Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Динамика профессионального самопонимания студентов-педагогов
|
|
Протасова Н. И., Кайгородов Б. В. Постановка проблемы Происходящие в экономике и социальной жизни инновационные процессы, изменение ценностей и ориентации рост потребности в индивидуальной активности и ответственности требуют от системы образования пересмотра концептуальной системы взглядов на профессиональное обучение в высшей школе и поэтому неслучайно усиливается внимание исследователей к личности учителя, к ее духовному и профессиональному становлению (см., например, работы Е. П. Белозерцева, Е. В. Бондаревской, В. В. Горшковой, В. И. Загвязинского, Н. В. Кузьминой, И. А. Колесниковой, В. Ф. Моргуна, В. А. Сластенина и др.). Актуальной становится проблема выявления психолого-педагогических условий, углубляющих направленность, ответственность будущих учителей, развитие у них профессионального самопонимания. Интерес к самопониманию будущего учителя обусловлен в первую очередь сложной природой педагогической деятельности, регуляция которой не может быть осуществлена на функциональном или операциональном уровне. Становление самопонимания педагога, которое включает представления о своих способностях, характерологических свойствах, индивидуальную модель собственной профессиональной деятельности, ее цели и средства, связано с глубинными психологическими механизмами становления профессионального мастерства. Представляется, что исследование профессионального самопонимания и особенностей динамики его развития в процессе профессионального становления будущего учителя позволит выявить и мобилизовать качественно новые резервы эффективности педагогического труда в целом, открыть путь к созданию более совершенного педагогического образования. Поэтому изучение динамики профессионального самопонимания студентов педагогических вузов чрезвычайно актуально, оно обусловлено необходимостью активно управлять процессом их профессионального становления, помочь им войти в систему профессиональных ценностей, сформировать уверенность в себе как субъекте собственной педагогической деятельности. Структура профессиональной деятельности и ее содержание не остаются неизменными, они изменяются с личностным ростом специалиста, который находит в ней все новые грани, новый смысл, новые формы в рамках той же профессии. В этом плане развитие личности стимулирует преобразование профессиональной деятельности, углубление представлений о ней. Педагогическую деятельность с полным правом можно отнести к тем видам деятельности, для которых необходимость выделения и учета особенностей своего «Я» является особенно высокой. Такое выделение своего «Я», становление понимания себя как будущего профессионала являются необходимым условием и характеристикой профессиональной готовности к педагогической деятельности. Самопонимание рассматривается нами как необходимый момент процесса самосознания, посредством которого человек постигает смысл своего существования, результатом чего является когнитивное и эмоциональное согласование продуктов самосознания, и реально строит или перестраивает образ самого себя, анализирует свой ценностный мир, реализует деятельность самопознания, самоопределения, то есть некую самоустремленную деятельность [1]. Исходя из вышеданного рабочего определения самопонимания, можно вести речь о профессиональном наполнении очерченного нами пространства. Профессиональным в этом плане является такое самопонимание, составляющие феномены которого начинают приобретать профессиональное содержание, участвуя в регуляции конкретной педагогической деятельности, в процессе опосредованной передачи смыслов, ценностей и отношений в формируемой педагогической ситуации. На основании анализа категорий «самопонимание» и «профессиональное» профессиональное самопонимание будущих учителей рассматривается нами как эмоционально-ценностное отношение к себе как личности, выражающееся в соответствующем состоянии мотивационной сферы и проявляющееся в стремлении понять и реализовать себя в конкретной, отличающейся специфическими особенностями, включающими позицию в отношениях взаимодействия с другими, педагогической деятельности. Изучение структуры профессионального самопонимания мы вели с позиции структурно-функционального подхода, суть которого состоит в комплексном исследовании строения и функционирования компонентов. На основании данного подхода нами выделены такие компоненты профессионального самопонимания, каждый из которых, находясь в системных связях с другими, имеет свою специфическую функцию. Как сложное личностное образование профессиональное самопонимание включает мотивационно- ценностный, содержательно-процессуальный и эмоционально-волевой компоненты. Соотнесение полученных экспериментальным путем материалов с результатами