Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Формула личности
|
|
Демчинский В. Ф. С древнейших времен проблемы воспитания и самовоспитания индивида являются острейшей задачей общества. Этим проблемам посвящена огромная литература в сфере психологических и педагогических знаний прежде всего. Поднимаются и решаются сложнейшие вопросы особенностей воспитания ребенка на разных возрастах, формирования определенных качеств в детстве и во взрослом состоянии, психологических характеристик и специфики подходов к ним и т. д. и т. п. Уникальность человека не терпит шаблонов и формализации, и выбор путей воспитания требует постоянных поисков. И в то же время существуют определенные объективно вычленяемые принципы, нормы, устойчивые образующие человека, позволяющие соответствующим образом формализовать организацию — выбор направленности воспитания и самовоспитания (своего рода точки направления главных воздействий на эти процессы). Созидание личности проходит два этапа: формирование и развитие—саморазвитие. На стадии формирования личности преобладают внешние воздействия, на стадии взросления и взрослости — самовоспитание. Нами была поставлена цель: аналитическим путем, вычленяя главные образующие организацию личности, вывести своего рода критерии ее самоорганизации, которые становятся формулой ее личностного развития. Путем логического рассуждения и интуитивного мышления нами были вычленены устойчивые и поэтому, как нам представляется, главные конструкты структурной организации личности. Мы исходили из того, что самодеятельная и творческая (самоорганизующаяся) личность [Л] формируется внутренними усилиями путем неустанного стремления следовать двум критериям: критерию нравственной самоорганизации личности (Л) и критерию саморазвития способностей личности (Л), что может быть в своей связи простейшей формулой: Л-[Л]-Л, (1) где: [Л] — критерий СЛ (самоорганизации личности); Л — критерий НСЛ (нравственной самоорганизации личности); Л — критерий ССЛ (саморазвития способностей личности). Аксиома 1. В процессе целенаправленного формирования нравственной личности, необходимо и достаточно (в качестве устойчиво значимых) совершенствовать три фактора: • Ф — форма (первоочередной фактор), • Мж — мудрость житейская (жизненная) и • Ю — юмор. Содержательное наполнение этих трех составляющих, углубление, усложнение их и неустанное стремление следовать их ориентирам в повседневной жизни составляют критерий нравственной самоорганизации личности НСЛ, который в общем виде можно представить как: Л = (Ф, Мж, Ю) Аналитическое выражение (рабочий вид) критерия НСЛ (формула нравственного образа жизни) имеет следующий вид: (2) где Ф — форма: сознательное отношение к себе в целом, к своему здоровью в самом широком понимании и значении его, как сохранения здорового образа жизни, культуры поведения, сохранения организма (включая физическую культуру и гигиену); Мж (М) — мудрость житейская (жизненная): сознательное накопление из научного знания, опыта и культуры высших житейских общечеловеческих истин (в том числе нравственная культура), как основы для действий и принятия решений в повседневной жизни. Ю — юмор: сознательное развитие чувства юмора (в том числе способности видеть комические стороны различных жизненных ситуаций и человеческих поступков и добродушного, но серьезного, что заложена в юморе, отношения к ним и поэтому наиболее целостно отображающего существо явлений, событий и т. д.) как эффективное средство: во-первых, поддержания человеком общей формы; во-вторых, достижения житейской мудрости в решениях и действиях его; в-третьих, как условия более спокойного отношения к различным ситуациям и ценностям в своей и чужой жизни. Аксиома 2. В процессе целенаправленного развития способностей личности необходимо и достаточно совершенствовать два фактора: К — кругозор (первоочередной фактор), То — трудолюбие осмысленное. Содержательное наполнение этих двух факторов и неустанное стремление следовать их идеям в повседневной жизни составляют критерий саморазвития способностей личности. Критерий ССЛ в общем виде: Л = (К, То). Аналитическое выражение [практический (рабочий) вид] критерия ССЛ (формула духовного образа жизни): (3) где К — кругозор: сознательное расширение и обогащение круга знаний и интересов, в том числе уровень образования, мировоззрение, духовная культура, политическая культура; То — трудолюбие осмысленное: самовоспитание (приобретение навыков, умения, профессиональной