Главная » Статьи » Психология и педагогика

Феномен понимания другого и определяющие его факторы

БодалевА.А. 

В последнее десятилетие, несмотря на то, что в социальном  
пространстве, в котором мы все живем, все меньше и меньше становится межлюдских 
контактов, о которых можно сказать, что они — пример доверительного  
общения и, наоборот, все чаще мы сталкиваемся со случаями манипулятивно- 
го общения, проблеме общения посвящаются все новые работы и не только 
в психологии, и вновь и вновь ставится вопрос: а какие объективные и  
субъективные условия необходимы, чтобы общение было психологически  
комфортным для его участников и продуктивно работало на результаты  
объединяющих их дел и на их личностное и субъективное развитие? 
И называя, и рассматривая эти условия, исследователи не устают  
останавливать свое внимание на проблеме понимания Другого и не только в  
общении, а и вообще в жизни. И, совершенно очевидно, их интерес именно 
к этой составляющей процесса общения вполне обоснован, потому что  
каково оно — это понимание Другого, от этого во многом зависят и наше  
самочувствие, и наше поведение, как, впрочем, и самочувствие, и поведение 
этого Другого. 
Так что же представляет из себя этот психологический феномен  
«понимание Другого»? От чего зависят его главные психологические  
характеристики? Какое место он занимает в процессе общения людей и какова роль 
его в этом процессе? 
Повседневная жизнь показывает, что понимание Другого как  
проявление в действии познавательных способностей человека имеет несколько 
ипостасей. Во-первых, понимание Другого имеет место, когда человек,  
являющийся субъектом понимания, дает правильный ответ на вопрос: что  
действительно представляет из себя этот Другой как индивид (чисто  
физически, в смысле здоровья), как личность (как «ансамбль» отношений к  
разным сторонам действительности) и как субъект разных видов деятельности. 
Во-вторых, когда человек, оказывающийся в роли субъекта понимания  
Другого, дает верный ответ (себе или кому-то еще), как этот Другой на своем 
субъективном уровне осознает и оценивает себя, например, как  
гражданина, супруга, родителя и как специалиста в основной для себя области труда 
и как он относится к себе при этом. В-третьих, когда человек, являющийся 
субъектом понимания Другого, уже в совершенно конкретных ситуациях 
общения с этим Другим отдает себе отчет в том, что этот человек из себя 
представляет в данный момент, какую цель он в этом преследует и почему? 
В его речи, помимо прямого текста, есть ли подтекст? И какой у него во время этого общения эмоциональный настрой? В-четвертых, когда  
человек — субъект понимания Другого — в тех же самых конкретных ситуациях 
общения близко к истине предполагает, как этот Другой воспринимает его 
и как нему относится, на что прежде всего обращает внимание в  
адресованных ему (Другому) речи или действиях и какую реакцию на них от него 
можно ожидать. 
Наверное, существуют еще какие-то психологические проявления,  
относящиеся к содержанию феномена «понимание Другого», но все они  
вместе с названными выше будут означать «объективирование» или «воссоздание» 
человеком — субъектом понимание Другого в своем внутреннем мире  
внутреннего мира Другого. 
Разумеется, содержание этого Другого «Я» и его отдельные  
характеристики будут «объективироваться» (или «воссоздаваться») в сознании  
участвующих в общении людей в зависимости от целого ряда факторов: 1) от  
особенностей деятельности, которые детерминируют содержание понимания 
Другого; 2) от особенностей ситуации, в которой взаимодействуют люди; 
3) от степени сформированности участников общения как субъектов  
познания, общения и труда и как личностей; 4) от характера отношения их друг 
к другу и каждого из них к самому себе. 
Естественно, что названные факторы определяют правильность,  
содержание, глубину и другие характеристики понимания Другого, действуя не 
по отдельности, а во взаимосвязи друг с другом. Но в этом совокупном  
действии на то, каким в конце концов будет понимание Другого, у каждого из 
обозначенных выше факторов есть своя специфика влияния и на этот  
процесс, и на его результат. Так, поскольку для успешного выполнения  
конкретной деятельности у ее участников важны не все характеристики их  
психики, а прежде всего те, от которых зависит достижение ее целей, то люди — 
исполнители ее — именно эти особенности психических процессов и свойств 
друг у друга в первую очередь ищут, фиксируют и оценивают. И ситуации, 
различающиеся по своему характеру, в каждом случае также инициируют 
возникновение у оказавшихся в данной ситуации людей установки на  
поиск, выявление и оценивание совершенно определенных черт психики. 
Конечно, поскольку в той или иной деятельности, например, если это 
какая-то трудовая деятельность, обычно участвуют люди, отличающиеся 
друг от друга по своему общему жизненному опыту, по профессиональному 
стажу и выполняемым в деятельности обязанностям, по уровню  
сформированности у них социального интеллекта, то возникающие в их совместной 
деятельности задачи на понимание Другого они, как правило, решают с  
неодинаковой степенью успешности. Говорит постоянно в этих случаях свое 
«веское слово» и личность каждого из них: актуализирующиеся в  
деятельности отношения всегда влияют на то, что оказывается в центре внимания 
одного участника деятельности из поведения другого участника и какие 
предположения будут сделаны по поводу психологической изнанки этого 
поведения, а что станется на периферии внимания или вовсе не будет им 
отмечено. 