теоретического анализа позволило раскрыть содержание компонентов профессионального самопонимания. В качестве показателей профессионального самопонимания считаем необходимым обосновать следующие: • мотивы, побуждающие к самопониманию. Критерием сформированности данного показателя является наличие мотивов самоопределения, саморазвития, познавательных мотивов. • Отношение к себе и другому человеку. Критерием для определения сформированности данного показателя служит степень проявления ценностного отношения. Сформированность образа педагогической деятельности и других профессиональных идеалов (идеал коллеги, идеал руководителя, идеал ученика). • Отношение к теоретическим знаниям о психологической, физической и духовной природе человека и потребность в их присвоении и совершенствовании своей теоретической подготовки. Критерием сформированности данного показателя является наличие потребности получить и применить знания для самоизучения. • Степень сформированности навыков самопонимания. Критерием для определения данного показателя послужили частота, степень, глубина и осознанность их применения. Все вышеотмеченные, выделенные нами, феномены стали исходными в построении и одновременно предметом специального исследования в процессе изучения формирования и развития профессионального самопонимания студентов-педагогов, включающего: • наличие профессионально-педагогического содержания в реальном и идеальном образе «Я». Критерием сформированности данного показателя является наличие профессионального «идеального — Я». • Личностный смысл педагогической деятельности. Критерием сформированности данного показателя служит степень представленности в самопонимании личности смысла педагогической деятельности. • Наличие реалистической самооценки. Критерий — адекватность, обязательность принятия и учета оценки в деятельности. • Способность к рефлексии и внутреннему диалогу; доработке, переделке и самосовершенствованию понимаемых возможностей и способностей. Критерий — полнота, глубина, осознанность личностной рефлексии, опыт внутреннего диалога. Сущность профессионального самопонимания раскрывается также через его функции. Актуализация личностных функций в конкретной педагогической ситуации детерминирует проявления самопонимания педагога, которое выражается: 1) в определении своей социальной позиции, нахождении смысла всей педагогической деятельности и отдельных ситуаций; 2) в профессиональной «Я — концепции», в понимании специфических социально- нравственных и профессиональных атрибутов своей деятельности; 3) в удержании себя в рамках педагогической ситуации независимо от характера актуальной ситуации; 4) в поддержании внутреннего диалога с альтернативными педагогическими позициями и субъектами педагогического процесса. Реализация этих функций в единстве приводит к саморазвитию личности в целом. В данном случае предметом целенаправленного рассмотрения являлись особенности динамики содержательных, структурных, уровневых характеристик профессионального самопонимания будущего учителя и их связи с показателями уровня успешности его профессионально-педагогической деятельности. Методика исследования В ходе исследования мы исходили из того, что в условиях обучения и воспитания в педагогическом вузе профессиональное самопонимание студента — это понимание себя как будущего учителя, как субъекта профессионально-педагогической подготовки. Для рассмотрения динамики развития профессионально-педагогического самопонимания студентов педагогического вуза нами использовались известные, но главным образом собственные опросные методики. Соответствуя выводам, сделанным ранее, наш опросник имеет 9 диагностируемых показателей: 1) понимание профессионально важных качеств (ПВК); 2) способность к рефлексии (СР); 3) опыт внутреннего диалога (ОВД); 4) личностный смысл педагогической деятельности (ЛС); 5) наличие реалистической самооценки (С); 6) направленность ценностных отношений, интересов (ПЦ); 7) мотивационный показатель (М); 8) когнитивный показатель (К); 9) поведенческий показатель (П). Каждый диагностируемый показатель определяется восемью утверждениями, которые испытуемые оценивают от 0 до 5 с точки зрения их соответствия своему образу мыслей и обычному поведению. Всего опросник включает, таким образом, 72 утверждения, при отборе которых были использованы типичные высказывания педагогов, описания. Эти утверждения отобраны с таким расчетом, чтобы сделать возможным широкое исследование данной проблематики, поскольку охватывали важнейшие сферы, по которым они были классифицированы (в соответствии с содержанием утверждений) следующим образом: 1. Показателю Понимание профессионально важных качеств педагога (ПВК) соответствуют утверждения 1; 10; 19; 28; 37; 46; 55; 64 предложенной методики, сформулированных таким образом, чтобы диагностировать понимание будущими учителями важных профессиональных качеств, описывающих общие личностные предпосылки активной творческой саморегуляции деятельности или развитость отдельных структурных блоков процесса саморегуляции, обеспечивающих ее активность. Высокий балл по данному показателю (который входит в структуру профессионального самопонимания) свидетельствует о высоком уровне исследуемого процесса. 