культуры труженика и творца) на всех стадиях деятельности (цель, средства, процесс, результат) и самоконтроль, включающий принцип: хорошо или никак; реальное значение и выраженность которого зависят от кругозора. Используя формулы (1), (2), (3), мы можем построить аналитическое выражение (рабочий вид) критерия самоорганизации личности (формулу личности): в котором горизонтальные линии отражают устойчивое сохранение двуна- правленности связи личности и основных факторов, определяющих и фиксирующих возможности её развития, а комплексы — взаимозависимость этих факторов. Формула служит как бы указателем направлений и составляющих работы личности над собой, в своем совершенствовании. Знак [Л] — личность, находящийся в центре формулы, несет главную смысловую нагрузку ее. Стремление личности к саморазвитию полагает необходимость совершенствовать свою нравственность (левая часть формулы) и способности (правая часть формулы), а поэтому совершенствовать свою форму (Ф), от которой во многом зависят возможности развития мудрости житейской (Мж) и юмора (Ю), составляющих вместе потенциал и перспективу нравственного ее развития, и кругозор и связанное с ним трудолюбие осмысленное, обеспечивающие рост способностей личности. Эта формула служит ориентиром и для организации воспитательной работы, в том числе и по самовоспитанию личности. Максимальная эффективность критериев СЛ (формулы личности) достигается на языке пользователя. Используя значения факторов, приведенные в формулах (2) и (3), формулу (4) можно построить в любой системе письма. Обозначением критерия СЛ является поставленная в квадратные скобки первая буква слова, имеющего смысл «личность». В левой части выражения ставится основной графический знак критерия НСЛ: укрупнённая заглавная буква слова, имеющего смысл «форма», в эту букву слева (или сверху) вписывается буква с индексом, которые являются начальными буквами словосочетания, имеющего смысл «мудрость житейская». Справа (или снизу) вписывается первая буква слова, имеющего смысл «юмор». В правой части комплекса ставится основной графический знак критерия ССЛ: укрупнённая заглавная буква слова, имеющего смысл «кругозор», в эту букву вписывается (снизу в границах её начертания) буква с индексом, которые являются начальными буквами словосочетания, имеющего смысл «трудолюбие осмысленное». Левая и правая части комплекса соединены с буквенным обозначением критерия знаками = и =, которые показывают особого рода связь между тремя и двумя факторами (соответственно) и личностью, которая накапливает и совершенствует их в своём сознании и стремится руководствоваться ими в повседневной жизни. На английском языке рассматриваемая формула будет иметь следующий вид: где F — form; Ww — wisdom worldly; H — humour; P — person; H — horizon; Is — industriousness sensible. Устойчивость человеческой индивидуальности, мотивы и стимулы повседневного поведения формируются на основе личного мнения по основополагающим вопросам духовной ориентации (фактор К). Рассмотрим главные из этих вопросов. Мировоззренческая ориентация: человек и всё, что его окружает, это — открытое и не открытое, понятое и не понятое, достижимое и не достижимое. Цель жизни: достижение нравственного и духовного образа жизни. Смысл жизни (тайна бытия): непрерывное приближение к нравственному и духовному образу жизни. Высшие потребности личности: любовь и вдохновение приносят радость соответствия смыслу жизни. Выводы 1. Предлагаемая формула личности в компактной и обобщенной форме определяет структуру созидания личности, ее модель. 2. Выявлено (аксиоматическим методом) минимально необходимое количество факторов (пять), два из которых выступают как первоочередные формирующие личность. 3. Личность в соответствии со своими склонностями может уверенно выполнять внутреннюю работу по формуле, выраженной на родном языке. 4. Предложенное толкование основных проблем духовной ориентации имеет определяющее воспитательное значение при формировании устойчивости, мотивов и стимулов поведения личности. 5. Простота и доходчивость предложенной модели формирования личности позволяют перераспределять объём воспитательной работы в сторону увеличения объёма самовоспитания (самоорганизации) личности, выполняемого наряду с её основной деятельностью, при этом объём внешнего воздействия уменьшается, но возрастает его роль в формировании гармоничности развития. | |
|
|
Просмотров: 2580 | Рейтинг: 0.0/0 |