Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Феномен понимания другого и определяющие его факторы
|
|
БодалевА.А. В последнее десятилетие, несмотря на то, что в социальном пространстве, в котором мы все живем, все меньше и меньше становится межлюдских контактов, о которых можно сказать, что они — пример доверительного общения и, наоборот, все чаще мы сталкиваемся со случаями манипулятивно- го общения, проблеме общения посвящаются все новые работы и не только в психологии, и вновь и вновь ставится вопрос: а какие объективные и субъективные условия необходимы, чтобы общение было психологически комфортным для его участников и продуктивно работало на результаты объединяющих их дел и на их личностное и субъективное развитие? И называя, и рассматривая эти условия, исследователи не устают останавливать свое внимание на проблеме понимания Другого и не только в общении, а и вообще в жизни. И, совершенно очевидно, их интерес именно к этой составляющей процесса общения вполне обоснован, потому что каково оно — это понимание Другого, от этого во многом зависят и наше самочувствие, и наше поведение, как, впрочем, и самочувствие, и поведение этого Другого. Так что же представляет из себя этот психологический феномен «понимание Другого»? От чего зависят его главные психологические характеристики? Какое место он занимает в процессе общения людей и какова роль его в этом процессе? Повседневная жизнь показывает, что понимание Другого как проявление в действии познавательных способностей человека имеет несколько ипостасей. Во-первых, понимание Другого имеет место, когда человек, являющийся субъектом понимания, дает правильный ответ на вопрос: что действительно представляет из себя этот Другой как индивид (чисто физически, в смысле здоровья), как личность (как «ансамбль» отношений к разным сторонам действительности) и как субъект разных видов деятельности. Во-вторых, когда человек, оказывающийся в роли субъекта понимания Другого, дает верный ответ (себе или кому-то еще), как этот Другой на своем субъективном уровне осознает и оценивает себя, например, как гражданина, супруга, родителя и как специалиста в основной для себя области труда и как он относится к себе при этом. В-третьих, когда человек, являющийся субъектом понимания Другого, уже в совершенно конкретных ситуациях общения с этим Другим отдает себе отчет в том, что этот человек из себя представляет в данный момент, какую цель он в этом преследует и почему? В его речи, помимо прямого текста, есть ли подтекст? И какой у него во время этого общения эмоциональный настрой? В-четвертых, когда человек — субъект понимания Другого — в тех же самых конкретных ситуациях общения близко к истине предполагает, как этот Другой воспринимает его и как нему относится, на что прежде всего обращает внимание в адресованных ему (Другому) речи или действиях и какую реакцию на них от него можно ожидать. Наверное, существуют еще какие-то психологические проявления, относящиеся к содержанию феномена «понимание Другого», но все они вместе с названными выше будут означать «объективирование» или «воссоздание» человеком — субъектом понимание Другого в своем внутреннем мире внутреннего мира Другого. Разумеется, содержание этого Другого «Я» и его отдельные характеристики будут «объективироваться» (или «воссоздаваться») в сознании участвующих в общении людей в зависимости от целого ряда факторов: 1) от особенностей деятельности, которые детерминируют содержание понимания Другого; 2) от особенностей ситуации, в которой взаимодействуют люди; 3) от степени сформированности участников общения как субъектов познания, общения и труда и как личностей; 4) от характера отношения их друг к другу и каждого из них к самому себе. Естественно, что названные факторы определяют правильность, содержание, глубину и другие характеристики понимания Другого, действуя не по отдельности, а во взаимосвязи друг с другом. Но в этом совокупном действии на то, каким в конце концов будет понимание Другого, у каждого из обозначенных выше факторов есть своя специфика влияния и на этот процесс, и на его результат. Так, поскольку для успешного выполнения конкретной деятельности у ее участников важны не все характеристики их психики, а прежде всего те, от которых зависит достижение ее целей, то люди — исполнители ее — именно эти особенности психических процессов и свойств друг у друга в первую очередь ищут, фиксируют и оценивают. И ситуации, различающиеся по своему характеру, в каждом случае также инициируют возникновение у оказавшихся в данной ситуации людей установки на поиск, выявление и оценивание совершенно определенных черт психики. Конечно, поскольку в той или иной деятельности, например, если это какая-то трудовая деятельность, обычно участвуют люди, отличающиеся друг от друга по своему общему жизненному опыту, по профессиональному стажу и выполняемым в деятельности обязанностям, по уровню сформированности у них социального интеллекта, то возникающие в их совместной деятельности задачи на понимание Другого они, как правило, решают с неодинаковой степенью успешности. Говорит постоянно в этих случаях свое «веское слово» и личность