2. Показатель Способность к рефлексии (СР) (высказывания 2; 11; 20; 29; 38; 47; 56; 65) свидетельствует об увеличении и усложнении объекта рефлексии, вхождении в систему «Образ—Я—учитель» идеалов личности. Высокий балл по СР свидетельствует об умении будущего учителя понимать другого (коллегу по работе, администратора, ученика, родителей), стать на его позицию, допускать различные суждения по одному вопросу, обеспечивает согласие, терпимость, взаимопонимание и развивает его как личность и индивидуальность. 3.Показатель Опыт внутреннего диалога (ОВД) регистрирует позицию педагога от «Я». Высказывания 3; 12; 21; 30; 39; 48; 57и 66 помогают судить о наличии данного показателя. Пространство внутреннего «Я», осознание противоречий свидетельствуют о развитии внутреннего диалога. Именно диалогические отношения оказываются исходными для интери- оризации идеалов в «Образ—Я» личности. Наличие данного феномена аутокоммуникации приводит к переориентации юношеского понимания с внешнего контроля на самоконтроль, т. к. любому принятию решений, по утверждению А. Бека, предшествует взвешивание внутренних альтернатив и способов действия в форме внутреннего диалога. 4. Показатель Личностный смысл педагогической деятельности (ЛС) состоит из высказываний 4; 13; 22; 31; 40; 49; 58; 67 представленного опросника. Высказывания собраны таким образом, чтобы диагностировать отношение испытуемого к данному виду деятельности. ЛС выражает отношение человека к понимаемым объективным явлениям, формирует собственное отношение к объективному и личностному значению педагогической деятельности. 5. Показатель Наличие реалистической самооценки (С) включает высказывания 5; 14; 23; 32; 41; 50; 59; 68. Высокий показатель свидетельствует об умении видеть свои недостатки, ошибки; характеризует зрелую личность и дает основу для самовоспитания и саморазвития субъективно необходимых и ценимых профессиональных качеств. Наличие адекватной представленности в структуре самопонимания профессиональной самооценки у будущего учителя говорит также об умении направить самовоспитание на изменение своей личности, ее отдельных свойств и индивидуальных качеств в соответствии с поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. 6. Показатель Направленность профессиональных ценностей, интересов (ПЦ) 6; 15; 24; 33; 42; 51; 60; 69 измеряет, в какой степени будущий учитель разделяет ценности, присущие человеку с высоким уровнем профессионального самопонимания. При регуляции любых действий педагога обязательно активизируется какая-либо из принятых ценностей или человек использует норму, аттитюд, принятые им на основе разделяемых им ценностей. Данный показатель входит в структуру профессионального самопонимания и включает личностные и профессиональные ценности, которые выступают в качестве эталонов, способствующих понимаемому принятию конкретных целей педагогического труда, приемлемых методов и способов, средств достижения. 7. Показатель Мотивационный (М) состоит из высказываний 7; 16; 25; 34; 43; 52; 61; 70 и определяет, в какой степени будущий педагог стремится к самореализации, самоопределению, саморазвитию. Высокий балл по этому показателю будет свидетельствовать о наличие профессионального мотива самоопределения, саморазвития, осознаваемый в зависимости от уровня развития его профессионального самопонимания. 8. Показатель Когнитивный (К) 8; 17; 26; 35; 44; 53; 62; 71 регистрирует наличие у испытуемого отношенческой позиции к знаниям, привлечение их для самоизучения, направленность самопонимания. Владение приемами самопонимания, такими, как самовоспитание, самонаблюдение, самоанализ, самоосмысление, способами самопонимания: диалог с собой, с другими, способами учебной деятельности. О сформированности данного показателя свидетельствует отношение будущего учителя к теоретическим знаниям о психологической, физической и духовной природе человека и потребность в их совершенствовании. Высокий балл по СП балл говорит о наличии потребности получить и применить знания для самоизучения. 