| Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушенным зрением
|
|
|
На современном этапе развития коррекционной педагогики и специальной психо- логии создание эффективной системы комплексного сопровождения семей, воспиты- вающих детей с отклонениями в развитии является актуальной задачей. Современные исследователи выделяют целый комплекс проблем, с которыми сталкиваются семьи ре- бенка с нарушенным зрением. К ним традиционно относят социальные проблемы: отчу- жденность семьи, потеря родителями работы из-за необходимости ухаживать за ребен- ком с особыми нуждами, отсутствие толерантной культуры в обществе и т.д. Психоло- гические проблемы характеризуются появлением эмоционального дискомфорта в семье, дисгармонизацией супружеских и детско-родительских отношений. Большинство роди- телей не знают о существовании системы реабилитационной помощи. Отмечается дос- таточно низкая педагогическая культура и незнание родителями даже базовых основ коррекционной педагогики и специальной психологии, что существенно ограничивает возможности создания коррекционно-развивающей среды в домашних условиях и пони- мание особенностей и перспектив развития незрячего и слабовидящего ребенка. При этом семья, воспитывающая ребенка с нарушенным зрением находиться в изоляции, пе- реживает сильный психологический стресс. В специальной литературе имеется описание так называемых фаз психологическо- го осознания факта рождения ребенка с нарушенным зрением. Первая фаза характери- зуется состоянием растерянности, страха, переживанием шока, ощущением того, что рушится привычная жизнь. Родители испытывают чувство неполноценности, беспо- мощности, тревоги за судьбу своего ребенка, Опыт работы с такими семьями показыва- ет, что у многих матерей появлялись мысли о самоубийстве. Усугубляет ситуацию нали- чие у младенца тяжелых сопутствующих заболеваний. Увеличение комбинированных случаев отклоняющегося развития является сегодня не оспоримым фактом. Важным моментом в этой ситуации для специалистов является организация совме- стной скоординированной работы, в ходе которой необходимо познакомить родителей с содержанием и структурой психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии в России. Обратить их внимание на то, что они не одиноки в своих проблемах и есть специалисты готовые им помочь. Особое внимание необходимо уделить разъяс- нению причин и факторов, способствующих появлению аномалий в развитии. В зависи- мости от обстоятельств эти беседы могут носить профилактический характер и вероятно помогут задуматься родителям о здоровом образе жизни. Возможны варианты, при ко- торых родителям следует объяснить, что появление невидящего или слабовидящего ре- бенка обусловлено множеством фактором, среди которых их личные проблемы занима- ют незначительную роль и не могут служить источником личной вины, оказывающей разрушительное воздействие на весь семейный микроклимат. Полезным будет обратить внимание родителей не только на необходимость медицинской помощи детям, но и чле- нам их семей. В такой ситуации педагоги должны доказать, что от родителей требуется мужество, совместный труд со специалистами и разумная позиция по отношению к не- зрячему ребенку. Суть второй фазы – состояние шока, которое трансформируется в негативизм и отрицание диагноза. Если педагоги смогут обсудить с родителями их неосознанные ими мотивы и намерения, то в большинстве случаев после осознания разочарований и подав- ленности наступает понимание ребенка, это и есть наилучшая предпосылка успехов в воспитании. По мере того как родители начинают принимать диагноз и понимать его смысл, они погружаются в глубокую депрессию. Это состояние характеризует третью фазу, которая получила образное название «хроническая печаль». Четвертая фаза – принятие диагноза, начало психологической адаптации, когда родители в состоянии правильно оценить ситуацию, начать руководствоваться интересами ребенка, устанав- ливать с ним адекватные эмоциональные контакты. Для предупреждения родительской некомпетентности дефектологи должны объяс- нить, что воспитание незрячих и слабовидящих детей в домашних условиях направлено на поддержание эмоционального, контакта ребенка с родителями и широким кругом знакомых, на расширение знаний об окружающем мире, на знакомство с литературой, музыкой, на физическое и компенсаторное развитие. Результатом совместной работы специалистов и родителей должно стать формирование адекватной позиции родителей в отношении ребенка и его дефекта. В системе воспитания должны учитываться индиви- дуально-возрастные и психофизические особенности, характер поражения и степень со- хранности зрительных функций и т.д. При этом необходимо помнить, что развитие ре- бенка со зрительными нарушениями протекает по тем же закономерностям, что и в нор- ме, но со своими специфическими особенностями и во взаимодействии с физической и социальной средой. Этапы работы с семьей плохо видящего ребенка должны быть стро- го продуманы и подчинены определенным требованиям: ориентация родителей и спе- циалистов на долгосрочное сотрудничество, активное включение родителей в коррекци- онно-развивающую работу, создание атмосферы доверия и взаимопонимания, расшире- ние круга общения семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения и т.д. Организовывая коррекционно-развивающую работу в домашних условиях педагог, может помочь спланировать эту деятельность родителям и предложить несколько ее на- правлений: развитие осязания и мелкой моторики ребенка; формирование навыков са- мообслуживания и личной гигиены; навыков пространственной ориентировки; личной и коммуникативной компетентности ребенка, то есть адекватное отношение к себе, своему дефекту и окружающим; расширение представлений ребенка о окружающем мире и т.д. Родители должны четко осознавать объем и сложность предстоящей работы, и ответст- венность за ее последовательную и продуманную организацию. При обучении и воспитании ребенка необходимо максимально использовать и раз- вивать его остаточное зрение. Важное значение при воспитании слепого ребенка имеет развитие активного осязания. Дети с нарушением зрения нуждаются в специальных за- нятиях по умственному и речевому развитию, формированию навыков игровой деятель- ности, самобслуживания, пространственной ориентировки и т.д.. Таким образом, поддержка семьи в выполнении воспитательных функций в на- стоящее время рассматривается отечественными специалистами как форма интеграции усилий разных специалистов. Психолого-педагогическое сопровождение семьи и усиле- ние ее воспитательного потенциала требует глубоких системных знаний, умений опре- делять точки приложения профессиональных усилий, находить адекватные средства и способы взаимодействия с ней.
| |
|
|
|
| Просмотров: 1941 | Рейтинг: 0.0/0 | |