Главная » Статьи » Психология и педагогика

ФУНКЦИИ ОБРАЗОВ-ЭТАЛОНОВ ПАМЯТИ В РЕГУЛЯЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Психологический анализ структуры и функций познавательной деятельность субъекта, осуществляемый с позиций системного подхода (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин" Б.Ф Ломов, В.П. Зинченко, С.П. Бочарова, В.Я. Ляудис), позволяет полнее раскрыть структуру сложного ансамбля психических процессов: сенсорных, мнемических, интеллектуальных, рече-моторных, в своём единстве составляющих функциональные механизмы целенаправленной деятельности человека. В структуре психики Б.Ф. Ломов выделяет три основных подсистемы: когнитивную, регуляторную и коммуникативную. Память в единстве её когнитивных и продуктивных функций является непременным компонентом каждой из этих подсистем, реализуя в них свои базовые и инте-
гративные свойства.

1. Память как многоуровневая система активно участвует в формировании концептуальных образов субъективной реальности. Эти образы-эталоны, сохраняемые i долговременной памяти, регулируют количественный и качественный отбор входной информации через сенсорную и оперативную кратковременную память.

2. Мнемические процессы осуществляют преобразование и интеграцию сигналов всех модальностей, их отбор и запечатление в пределах каждого анализатора, также образование интермодальных связей, конвергенцию всех анализаторных систе> и тем самым - целостность сенсорно-перцептивной модели мира у субъекта.

3. Память обеспечивает также единство сенсорного отражения с интеллектуаль ными образами в структуре концептуальных моделей (метапамять).

4. Критерии отбора входной информации, её количественных и качественны преобразований детерминированы образами-эталонами памяти, складывающимися основе предшествующего опыта субъекта.

5. Сохранял основной системообразующий компонент деятельности - представление цели и конечного результата, процессы долговременной и кратковременно оперативной памяти обеспечивают сопоставление образов ожидаемого и реальног результатов и на этой основе - самоконтроль и регуляцию деятельности в целом и т дельных её этапов и уровней.

6. Складывающиеся в пределах памяти концептуальные образы-модели выступают в роли программ последующей деятельности.

7. Разработка адекватных концептуальных моделей деятельности осуществлюется в памяти в связи с присущей ей функцией опережающего отражения (П.К. Анахин, Б.Ф. Ломов, ВЛ. Ляудис). Антиципирующие свойства памяти - один из важнейших её феноменов, обеспечивающий возможность для субъекта достижения желаем(рд результата при организации познавательной и практической деятельности и ее регуляции во времени.

8. В структурах памяти объединяются в едином контексте ретроспективный, реальный и перспективный образы-планы поведения, позволяя субъекту в интериоризованном плане оперировать информацией в различных временных направлениях, обеспечивая его способность к предвидению.

9. Соединение макро- и микроструктурного анализа позволяет строить структурно-функциональные модели памяти, раскрывая операционный ссстав переработки информации в процессе формирования субъективных образов, а также взаимодействие мнемических структур с другимя психическими процессами в целостной структуре целенаправленной деятельности и активную интегрирующую роль памяти в формировании адекватного концептуального образа объективной реальности.

Категория: Психология и педагогика | (16.11.2012)
Просмотров: 633 | Рейтинг: 0.0/0