9. Показатель Поведенческий (П) состоит из высказываний 9; 18; 27; 36; 45; 54; 63; 72, измеряет способность к самооценке, к рефлексии, к доработке, переделке и совершенствованию понятых возможностей и способностей. Высокий балл по этому показателю не означает отсутствия способности к целенаправленным действиям, он — свидетельство наличия эмоционального напряжения, способности к самоорганизации, то есть способности личности мобилизировать себя, целеустремленно, активно использовать свои возможности для достижения поставленных целей. Для удобства обработки данных, полученных в результате проведения теста, была разработана матрица ответов. Утверждения в опроснике были скомпонованы таким образом, что номера вопросов в каждой горизонтальной строке соответствуют утверждениям; выявляющим один диагностируемый показатель и, соответственно, сумма баллов в одной строчке является тем параметром, которым испытуемый оценивает степень выраженности у себя данного качества. В конце подсчитывается суммарный балл по опроснику, который складывается из суммы баллов по каждому диагностируемому показателю. Выборочную совокупность составили студенты первого курса (п=97), вторых (п=98), третьих (п=95), четвертых (п=100) и пятых (п=100) курсов педагогического факультета Астраханского государственного педагогического университета. Результаты и их обсуждение Проверить истинность вышепредложенных гипотетических положений предстояло через осмысленное наблюдение данных и установление причинно-следственных отношений внутри каждого из выделенных компонентов. При этом важным становится проследить подготовку будущего учителя к педагогической деятельности; непосредственно динамику развития профессионального самопонимания студента в его подготовке к этой деятельности; работу в школе в виде педагогической практики и влияние данной практики на исследуемый процесс на фоне предложенной методики. В ходе анализа полученных результатов обследования стало очевидным, что на протяжении пяти лет образования в педагогическом университете процесс развития профессионального самопонимания проходит несколько взаимосвязанных уровней. Приведенные числовые показатели свидетельствуют о сложности процесса развития профессионального самопонимания, его непрямолинейности, что можно объяснить как внутренними возрастными психофизиологическими факторами, так и внешними социально-педагогическими факторами. Анализ полученных результатов проводился отдельно по каждому из ранее выделенных компонентов и характеризующих их диагностируемых по- казателей. Для обработки полученных числовых данных использовались компьютерные программы. Итак, мы проследили возрастную динамику развития девяти показателей опросника УПС, характеризующих мотивационно-ценностный, содержательно-процессуальный и эмоционально-волевой компоненты профессионального самопонимания. По каждому диагностируемому показателю были выведены сумма баллов и среднее арифметическое числовых показателей (которое и было подвергнуто анализу). В конце подсчитывался суммарный балл по опроснику, который складывался из суммы баллов по каждому диагностируемому показателю. Средняя величина суммарного балла всех диагностируемых признаков на каждом курсе обучения в вузе отображены на диаграмме схемы 1. Приведенные на диаграмме схемы 1 числовые показатели свидетельствуют о сложности процесса развития профессионального самопонимания, связанных с многими факторами становления педагога. Абитуриент, избрав профессию педагога, прошедший конкурсный отбор, приходит в педагогический вуз с определенным образом сформированными взглядами мотивационно- ценностной сферы, установкой на свою будущую профессию, стремлением быть самостоятельным, утвердиться в социальном окружении, самореализоваться, творить самого себя как специалиста. Результаты исследований, а также работ Т. А. Воробьевой, С. А. Ворониной, Э. А. Гришина, В. Г. Максимова, Е. М. Павлютенкова убедительно показывают, что примерно 40% первокурсников педагогических вузов сомневаются в правильности профессионального выбора и не уверены в том, что свяжут свою профессиональную карьеру с учительской деятельностью. Вчерашний школьник, который не утратил школьных впечатлений, попадает в новое для себя педагогическое пространство, имеющее ярко выраженную профессиональную направленность. В этих условиях на базе начальной учебно-профессиональной мотивации (см. схему 1) наблюдается значительный подъем на всех признаках. Многие числовые показатели на 2, 3 и 4 д\п курсах, которые мы рассмотрели, выше всех других. За годы учебы этот внутренний индивидуальный образ проходит свою сложную эволюцию, которая обусловлена диалектикой учебно-воспитательного процесса. Спад в числовых показателях, который наблюдается на 4 курсе п\п, объясняется внутренним процессом «переоценки ценностей», анализом полученных и невостребованных знаний и т. д., связанных в большей мере с педагогической практикой, что приводит к качественным изменениям, в частности иерархизации, в структуре самопонимания. Увеличение числовых показателей на 5-м курсе — свидетельство положительной динамики в процессе развития профессионального самопонимания. Целостный образ «Я» будущего учителя вписывается в общую систему его