в  на-
стоящее время рассматривается отечественными специалистами как форма интеграции 
усилий разных специалистов. Психолого-педагогическое сопровождение семьи и усиле-
ние ее воспитательного потенциала требует глубоких системных знаний, умений опре-
делять точки приложения профессиональных усилий, находить адекватные  средства и 
способы взаимодействия с ней.
Категория: Психология и педагогика | (13.01.2013)
Просмотров: 1941 | Рейтинг: 0.0/0