| Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Факторы развития субъектности личности родителей
|
|
|
Психологические знания являются одним из факторов развития субъектности роди- телей. В учебно-воспитательном процессе взаимодействуют три субъекта – родитель, ре- бенок и школа. Поэтому для достижения эффективности учебно-воспитательного процес- са мы должны работать со всеми тремя субъектами данного процесса параллельно. Проблема развития субъектности является бесспорно актуальной. В центре анализа последних исследований, рассмотренных нами, в качестве субъектов выступали учителя (взрослые), подростки, младшие школьники, дошкольники. Нам неизвестны исследова- ния непосредственно субъектности родителей. В системе детско-родительских отношений ведущим звеном является родитель, а ребенок часто выступает только как объект. Зачастую родители, недовольные своими отношениями с детьми, не видят причины неудач в ошибочном отношении к ребенку. Этим самым они автоматически перекладывают ответственность за отношения на ре- бенка и при этом, занимая пассивную, асубъектную позицию, ожидают, в первую оче- редь, изменений в ребенке. В основе такого противоречивого отношения к ребенку (с одной стороны ребенок лишь объект воздействия, с другой стороны родитель ждет от ребенка проявления субъектности), неадекватных требований родителей лежит, на наш взгляд, недостаточно развитый уровень сформированности их субъектности и недоста- точный уровень психологических знаний, в частности, о психологических особенностях ребенка, особенностях взаимодействия с ним и о себе как субъекте детско-родительских отношений. Поэтому в нашем исследовании мы акцентировали внимание на родителе как субъекте. Признание в ребенке субъекта предполагает признание его автономности и уни- кальности, для чего необходимо повышать психологическую компетенцию родителей путем психолого-педагогического образования и самообразования. В нашем исследовании мы попытались выявить взаимосвязь между психологиче- скими знаниями и субъектностью родителей (Постникова М.И., Синицына О.Н., 2004). Мы предположили, что повышение уровня психологических знаний о ребенке, особен- ностях взаимодействия с ним, о себе как субъекте детско-родительских отношений, по- вышает уровень развития субъектности родителей. Исследование было проведено на ба- зе эколого-биологического лицея; детской школы искусств; дошкольного образователь- ного учреждения. Все респонденты были уравнены по половому признаку (в исследова- нии принимали участие только мамы). Экспериментальная группа была сформирована из трех подгрупп, отличавшихся по количеству участников, по возрастному признаку детей (дети-дошкольники 4–5 лет, подростки 7–8 классов), по месту проживания – неда- леко от центра города и в пригороде г. Архангельска. Тренинговые занятия в первой экспериментальной подгруппе проходили регулярно 1 раз в неделю по 2 часа, во второй – 1 раз в неделю по 1–2 часа (время по возможности родителей), в третьей – 2–3 раза в неделю (график по возможности родителей), по 1 часу. Нам не удалось уравнять экспериментальную и контрольную группы по показате- лям, исходя из ограничений базы практики, а также реальной ситуацией отношения роди- телей к посещению психологических мероприятий. Статистически значимые различия по таким показателям как самоценностность-малоценностность, самокритичность, самонесо- гласие, самостоятельность остаются и после формирующего эксперимента, но мы наблю- даем другое соотношение по показателю самоценностность-малоценностность (он стано- вится выше в экспериментальной группе, чем в контрольной) и исчезает статистически значимое различие в показателе самоуверенности. Возможно, это объясняется активным использованием метода поддержки и развития со стороны ведущего и всех членов груп- пы, а также практикой позитивного мышления на будущие отношения с ребенком. Показатели самокритичности, самонесогласия остаются выше в эксперименталь- ной группе; показатель самостоятельности остается ниже в экспериментальной группе. Этот факт затрудняет интерпретацию психологического влияния наших тренингов, от- сылая нас к анализу дополнительных факторов влияния, таких как мотивация родителей, психологический климат в группе участвующих, особенности их личности, практиче- ский опыт работы ведущего, доверие к ведущему как к жизненно опытному человеку и специалисту и т.д. Также, возможно, за этим стоят такие глубокие психические структу- ры, которые настолько закрепились, что в течение наших тренинговых занятий изменить существенно (как показатель самоценностности-малоценностности) данные характери- стики субъекта нам не удалось. Возможно, требуется расширить тематический план тре- нинговых занятий, а также обратить внимание на мотивационные аспекты занятий (осо- бенно это касается первого занятия). Сопоставительный анализ экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента показал нам статистически значимое изменение по показателям шкал: повысились активность, автономность, целостность, креативность, самоценностность; повысились внутренняя честность, самоуверенность, самопринятие, самокритичность, самоинтерес, самопонимание, снизилось самонесогла- сие; уровни показателей моделирования, программирования, гибкости, общего уровня саморегуляции повысились. На основе полученных результатов мы можем констатировать эффективность тре- нинговых программ по развитию субъектности личности родителей. Таким образом, можно предполагать, что повышение психологических знаний действительно влияет на развитие субъектности родителей.
| |
|
|
|
| Просмотров: 597 | Рейтинг: 0.0/0 | |