ценностных ориентации, связанных с пониманием целей своей профессиональной деятельности и средств, необходимых для их конструктивного достижения. В ходе обработки была произведена проверка нормальности распределения полученных результатов обследования по критерию согласия Пирсона. Проверке подвергались показатели сформированности компонентов профессионального самопонимания, а также суммарный балл по методике У ПС. В каждой из шести выборок (студенты 1—5 курсов, студенты 4-го курса после педпрактики) получено подтверждение нормального распределения данных показателей, что, с одной стороны, свидетельствует о репрезентативности каждой из выборок, с другой стороны, положительно характеризует методику УПС. Анализ корреляционных отношений показателей сформированности компонентов будущего учителя показал, что имплицитная структура профессионального самопонимания претерпевает существенные изменения в связи с этапом обучения и воспитания студентов. Количество и сила связей между компонентами профессионального самопонимания у студентов первого курса не обеспечивают того уровня сложности самопонимания как системного образования, который был бы адекватен требованиям педагогической деятельности учителя как субъекта управления педагогическим процессом: компоненты самопонимания образуют отдельные, не связанные между собой, блоки; степень связанности компонентов внутри блоков не соответствует исходным представлениям о структуре профессионального самопонимания учителя. Из рисунка 2 видно, что все выделенные компоненты присутствуют в профессиональном самопонимании у студентов второго курса, все они связаны с суммарным баллом. Однако связи между компонентами практически не наблюдается: она либо слабая, либо совсем отсутствует. С общим баллом, оценивающим уровень развития профессионального самопонимания личности, связаны лишь три показателя: понимание профессионально важных качеств педагога; направленность профессиональных ценностей, интересов и когнитивный показатель. Сопоставление качественных и количественных показателей позволило нам объяснить эту закономерность как продолжение этапа исходной мотивации, подходящего к своему завершающему этапу, а именно пониманию студентами своей причастности к педагогической профессии. Структура профессионального самопонимания третьекурсника существенно усложняется по сравнению с первым курсом. По показателю тесноты и количества связей между компонентами профессиональное самопонимание студента третьего курса становится более адекватным требованиям деятельности учителя. Данные об уровне связанности между компонентами исследуемого процесса будущих учителей позволяют утверждать, что профессиональное самопонимание студента 5-го курса менее адекватно требованиям профессиональной деятельности учителя как субъекта управления в педагогическом процессе, чем профессиональное самопонимание студента 3-го курса. Эту закономерность можно проследить из рисунка 3, где графическая картина значительно изменяется. Компоненты начинают положительно коррелировать друг с другом, что свидетельствует о начале интеграционных процессов внутри профессионального самопонимания. Особое значение на третьем курсе приобретает опыт внутреннего диалога, который положительно коррелирует практически со всеми компонентами самопонимания, а 266 также с общим баллом. Здесь наблюдается слабая связь опыта внутреннего диалога и способности к рефлексии, что свидетельствует о правильном разграничении этих двух феноменов. По-прежнему наблюдается значительная связь когнитивного показателя с суммой баллов, и появляется сильная корреляция с пониманием профессионально важных качеств педагога, а также с мотивационным, что в очередной раз подтверждает взаимосвязь между компонентами профессионального самопонимания. В результате данного анализа определим данный возрастной этап как целостнообразующий, в ходе которого происходит становление элементов профессиональной позиции личности, проявляющейся в принятии норм профессионального поведения и оценке различных показателей образовательного процесса с точки зрения их применимости в будущей деятельности. При анализе взаимосвязи показателей внутри компонентов удалось обнаружить, что наиболее релевантными являются такие показатели, как направленность профессиональных ценностей, интересов; понимание профессионально важных качеств учителя; показатель общего уровня профессионального самопонимания. Эти показатели образуют значимые связи с другими показателями сформированности компонентов профессионального самопонимания во всех выборках. Понимание профессионально важных качеств занимает ведущее положение в содержательно-процессуальном компоненте. Максимальный корреляционный путь — от самопредставлений о личных качествах, благоприятных и неблагоприятных для профессии учителя, к самопредставлениям о