Это воздействие отношения на характер понимания Другого может быть 
в нашей повседневной жизни и более глобальным и сильнейшим образом 
воздействовать на результат понимания. Так, закрепившееся в личности  
человеконенавистничество или, наоборот, гипертрофированное  
человеколюбие делают понимание Другого односторонним, упрощенным, и стало быть, 
неверным. Точно также будут искажать понимание Другого и  
гипертрофированное себялюбие общающегося с этим Другим человека и чрезмерная 
зацикленность его на своих чувствах и переживаниях. 
Как показывают уже проведенные исследования, именно из-за  
неадекватного отношения человека к Другому и к себе самому возникают ошибки 
в понимании Другого, получившие название «эффект ореола»,  
«снисходительности», «настроения», «разницы статуса», «проецирования» и др. 
Вообще надо сказать, когда мы прослеживаем влияние отношения на 
понимание Другого, мы выходим на проблему воздействия мотивацион- 
но-потребностной сферы человека и доминирующих у него в связи с ней чувств 
на познание им других людей и на понимание их. Актуализируясь при  
взаимодействии людей друг с другом, она — эта сфера — определяет  
направленность деятельности их внимания, восприятия, памяти, воображения,  
мышления и одновременно закономерно влияет на степень активности этих 
процессов, когда объектом их оказывается другой человек. 
Но, конечно, кроме направленности и активности познавательной  
сферы, зависящих от потребностей и чувств человека, полнота и точность  
понимания им Другого всегда бывают обусловленными и тем, как и насколько 
оказываются развитыми и его внимание, и восприятие, и память, и  
воображение, и мышление, когда объектом их выступают люди. 
Например, небольшой объем внимания, слабая наблюдательность,  
неустойчивость образов памяти, связанных с общением с конкретными  
людьми, неумение в воображении поставить себя на их место, неспособность 
анализировать и обобщать информацию, которую они дают своим обликом 
и поведением, — все это не может не сказаться отрицательно на понимании 
Другого. 
Имеет значение для понимания Другого во время общения с ним и  
способность человека осуществлять слежение за своим собственным поведением, 
потому что характер экспрессивных и речевых реакций в ситуации  
взаимодействия с другим человеком делает последнего более открытым или,  
наоборот, побуждает маскировать свою истинную суть. 
Правда, в нашем повседневном окружении встречаются люди, которые, 
создав себе благопристойную маску, постоянно вводящую в заблуждение 
тех, кто с ними общается, с ней как бы срастаются, хотя она фактически 
скрывает их подлинное личностное содержание. И маска эта слетает, и  
личностное нутро их становится явным, когда они попадают в экстремальную 
для себя ситуацию. Но в реальной жизни может быть и так: при  
выполнении повседневных рутинных дел человек может казаться инертным,  
ненаходчивым, слабовольным, в общем ненадежным, а в экстремальной  
ситуации преобразиться и проявить большую энергию и адекватную  
обстоятельствам находчивость, продемонстрировать непоказную самоотверженность и 
сильную волю. 
Все сказанное выше указывает на весьма протяженный ряд факторов, 
которые позитивным или негативным образом воздействуют на процесс  
понимания Другого и на само это понимание. Вместе с тем из сказанного  
видно, насколько всегда относительно это понимание. За одинаковыми  
поведенческими проявлениями может скрываться разное психологическое  
содержание. И одно и то же психологическое содержание может облекаться в 
неодинаковые поведенческие формы. 
Кроме того, можно преуспевать в понимании Другого в результате  
длительного наблюдения за ним в разных видах деятельности и разных и всяких 
ситуациях взаимоотношения его с различными категориями людей, но это 
вовсе не означает точного и правильного понимания его, общаясь с ним, 
так сказать, здесь и сейчас. 
Дело в том, что синхронного проявления себя в каком-то качестве  
личности или субъекта одним участником общения и фиксирование, оценка и 
ясное осознание этого качества на пределе имеющихся у него  
познавательных возможностей другим участником обычно не бывает. В реальном  
процессе общения последнее, как правило, осуществляется с задержкой, в  
одних случаях — с большей, в других — с меньшей. И это обстоятельство, 
несомненно, тоже не может не осложнять процесс понимания одним  
человеком другого во время их общения. Замечено, что макро- и  
микрозапаздывание с реагированием на слова, на их прямой смысл и скрытый в них  
подтекст, на изменения в эмоциональном состоянии собеседника, выражаемые 
не только голосом, но и мимикой и пантомимой, и собственные ответы им 
вдогонку в большей степени осложняют взаимопонимание людьми друг 
друга, когда они общаются впервые, и они слабее негативно влияют на этот 
процесс, когда собеседники общаются уже давно и успели приспособиться, 
образно говоря, к алгоритму выражения мыслей друг друга и к «языку» объ- 
ектирования сопровождающих их эмоциональных состояний. 
