Главная » Статьи » Психология и педагогика

Формула личности

Демчинский В. Ф. 

С древнейших времен проблемы воспитания и самовоспитания  
индивида являются острейшей задачей общества. Этим проблемам посвящена 
огромная литература в сфере психологических и педагогических знаний 
прежде всего. Поднимаются и решаются сложнейшие вопросы  
особенностей воспитания ребенка на разных возрастах, формирования определенных 
качеств в детстве и во взрослом состоянии, психологических характеристик и 
специфики подходов к ним и т. д. и т. п. Уникальность человека не терпит 
шаблонов и формализации, и выбор путей воспитания требует постоянных 
поисков. И в то же время существуют определенные объективно  
вычленяемые принципы, нормы, устойчивые образующие человека, позволяющие 
соответствующим образом формализовать организацию — выбор  
направленности воспитания и самовоспитания (своего рода точки направления 
главных воздействий на эти процессы). 
Созидание личности проходит два этапа: формирование и  
развитие—саморазвитие. На стадии формирования личности преобладают внешние  
воздействия, на стадии взросления и взрослости — самовоспитание. Нами  
была поставлена цель: аналитическим путем, вычленяя главные образующие 
организацию личности, вывести своего рода критерии ее самоорганизации, 
которые становятся формулой ее личностного развития. Путем логического 
рассуждения и интуитивного мышления нами были вычленены устойчивые 
и поэтому, как нам представляется, главные конструкты структурной  
организации личности. 
Мы исходили из того, что самодеятельная и творческая  
(самоорганизующаяся) личность [Л] формируется внутренними усилиями путем  
неустанного стремления следовать двум критериям: критерию нравственной  
самоорганизации личности (Л) и критерию саморазвития способностей личности 
(Л), что может быть в своей связи простейшей формулой: 
Л-[Л]-Л, (1) 
где: [Л] — критерий СЛ (самоорганизации личности); 
Л — критерий НСЛ (нравственной самоорганизации личности); 
Л — критерий ССЛ (саморазвития способностей личности). 
Аксиома 1. В процессе целенаправленного формирования нравственной 
личности, необходимо и достаточно (в качестве устойчиво значимых)  
совершенствовать три фактора: 
• Ф — форма (первоочередной фактор), 
• Мж — мудрость житейская (жизненная) и 
• Ю — юмор. 
Содержательное наполнение этих трех составляющих, углубление, 
усложнение их и неустанное стремление следовать их ориентирам в  
повседневной жизни составляют критерий нравственной самоорганизации  
личности НСЛ, который в общем виде можно представить как: 
Л = (Ф, Мж, Ю) 
Аналитическое выражение (рабочий вид) критерия НСЛ (формула  
нравственного образа жизни) имеет следующий вид: 
(2) 
где Ф — форма: сознательное отношение к себе в целом, к своему здоровью 
в самом широком понимании и значении его, как сохранения здорового  
образа жизни, культуры поведения, сохранения организма (включая  
физическую культуру и гигиену); Мж (М) — мудрость житейская (жизненная):  
сознательное накопление из научного знания, опыта и культуры высших  
житейских общечеловеческих истин (в том числе нравственная культура), как 
основы для действий и принятия решений в повседневной жизни. Ю — 
юмор: сознательное развитие чувства юмора (в том числе способности  
видеть комические стороны различных жизненных ситуаций и человеческих 
поступков и добродушного, но серьезного, что заложена в юморе,  
отношения к ним и поэтому наиболее целостно отображающего существо явлений, 
событий и т. д.) как эффективное средство: во-первых, поддержания  
человеком общей формы; во-вторых, достижения житейской мудрости в  
решениях и действиях его; в-третьих, как условия более спокойного отношения 
к различным ситуациям и ценностям в своей и чужой жизни. 
Аксиома 2. В процессе целенаправленного развития способностей  
личности необходимо и достаточно совершенствовать два фактора: К —  
кругозор (первоочередной фактор), То — трудолюбие осмысленное. 
Содержательное наполнение этих двух факторов и неустанное  
стремление следовать их идеям в повседневной жизни составляют критерий  
саморазвития способностей личности. 
Критерий ССЛ в общем виде: 
Л = (К, То). 
Аналитическое выражение [практический (рабочий) вид] критерия ССЛ 
(формула духовного образа жизни): 
(3) 
где К — кругозор: сознательное расширение и обогащение круга знаний и 
интересов, в том числе уровень образования, мировоззрение, духовная 
культура, политическая культура; 
То — трудолюбие осмысленное: самовоспитание (приобретение  
навыков, умения, профессиональной культуры труженика и творца) на всех 