теоретической и практической подготовке в вузе. Значит, понимание профессионально важных качеств учителя является индикатором понимания практической и теоретической подготовки, что обусловлено, на наш взгляд, профессионально-педагогической позицией. На четвертом курсе развиваются интеграционные процессы, хотя снижаются количественные показатели (см. таблицу 1). Анализ корреляционных связей свидетельствует о том, что их снижение нельзя рассматривать как отрицательную динамику процесса. Усиливается роль таких показателей, как: опыт внутреннего диалога; наличие реалистической самооценки; появляется значимая корреляция личностного смысла педагогической деятельности с другими показателями не только внутри мотивационно-ценно- стного компонента, но и с другими компонентами структуры профессионального самопонимания. Главное новообразование студентов данного курса заключается в принятии собственной траектории профессионального раз- вития, основанного на соотнесении своего «Образа — Я» и будущих условий жизни и работы, на переоценке, в связи с этим, профессиональных ценностей и смыслов педагогической деятельности. На четвертом курсе после педагогической практики происходит кристаллизация взаимозависимостей. Наиболее сильное влияние на уровень развития профессионального самопонимания оказывают опыт внутреннего диалога и система профессиональных идеалов и ценностей. Это свидетельствует о том, что в ходе педагогической практики наиболее интенсивно востребуются именно эти показатели сформированности компонентов структуры профессионального самопонимания, так как, не имея опыта самостоятельной профессиональной деятельности, практиканты используют педагогический опыт, сложившийся в их понимании в виде системы профессиональных идеалов. В процессе внутреннего диалога определенные образы актуализируются в самопонимании, помогая принять решение в той или иной ситуации. Диалог в данном случае не носит конфликтный характер и способствует соотнесению студентом себя с образом и деятельностью какого-либо педагога. Вследствие этого здесь мы говорим о профессиональной идентификации, что приводит в итоге к появлению индивидуального стиля педагогической деятельности. Как обнаружилось, корреляционные связи представленности значительного большинства показателей компонентов структуры профессионального самопонимания студентов 5-го курса превосходят значимые связи между показателями на 1, 2 и 4-м курсах Существуют значимые различия между такими показателями, как способность к рефлексии, наличие реалистической самооценки, мотивационным показателем и личностным смыслом педагогической деятельности. По многим показателям студенты 5-го курса опережают студентов 1 и 2-го курсов, но отстают от третьекурсников. Моделирование связей между всеми показателями компонентов профессионального самопонимания на каждом курсе обучения в вузе дало возможность глубже понять его психологическую структуру. В структуре самопонимания между 9 показателями сформированности компонентов профессионального самопонимания и суммарным баллом — 46 связей, из них на 1-м курсе 10 статистически значимые, менее 21,7% значимых коэффициентов корреляции между показателями компонентов структуры профессионального самопонимания; на 2-м курсе — 21, менее 45,6% значимых коэффициентов корреляции; на 3-м курсе — 34 статистически значимых связей, а значит, более 73,9% значимых коэффициентов корреляции, на 4-м курсе до педагогической практики — 29, более 63% значимых коэффициентов корреляции; на 4-м курсе после педагогической практики 20 значимых связей, 43,5% значимых коэффициентов корреляции и на 5-м курсе — 22, 47,8% значимых коэффициентов корреляции. Эти данные позволяют сделать вывод, что у большинства обследованных студентов показатели отдельных компонентов структуры профессионального самопонимания слабо связаны между собой (незначительное количество значимых коэффициентов корреляции), что свидетельствует, на наш взгляд, о низком уровне самопонимания будущего учителя. В то же время характер динамики показателей коэффициентов корреляции свидетельствует о сложности структуры процесса развития профессионального самопонимания (см. рис. 1—5), в том числе наличии определенных потерь в нем (см. 3 и 5 курсы) и подъемов, что требует изучения причин и объяснения. Четко прослеживаются изменения характера корреляционных связей струк- турных компонентов самопонимания и вырисовываются разные уровни их зависимостей. Главное же, вычленились пространство его содержательного наполнения и линии возможного направленного поиска и реального воздействия на активизацию этого процесса, на формирование самопонимания как условия оптимизации подготовки к деятельности учителя. Литература 1. Кайгородов Б. В. //Ученые записки: Сб. науч. трудов. — Астрахань, 1996 | |
|
|
Просмотров: 1301 | Рейтинг: 0.0/0 |