Анализируя феномен понимания Другого, было бы большой ошибкой 
трактовать его лишь как воссоздание внутреннего мира этого Другого в  
сознании взаимодействующего с ним человека, которое обязательно  
предполагает взаимопонимание этих двух людей. В действительности понимание 
может быть как односторонним, так и двухсторонним. Оно может быть  
полным и распространяться на все личностные и субъективные характеристики 
человека и относиться ко всем его ипостасям — например, и как  
гражданина, и как представителя определенной возрастной, половой и  
национальной группы, и как профессионала, и как супруга, и как родителя, и др. — 
или означать глубокое проникновение в характеристики лишь какой-то  
одной из его ипостасей, например, какой он специалист, при слабом  
проникновении в характер индивидуально неповторимого своеобразия других его 
ипостасей. 
Кроме того, в понимании двух людей друг друга может быть  
своеобразный перекрест, когда, например, один из них может понимать и принимать 
другого как супруга и не понимать и не принимать его как специалиста- 
профессионала. А второй, наоборот, может понимать и принимать его как 
специалиста в избранной им области труда и не понимать и не принимать 
его как супруга. И вариантов таких коллизий во взаимопонимании или, 
точнее, во взаимонепонимании людьми друг друга в повседневной жизни 
можно встретить очень много. 
Пока у нас речь шла о понимании одним человеком другого, не  
осложненном никакими опосредствующими устройствами, о понимании  
преимущественно при прямом общении его участников. И действительно, с  
феноменом понимания Другого мы сталкиваемся чаще всего в общении, когда оно 
осуществляется, так сказать, в живую, двумя людьми в естественных  
ситуациях повседневной жизни. И в науке этот вид понимания главным образом 
и подвергается изучению. И в данной статье именно он выше был  
рассмотрен в своих основных характеристиках, и были названы объективные и 
субъективные факторы, которые их обуславливают. Однако помимо  
описанного и проанализированного проявления понимания в нашей  
повседневной жизни имеет место еще ряд вариантов понимания Другого, но все 
они не относятся к сфере непосредственного, прямого взаимодействия  
одного субъекта общения с другим субъектом общения. Это — понимание 
Другого, если этот Другой — персонаж художественного произведения, 
портретное изображение какого-то человека, выдающийся деятель  
прошлого, когда приходится знакомиться с его жизнеописанием, герой в  
кинофильме или в спектакле театра, человек подвизающийся в сфере политики или 
государственной власти, подаваемый нам телевидением или другими  
средствами СМИ. 
Во всех этих случаях понимание человеком этих Других зависит,  
разумеется, от того, насколько психологически подготовлены к постижению их 
внутреннего мира и его проявлений в поведении и поступках в  
предлагаемых обстоятельствах читатели художественной и исторической литературы, 
мемуаров и биографий, воспринимающие портрет лица, зрители  
художественных фильмов и спектаклей, пользователи СМИ. Но еще в большей  
степени понимание этой категории Других оказывается обусловленным тем, а 
насколько сами писатели, ученые-историки, биографы и мемуаристы,  
художники-портретисты, драматурги, режиссеры и актеры, специалисты по 
паблик рилейшенс, работающие в СМИ, бывают способными вызывать 
нужный им эффект понимания у аудитории созданными их творческим  
воображением образов людей с присущим каждому из них совершенно  
конкретным внешним и внутренним обликом. 
Надо особо сказать еще о следующем: с техническим прогрессом в нашу 
жизнь все чаще и сильнее вторгается общение, когда понимание друг друга 
участвующих в нем лиц зависит от техники и пользующих эту технику людей. 
Например, как многие знают, сейчас расцвело пышным цветом так  
называемое искусство «пиара», когда мастера по лепке образов —  
имиджмейкеры — подсказывают политикам, кандидатам в депутаты, губернаторам, 
какие слова на публике, какие действия, воспроизводимые на экранах  
телевизоров, они должны осуществлять, чтобы вызвать к себе положительное 
отношение у потенциальных избирателей и получить их голоса во время  
выборов. 
С помощью наработанных технологий эти имиджмейкеры помогают  
тому или иному политику или претенденту на вакантное место в системе  
государственной власти войти в образ последовательного государственника,  
защитника обездоленных и пр., хотя их личностная суть и имеющиеся у них 
профессиональные качества могут вовсе не соответствовать содержанию их 
образов, тиражируемых СМИ. И одураченные СМИ граждане искусственно 
созданную «кажимость» этих претендентов на определенные политические 
и государственные амплуа принимают за их сущность. 
«Понимание» Другого в подобных случаях — результат  
манипулирования сознанием людей, за которым стоит хорошее знание имиджмейкерами 
того, каких деятелей, с какими личностными качествами и программой 
граждане хотели бы видеть на политическом Олимпе, и каких  
государственных мужей и с какими нравственными и деловыми характеристиками они 
готовы поддерживать. 

Категория: Психология и педагогика | (23.11.2012)
Просмотров: 1779 | Рейтинг: 0.0/0