стадиях деятельности (цель, средства, процесс, результат) и  
самоконтроль, включающий принцип: хорошо или никак; реальное значение и 
выраженность которого зависят от кругозора. 
Используя формулы (1), (2), (3), мы можем построить аналитическое 
выражение (рабочий вид) критерия самоорганизации личности (формулу 
личности): 
в котором горизонтальные линии отражают устойчивое сохранение двуна- 
правленности связи личности и основных факторов, определяющих и  
фиксирующих возможности её развития, а комплексы — взаимозависимость 
этих факторов. 
Формула служит как бы указателем направлений и составляющих  
работы личности над собой, в своем совершенствовании. Знак [Л] — личность, 
находящийся в центре формулы, несет главную смысловую нагрузку ее. 
Стремление личности к саморазвитию полагает необходимость  
совершенствовать свою нравственность (левая часть формулы) и способности (правая 
часть формулы), а поэтому совершенствовать свою форму (Ф), от которой 
во многом зависят возможности развития мудрости житейской (Мж) и 
юмора (Ю), составляющих вместе потенциал и перспективу нравственного 
ее развития, и кругозор и связанное с ним трудолюбие осмысленное,  
обеспечивающие рост способностей личности. 
Эта формула служит ориентиром и для организации воспитательной  
работы, в том числе и по самовоспитанию личности. 
Максимальная эффективность критериев СЛ (формулы личности)  
достигается на языке пользователя. Используя значения факторов,  
приведенные в формулах (2) и (3), формулу (4) можно построить в любой системе 
письма. 
Обозначением критерия СЛ является поставленная в квадратные скобки 
первая буква слова, имеющего смысл «личность». В левой части выражения 
ставится основной графический знак критерия НСЛ: укрупнённая  
заглавная буква слова, имеющего смысл «форма», в эту букву слева (или сверху) 
вписывается буква с индексом, которые являются начальными буквами 
словосочетания, имеющего смысл «мудрость житейская». Справа (или  
снизу) вписывается первая буква слова, имеющего смысл «юмор». В правой  
части комплекса ставится основной графический знак критерия ССЛ: 
укрупнённая заглавная буква слова, имеющего смысл «кругозор», в эту  
букву вписывается (снизу в границах её начертания) буква с индексом, которые 
являются начальными буквами словосочетания, имеющего смысл  
«трудолюбие осмысленное». Левая и правая части комплекса соединены с  
буквенным обозначением критерия знаками = и =, которые показывают особого 
рода связь между тремя и двумя факторами (соответственно) и личностью, 
которая накапливает и совершенствует их в своём сознании и стремится  
руководствоваться ими в повседневной жизни. На английском языке  
рассматриваемая формула будет иметь следующий вид: 
где F — form; Ww — wisdom worldly; H — humour; P — person; H — horizon; 
Is — industriousness sensible. 
Устойчивость человеческой индивидуальности, мотивы и стимулы  
повседневного поведения формируются на основе личного мнения по  
основополагающим вопросам духовной ориентации (фактор К). Рассмотрим  
главные из этих вопросов. 
Мировоззренческая ориентация: человек и всё, что его окружает, это — 
открытое и не открытое, понятое и не понятое, достижимое и не  
достижимое. 
Цель жизни: достижение нравственного и духовного образа жизни. 
Смысл жизни (тайна бытия): непрерывное приближение к нравственному и 
духовному образу жизни. 
Высшие потребности личности: любовь и вдохновение приносят радость 
соответствия смыслу жизни. 
Выводы 
1. Предлагаемая формула личности в компактной и обобщенной форме 
определяет структуру созидания личности, ее модель. 
2. Выявлено (аксиоматическим методом) минимально необходимое  
количество факторов (пять), два из которых выступают как первоочередные 
формирующие личность. 
3. Личность в соответствии со своими склонностями может уверенно 
выполнять внутреннюю работу по формуле, выраженной на родном языке. 
4. Предложенное толкование основных проблем духовной ориентации 
имеет определяющее воспитательное значение при формировании  
устойчивости, мотивов и стимулов поведения личности. 
5. Простота и доходчивость предложенной модели формирования  
личности позволяют перераспределять объём воспитательной работы в сторону 
увеличения объёма самовоспитания (самоорганизации) личности,  
выполняемого наряду с её основной деятельностью, при этом объём внешнего 
воздействия уменьшается, но возрастает его роль в формировании  
гармоничности развития. 

Категория: Психология и педагогика | (23.11.2012)
Просмотров: 2580 | Рейтинг: 0.0/0