каждого из них: актуализирующиеся в деятельности отношения всегда влияют на то, что оказывается в центре внимания одного участника деятельности из поведения другого участника и какие предположения будут сделаны по поводу психологической изнанки этого поведения, а что станется на периферии внимания или вовсе не будет им отмечено. Это воздействие отношения на характер понимания Другого может быть в нашей повседневной жизни и более глобальным и сильнейшим образом воздействовать на результат понимания. Так, закрепившееся в личности человеконенавистничество или, наоборот, гипертрофированное человеколюбие делают понимание Другого односторонним, упрощенным, и стало быть, неверным. Точно также будут искажать понимание Другого и гипертрофированное себялюбие общающегося с этим Другим человека и чрезмерная зацикленность его на своих чувствах и переживаниях. Как показывают уже проведенные исследования, именно из-за неадекватного отношения человека к Другому и к себе самому возникают ошибки в понимании Другого, получившие название «эффект ореола», «снисходительности», «настроения», «разницы статуса», «проецирования» и др. Вообще надо сказать, когда мы прослеживаем влияние отношения на понимание Другого, мы выходим на проблему воздействия мотивацион- но-потребностной сферы человека и доминирующих у него в связи с ней чувств на познание им других людей и на понимание их. Актуализируясь при взаимодействии людей друг с другом, она — эта сфера — определяет направленность деятельности их внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления и одновременно закономерно влияет на степень активности этих процессов, когда объектом их оказывается другой человек. Но, конечно, кроме направленности и активности познавательной сферы, зависящих от потребностей и чувств человека, полнота и точность понимания им Другого всегда бывают обусловленными и тем, как и насколько оказываются развитыми и его внимание, и восприятие, и память, и воображение, и мышление, когда объектом их выступают люди. Например, небольшой объем внимания, слабая наблюдательность, неустойчивость образов памяти, связанных с общением с конкретными людьми, неумение в воображении поставить себя на их место, неспособность анализировать и обобщать информацию, которую они дают своим обликом и поведением, — все это не может не сказаться отрицательно на понимании Другого. Имеет значение для понимания Другого во время общения с ним и способность человека осуществлять слежение за своим собственным поведением, потому что характер экспрессивных и речевых реакций в ситуации взаимодействия с другим человеком делает последнего более открытым или, наоборот, побуждает маскировать свою истинную суть. Правда, в нашем повседневном окружении встречаются люди, которые, создав себе благопристойную маску, постоянно вводящую в заблуждение тех, кто с ними общается, с ней как бы срастаются, хотя она фактически скрывает их подлинное личностное содержание. И маска эта слетает, и личностное нутро их становится явным, когда они попадают в экстремальную для себя ситуацию. Но в реальной жизни может быть и так: при выполнении повседневных рутинных дел человек может казаться инертным, ненаходчивым, слабовольным, в общем ненадежным, а в экстремальной ситуации преобразиться и проявить большую энергию и адекватную обстоятельствам находчивость, продемонстрировать непоказную самоотверженность и сильную волю. Все сказанное выше указывает на весьма протяженный ряд факторов, которые позитивным или негативным образом воздействуют на процесс понимания Другого и на само это понимание. Вместе с тем из сказанного видно, насколько всегда относительно это понимание. За одинаковыми поведенческими проявлениями может скрываться разное психологическое содержание. И одно и то же психологическое содержание может облекаться в неодинаковые поведенческие формы. Кроме того, можно преуспевать в понимании Другого в результате длительного наблюдения за ним в разных видах деятельности и разных и всяких ситуациях взаимоотношения его с различными категориями людей, но это вовсе не означает точного и правильного понимания его, общаясь с ним, так сказать, здесь и сейчас. Дело в том, что синхронного проявления себя в каком-то качестве личности или субъекта одним участником общения и фиксирование, оценка и ясное осознание этого качества на пределе имеющихся у него познавательных возможностей другим участником обычно не бывает. В реальном процессе общения последнее, как правило, осуществляется с задержкой, в одних случаях — с большей, в других — с меньшей. И это обстоятельство, несомненно, тоже не может не осложнять процесс понимания одним человеком другого во время их общения. Замечено, что макро- и микрозапаздывание с реагированием на слова, на их прямой смысл и скрытый в них подтекст, на изменения в эмоциональном состоянии собеседника, выражаемые не только голосом, но и мимикой и пантомимой, и собственные ответы им вдогонку в большей степени осложняют взаимопонимание людьми друг друга, когда они общаются впервые, и они слабее негативно влияют на этот процесс, когда собеседники общаются уже давно и успели приспособиться, образно говоря, к