Главная » Статьи » Психология и педагогика

Факторы развития субъектности личности родителей


Психологические знания являются одним из факторов развития субъектности роди-
телей. В учебно-воспитательном процессе взаимодействуют три субъекта – родитель, ре-
бенок и школа. Поэтому для достижения эффективности учебно-воспитательного процес-
са мы должны работать со всеми тремя субъектами данного процесса параллельно. 
Проблема развития субъектности является бесспорно актуальной. В центре анализа 
последних исследований, рассмотренных нами, в качестве субъектов выступали учителя 
(взрослые), подростки, младшие школьники, дошкольники. Нам неизвестны исследова-
ния непосредственно субъектности родителей. 

В системе детско-родительских отношений ведущим звеном является родитель, а 
ребенок  часто  выступает  только  как  объект.  Зачастую  родители,  недовольные  своими 
отношениями с детьми, не видят причины неудач в ошибочном отношении к ребенку. 
Этим  самым  они  автоматически  перекладывают  ответственность  за  отношения  на  ре-
бенка и при этом, занимая пассивную, асубъектную позицию, ожидают, в первую оче-
редь, изменений в ребенке. В основе такого противоречивого отношения к ребенку (с 
одной стороны ребенок лишь объект воздействия, с другой стороны родитель ждет от 
ребенка проявления субъектности), неадекватных требований родителей лежит, на наш 
взгляд, недостаточно развитый уровень сформированности их субъектности и недоста-
точный уровень психологических знаний, в частности, о психологических особенностях 
ребенка, особенностях взаимодействия с ним и о себе как субъекте детско-родительских 
отношений. Поэтому в нашем исследовании мы акцентировали внимание на родителе 
как субъекте. 

Признание  в  ребенке  субъекта  предполагает  признание  его  автономности  и  уни-
кальности,  для  чего  необходимо  повышать  психологическую  компетенцию  родителей 
путем психолого-педагогического образования и самообразования. 

В нашем исследовании мы попытались выявить взаимосвязь между психологиче-
скими знаниями и субъектностью родителей (Постникова М.И., Синицына О.Н., 2004). 
Мы предположили, что повышение уровня психологических знаний о ребенке, особен-
ностях взаимодействия с ним, о себе как субъекте детско-родительских отношений, по-
вышает уровень развития субъектности родителей. Исследование было проведено на ба-
зе эколого-биологического лицея; детской школы искусств; дошкольного образователь-
ного учреждения. Все респонденты были уравнены по половому признаку (в исследова-
нии принимали участие только мамы). Экспериментальная группа была сформирована 
из  трех  подгрупп,  отличавшихся  по  количеству  участников,  по  возрастному  признаку 
детей (дети-дошкольники 4–5 лет, подростки 7–8 классов), по месту проживания – неда-
леко  от  центра  города  и  в  пригороде  г.  Архангельска.  Тренинговые  занятия  в  первой 
экспериментальной подгруппе проходили регулярно 1 раз в неделю по 2 часа, во второй 
– 1 раз в неделю по 1–2 часа (время по возможности родителей), в третьей – 2–3 раза в 
неделю (график по возможности родителей), по 1 часу. 

Нам не удалось уравнять экспериментальную и контрольную группы по показате-
лям, исходя из ограничений базы практики, а также реальной ситуацией отношения роди-
телей к посещению психологических мероприятий. Статистически значимые различия по 
таким показателям как самоценностность-малоценностность, самокритичность, самонесо-
гласие, самостоятельность остаются и после формирующего эксперимента, но мы наблю-
даем другое соотношение по показателю самоценностность-малоценностность (он стано-
вится  выше в экспериментальной группе,  чем в контрольной)  и исчезает статистически 
значимое различие в показателе самоуверенности. Возможно, это объясняется активным 
использованием метода поддержки и развития со стороны ведущего и всех членов груп-
пы, а также практикой позитивного мышления на будущие отношения с ребенком. 

Показатели  самокритичности,  самонесогласия  остаются  выше  в  эксперименталь-
ной группе; показатель самостоятельности остается ниже в экспериментальной группе. 
Этот факт затрудняет интерпретацию психологического влияния наших тренингов, от-
сылая нас к анализу дополнительных факторов влияния, таких как мотивация родителей, 
психологический  климат  в  группе  участвующих,  особенности  их  личности,  практиче-
ский опыт работы ведущего, доверие к ведущему как к жизненно опытному человеку и 
специалисту и т.д. Также, возможно, за этим стоят такие глубокие психические структу-
ры, которые настолько закрепились, что в течение наших тренинговых занятий изменить 
существенно (как  показатель  самоценностности-малоценностности)  данные  характери-
стики субъекта нам не удалось. Возможно, требуется расширить тематический план тре-
нинговых занятий, а также обратить внимание на мотивационные аспекты занятий (осо-
бенно  это  касается  первого  занятия).  Сопоставительный  анализ  экспериментальной 
группы до и после формирующего эксперимента показал нам статистически значимое 
изменение  по  показателям  шкал:  повысились  активность,  автономность,  целостность, 
креативность,  самоценностность;  повысились  внутренняя  честность,  самоуверенность, 
самопринятие, самокритичность, самоинтерес, самопонимание, снизилось самонесогла-
сие;  уровни  показателей  моделирования,  программирования,  гибкости,  общего  уровня 
саморегуляции повысились. 

На основе полученных результатов мы можем констатировать эффективность тре-
нинговых  программ  по  развитию  субъектности  личности  родителей.  Таким  образом, 
можно предполагать, что повышение психологических знаний действительно влияет на 
развитие субъектности родителей. 
Категория: Психология и педагогика | (13.01.2013)
Просмотров: 597 | Рейтинг: 0.0/0