алгоритму выражения мыслей друг друга и к «языку» объ- ектирования сопровождающих их эмоциональных состояний. Анализируя феномен понимания Другого, было бы большой ошибкой трактовать его лишь как воссоздание внутреннего мира этого Другого в сознании взаимодействующего с ним человека, которое обязательно предполагает взаимопонимание этих двух людей. В действительности понимание может быть как односторонним, так и двухсторонним. Оно может быть полным и распространяться на все личностные и субъективные характеристики человека и относиться ко всем его ипостасям — например, и как гражданина, и как представителя определенной возрастной, половой и национальной группы, и как профессионала, и как супруга, и как родителя, и др. — или означать глубокое проникновение в характеристики лишь какой-то одной из его ипостасей, например, какой он специалист, при слабом проникновении в характер индивидуально неповторимого своеобразия других его ипостасей. Кроме того, в понимании двух людей друг друга может быть своеобразный перекрест, когда, например, один из них может понимать и принимать другого как супруга и не понимать и не принимать его как специалиста- профессионала. А второй, наоборот, может понимать и принимать его как специалиста в избранной им области труда и не понимать и не принимать его как супруга. И вариантов таких коллизий во взаимопонимании или, точнее, во взаимонепонимании людьми друг друга в повседневной жизни можно встретить очень много. Пока у нас речь шла о понимании одним человеком другого, не осложненном никакими опосредствующими устройствами, о понимании преимущественно при прямом общении его участников. И действительно, с феноменом понимания Другого мы сталкиваемся чаще всего в общении, когда оно осуществляется, так сказать, в живую, двумя людьми в естественных ситуациях повседневной жизни. И в науке этот вид понимания главным образом и подвергается изучению. И в данной статье именно он выше был рассмотрен в своих основных характеристиках, и были названы объективные и субъективные факторы, которые их обуславливают. Однако помимо описанного и проанализированного проявления понимания в нашей повседневной жизни имеет место еще ряд вариантов понимания Другого, но все они не относятся к сфере непосредственного, прямого взаимодействия одного субъекта общения с другим субъектом общения. Это — понимание Другого, если этот Другой — персонаж художественного произведения, портретное изображение какого-то человека, выдающийся деятель прошлого, когда приходится знакомиться с его жизнеописанием, герой в кинофильме или в спектакле театра, человек подвизающийся в сфере политики или государственной власти, подаваемый нам телевидением или другими средствами СМИ. Во всех этих случаях понимание человеком этих Других зависит, разумеется, от того, насколько психологически подготовлены к постижению их внутреннего мира и его проявлений в поведении и поступках в предлагаемых обстоятельствах читатели художественной и исторической литературы, мемуаров и биографий, воспринимающие портрет лица, зрители художественных фильмов и спектаклей, пользователи СМИ. Но еще в большей степени понимание этой категории Других оказывается обусловленным тем, а насколько сами писатели, ученые-историки, биографы и мемуаристы, художники-портретисты, драматурги, режиссеры и актеры, специалисты по паблик рилейшенс, работающие в СМИ, бывают способными вызывать нужный им эффект понимания у аудитории созданными их творческим воображением образов людей с присущим каждому из них совершенно конкретным внешним и внутренним обликом. Надо особо сказать еще о следующем: с техническим прогрессом в нашу жизнь все чаще и сильнее вторгается общение, когда понимание друг друга участвующих в нем лиц зависит от техники и пользующих эту технику людей. Например, как многие знают, сейчас расцвело пышным цветом так называемое искусство «пиара», когда мастера по лепке образов — имиджмейкеры — подсказывают политикам, кандидатам в депутаты, губернаторам, какие слова на публике, какие действия, воспроизводимые на экранах телевизоров, они должны осуществлять, чтобы вызвать к себе положительное отношение у потенциальных избирателей и получить их голоса во время выборов. С помощью наработанных технологий эти имиджмейкеры помогают тому или иному политику или претенденту на вакантное место в системе государственной власти войти в образ последовательного государственника, защитника обездоленных и пр., хотя их личностная суть и имеющиеся у них профессиональные качества могут вовсе не соответствовать содержанию их образов, тиражируемых СМИ. И одураченные СМИ граждане искусственно созданную «кажимость» этих претендентов на определенные политические и государственные амплуа принимают за их сущность. «Понимание» Другого в подобных случаях — результат манипулирования сознанием людей, за которым стоит хорошее знание имиджмейкерами того, каких деятелей, с какими личностными качествами и программой граждане хотели бы видеть на политическом Олимпе, и каких государственных мужей и с какими нравственными и деловыми характеристиками они готовы поддерживать. | |
|
|
Просмотров: 1779 | Рейтинг: 0.0/0 |